• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Немецкий язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Немецкий язык» относится к дисциплинам профессионального цикла, входит в блок дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную часть подготовки (Б.ПЦ. Б) бакалавров. Изучение учебной дисциплины студенты начинают после 1 года обучения с уровня A2. Основные положения при изучении дисциплины могут быть поддержаны знаниями и умениями, получаемыми студентами в рамках изучения дисциплин «Английский язык», «Введение в языкознание», «Латинский язык». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Третий иностранный язык (французский)», «Ключевые тексты на немецком языке», «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Немецкий язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уровне не ниже B1 (по Общеевропейской шкале уровней).
  • Знать: • орфографические нормы немецкого языка; • систему правил морфологии и синтаксиса немецкого языка в рамках содержательной части программы; • лексику в объёме, необходимом для реализации компетенций филолога-бакалавра; • способы реализации коммуникативной цели высказывания; • функциональные стили немецкого языка; • речевые клише для выражения различных интенций в рамках устной и письменной коммуникации; • правила интонационного оформления простых нераспространенных и распространенных, а также сложносочиненных предложений различных коммуникативных типов • основные языковые и культурно-исторические реалии немецкоязычных стран
  • Уметь: • использовать справочную литературу и другие источники на русском/немецком языке для самостоятельной работы; • пользоваться различными двуязычными и одноязычными словарями немецкого языка; • пользоваться немецким языком как средством исследовательской деятельности: использовать справочную литературу и другие источники на немецком языке, представлять основную информацию собственных исследований на немецком языке в устной и письменной форме, выступать с небольшими сообщениями, докладами; • излагать свою точку зрения на изучаемые вопросы, обосновывать преимущества и недостатки разных мнений; • создавать тексты различных жанров по широкому кругу вопросов, эссе и доклады, освещая вопросы или аргументируя точку зрения "за" или "против"; • представлять результаты аналитической работы с текстом по пройденной тематике в устной и письменной форме с учетом принятых в стране изучаемого языка академических норм и требований к оформлению соответствующих текстов.
  • Владеть навыками в области говорения: • без подготовки участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка; • принимать участие в дискуссиях по знакомой проблематике, обосновывать и аргументировать свою точку зрения; • выступать с подготовленным монологическим сообщением, аргументированно излагая свою позицию и используя вспомогательные средства (Power-Point и т.д.); • строить неподготовленное монологическое/диалогическое высказывание с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, график, таблица, статистические данные, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения; • строить свое речевое поведение адекватно социокультурной специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения.
  • Владеть навыками в в области письма: • вести переписку и оформлять письменные документы различного характера; • писать эссе или доклады, освещая заданный тезис или вопрос; • писать небольшие эссе, освещая заданный основной тезис или вопрос; • создавать небольшие тексты различных жанров в рамках тематики содержательной части программы; • вести краткие записи основной получаемой информации, представленной в виде доклада или презентации.
  • Владеть навыками в области аудирования (понимания речи на слух): • понимать на слух информацию, представленную в виде аутентичных текстов разной тематики и различных жанров, и реагировать на нее в соответствии с заданием; • извлекать необходимую информацию из текстов, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее в соответствии с заданием.
  • Владеть навыками в области чтения: • аннотировать и реферировать научно-популярные, художественные и официальные тексты знакомой тематики на немецком языке; • работать с текстами различных жанров с целью извлечения нужной информации, используя приемы ознакомительного, просмотрового, изучающего чтения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • описывать и интерпретировать статистические данные , представленные в виде таблиц, графиков, инфографики
  • извлекать информацию из аутентичных текстов уровня А 2/ В 1(модуль 1-2)/ В1/В2 (модуль 3-4), в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей.
  • написать небольшие (min.80 слов) блоги/эссе, освещая заданный основной тезис или вопрос, сравнивая различные точки зрения и аргументируя свое мнение
  • сравнивать различные точки зрения и аргументировать +/- в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А 2/В 1
  • давать оценку событиям и явлениям : выражать свои предпочтения/неприятие, обосновывать свой выбор и свое мнение
  • запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня А 2 (модуль 1-2)/ В 1 (модуль 3-4)
  • распознавать и применять лексические и грамматические структуры уровня А 2 (модуль1-2) / B 1 (модуль 3-4) в соответствии с коммуникативной задачей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Мечты и желания
    1.Мечты и желания 2.Планы на выходные1.Мечты и желания формулировать и запрашивать информацию о желаниях и мечтах; описывать простые статистические данные о предпочтительных занятиях в свободное время, о мечтах и планах 2.Планы на выходные вести диалог в ситуации планирования совместных выходных: формулировать предложения, реагировать на предложения собеседника, аргументированно соглашаться/отказываться, формулировать встречное предложение Грамматика: - Konjunktiv II для выражения желаний - предложения с союзом trotzdem
  • Раздел 2. Одежда и мода
    1. Внешний вид и гардероб. давать оценку внешнего вида/ одежды; давать советы/рекомендации при выборе одежды и обосновывать свой выбор 2. В магазине одежды. вести диалог в различных коммуникативных ситуациях в магазине одежды 3.Мода и стиль. выражать свои вкусы/ предпочтения/неприятие и обосновывать свой выбор Грамматика - указательные местоимения der/die/das; dies-; - вопросительный артикль welch-/ was für ein-?; - степени сравнения прилагательных/ наречий; - склонение прилагательных/ наречий; - склонение личных местоимений в Дат. падеже; - глаголы с Дат. падежом.
  • Раздел 3 Потребительское поведение
    1.Основные статьи потребительских расходов. описывать основные статьи расходов и аргументировать свой выбор; анализировать статистические данные по теме; 2. Делать покупки правильно, как? 3.Онлайн-шопинг: за и против. сравнивать различные точки зрения и аргументировать "за" или "против"; давать советы/рекомендации и обосновывать свой выбор; описывать покупательское поведение, выражать свое отношение к нему и обосновывать свое мнение; выражать свои вкусы/ предпочтения/неприятие и обосновывать свой выбор Грамматика: сравнения с использованием союзов als/ wie придаточные предложения причины с союзом weil придаточные изъяснительные предложения с союзом dass модальный глагол sollen в значении совета (повторение)
  • Раздел 4 Праздники и важные даты
    1. Праздники в немецкоязычных стран и России. вести диалог о праздниках своей страны; расспросить собеседника, чтобы получить недостающую информацию о датах и сроках, о национальных праздниках и традициях; написать текст-описание праздника, выступить с презентацией национального праздники своей страны 2. Подготовка и проведение праздников. Приглашения. принимать устные приглашения/ отказываться от них; формулировать праздничные пожелания и реагировать на них; написать приглашение на праздник или ответить на него согласием/ отказом; написать краткое праздничное объявление / приглашение, вести дискуссию и договариваться о проведении праздника 3.Выбор подарков. давать советы/рекомендации при выборе подарков; вести дискуссию и договариваться о проведении выборе подарка Грамматика: • порядковые числительные • особенности употребления предлогов времени (повторение); • склонение личных местоимений; • придаточные предложения дополнения с союзами außerdem, trotzdem, deshalb; • порядок слов в предложениях с прямым дополнением в дательном и винительном падежах.
  • Раздел 5 Школьные годы. Образование.
    1.Известные личности и их биографии. представлять и запрашивать биографическую информацию; представлять биографии известных личностей; составлять личную биографию в табличной и текстовой форме 2. Детские и школьные годы. представлять и запрашивать личную информацию о детстве/ школьных годах; 3.Система образования в Германии и России. сравнивать образовательные системы в России и Германии; выражать и аргументировать личные предпочтения по теме, взвешивая плюсы и минусы Грамматика • простое прошедшее время Präteritum; • придаточные предложения с союзами als/wenn; • придаточные предложения с союзом obwohl • местоименные наречия (определительные и вопросительные); • придаточные определительные предложения.
  • Раздел 6 Мобильность и путешествия
    1.Виды путешествий, места отдыха. аргументировать выбор типа путешествия и места отдыха, выделяя их +/- 2.Подготовка к поездке. формулировать устное/письменное сообщение о подготовке/ планировании поездки/путешествия; извлекать информацию из текстов страноведческого характера 3.Отчет о путешествии. выражать свое отношение к чему-либо (удивление, недовольство, радость…); рассказывать о путешествии своей мечты; писать открытку из отпуска 4.Путешествуем по Германии/России! составлять рекламный текст о возможностях отдыха в Германии и своей стране; давать советы и рекомендации на тему «Путешествие» Грамматика предлоги направления и места; - возвратные глаголы; - родительный падеж имен существительных; - предлоги, требующие родительного падежа (während,wegen) - косвенные вопросы с частицей ob и вопросительными словами; - könnte, würde в вежливых просьбах.
  • Раздел 7 Коммуникация и СМИ
    1. Типы средств коммуникации, их функции и сферы использования. обсуждать современные средства коммуникации, их функций, преимущества и недостатки 2. Цифровые технологии: за и против. 3. Диджитализация в социальной сфере. вести дискуссию, выражая личные предпочтения по теме и аргументируя плюсы и минусы; участвовать в онлайн-обмене мнениями по проблематике раздела Грамматика • придаточные предложения цели с damit и инфинитивной группой um … zu; • склонение прилагательных без артикля; • будущее время глаголов Futur I, II; • придаточные предложения времени с союзами seit и bis.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная дистанционная асинхронная работа с ответом в письменной / устной форме
    За 1 модуль выполняется 5 работ с ответом в письменной форме и 1 работа по 1 разделу из содержательной части дисциплины с ответом в устной форме. Средневзвешенное всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О сам.работа.
  • неблокирующий Индивидуальная синхронная работа с ответом в письменной /устной форме форме в дистанционной форме
    проверочные задания / тесты для индивидуального выполнения с ответом в письменной форме, до 40 минут,за 1 модуль выполняется 5-7 работ. Проектные задания с ответом в устной форме. Средневзвешенное всех оценок по контрольному периоду входит в расчет О аудиторная
  • неблокирующий Письменная контрольная экзаменационная работа в дистанционном формате
    1 работа за 2 модуля. Оценка за работу входит в О экзамен. Тест проводится онлайн для всего курса в синхронном формате по группам под руководством преподавателя каждой группы на платформе ZOOM (https://zoom.us/) с внесением ответов в LMS HSE (https://lms.hse.ru/). Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к сети интернет, поддержка ZOOM. Для участия в элементе контроля студент обязан: в день теста провести контроль всех технических устройств: микрофона, камеры, компьютера, подключения к сети интернет, в обязательном порядке провести тестирование flash player (см. инструкции из памятки по работе с ЛМС), включить камеру и микрофон. Тест состоит из отдельных блоков в целях минимизации потерь данных после аудирования и будет открываться по графику, высланному старшим преподавателем на корпоративные почты студентов накануне тестирования. На вход в каждый блок у студента будет от 3 до 5 минут. Допуск к выполнению теста после закрытия входа в соответствии с графиком ЗАПРЕЩЕН. Во время проведения элемента контроля студентам ЗАПРЕЩЕНО: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться в социальных сетях, пользоваться электронными переводчиками и другими электронными средствами коммуникации, общаться с другими людьми, находящимися в момент проведения теста рядом с ними. Кратковременным нарушением связи во время элемента контроля считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время элемента контроля считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в элементе контроля. В случае возникновения любой проблемы во время выполнения теста, студент обязан немедленно сделать скриншот, на котором будет виден ВЕСЬ экран устройства, включая отметку времени на компьютере, и связаться со своим преподавателем в чате ZOOM, приложив скрин.
  • неблокирующий Контроль монологической речи в дистанционном формате
    Подробные критерии оценивания прикреплены в разделе ПРИМЕРЫ.
  • неблокирующий Реферирование текста
  • неблокирующий Письменная контрольная экзаменационная работа
    Длительность теста - 90 минут. Работа выполняется в "закрытом" режиме - задания выполняются последовательно, без возможности многократного возвращения. Допустима однократная проверка работы перед сдачей экзаменатору.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* ОЭкзам.устн.+ k4* Oэкз.письм. , где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2, k4= 0,2 О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О экзамен.=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за ответ на экзамене определяется после написания контрольной экзаменационной работы и ответа в устной форме
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Опромеж. = k1*Оаудиторная. + k2* Осам.работа + k3* ОЭкзам.устн.+ k4* Oэкз.письм. , где k1 = 0.3, k2 = 0.3, k3 = 0.2, k4= 0,2 О аудиторная=cредняя оценка (без округления) за разные формы текущего контроля по 10-ти балльной шкале О сам. работа=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу О экзамен.=Средняя оценка (без округления) по 10-ти балльной шкале за ответ на экзамене определяется после написания контрольной экзаменационной работы и ответа в устной форме
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Винтайкина Р. В., Новикова Н. Н., Саклакова Н. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК (B1) 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 377с. - ISBN: 978-5-534-07759-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-b1-423752
  • Ивлева Г. Г. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 264с. - ISBN: 978-5-534-08697-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-432182

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Катаева А. Г., Катаев С. Д., Гандельман В. А. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ + АУДИОМАТЕРИАЛЫ В ЭБС 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 269с. - ISBN: 978-5-534-01265-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-dlya-gumanitarnyh-vuzov-audiomaterialy-v-ebs-431924
  • Смирнова Т. Н. - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. DEUTSCH MIT LUST UND LIEBE. ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 276с. - ISBN: 978-5-534-02468-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nemeckiy-yazyk-deutsch-mit-lust-und-liebe-prodvinutyy-uroven-434291
  • Тагиль, И.П. Немецкий язык. Тематический справочник / И. П. Тагиль. — [4-е изд., испр., перераб. и доп.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 416 с. - ISBN 978-5-9925-1070-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048210