• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно - исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Селин Адриан Александрович, Семенов Александр Михайлович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар 4 курса имеет своей целью обеспечить подготовку студентов к написанию выпускной квалификационной работы. Результатом обучения является проект выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение навыками анализа научной литературы и написания аналитического историографического обзора
  • формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для организации, построе-ния и оформления исследования;
  • формирование навыков постановки исследовательского вопроса, формулировки выводов; развитие умений поиска источников, источниковедческой критики, способов интерпретации источников и использование разных корпусов источников для ответа на исследовательский во-прос;
  • формирование у студентов углубленных представлений о методологии исторической науки, умения выбирать методы и теоретическую рамку применительно к заявленной теме исследова-ния и к выбранной источниковой базе;
  • приобретение студентами навыков публичной защиты исследовательских проектов; формирование умения позиционировать собственное исследование в существующей историо-графии, формирование на начальном этапе профессиональной идентичности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет определять тему и проблему, объект и предмет исследования, формулировать исследовательский вопрос, выбирать методы анализа. Владеет умениями и навыками работы с библиографическими ресурсами; умеет анализировать и использовать информацию из разных видов источников для решения исследовательских и других профессиональных за-дач
  • Умеет выбирать методологию исследования, разбирается в современных междисциплинарных подходах в историографии по поставленной в исследовательской р проблеме
  • Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов.
  • Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Задачи исследовательского семинара
    Повторение пройденных дисциплин. Что такое историческое исследование? Почему реферативный обзор историографии не является исследованием? Почему пересказ источника не является исследованием? Источниковедение и историография. Как данные дисциплины помогают в реализации собственного исследования? Трудности в работе с историографией. Трудности в работе с выбранным источником.
  • Историография и научная новизна исследования: для чего и как пишется историографический обзор
    На семинарском занятии разбирается цель анализа историографии и составления историографического обзора в ВКР. Разбирается разница между историографией конкретного сюжета (изученность выбранного корпуса источников или феномена) и историографией, связанной с интерпретативными подходами и аналитическими рамками исследования (например, проблема исследований колониализма в Новое время, исследования массовой политики рубежа XIX-XX в.). Обсуждается проблема перехода от выявления историографических лакун к формулировке исследовательских вопросов.
  • Исследовательский вопрос и аргумент
    ). Развертывание и утонение аргумента. Выводы исторического исследования. Ограничения, накладываемые характером источника. Ограничения, накладываемые подходом или теоретической рамкой исследования. Способы позиционирования аргумента в рамках текущих историографических споров и методологических школ исторического знания. Пути идентификации вклада собственного исследования в историографию.
  • Презентация исследовательской работы. Коллоквиум
    Студенты публично представляют и защищают исследовательские проекты собственных выпускных квалификационных работ. Для защиты проекта готовится презентация (не более 10 слайдов). Презентация должна отражать основные разделы ВКР. По итогам презентации преподаватель семинарских занятий и студенты задают вопросы, дают комментарии, касающийся представленного проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная
    Преподаватель оценивает активность студентов в обсуждении обязательной литературы к семинарам и вклад студента в дискуссию в рамках семинарских занятий, на которых обсуждаются различные аспектов исторического исследования. Отдельно отмечается привлечение в рамках ответа студентом результатов собственных исследований (курсовые 1-3 года и текущая работа над ВКР). Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Пропущенные занятия должны быть отработаны в письменном виде (реферат по обязательной литературе не менее 6000 знаков с пробелами) и сданы не позднее начала очередного занятия
  • неблокирующий коллоквиум
    Оценка за коллоквиум (Околл.) выставляется за презентацию исследования и устную защиту. График презентаций составляется преподавателем. Время презентации – 7-10 минут. Презентация должна отражать основные разделы ВКР. В случае невозможности быть на презентации и защите своей работы в назначенный день студент обязан выслать на электронную почту преподавателя подготовленную презентацию проекта ко времени начала занятия (например до 12:10, если занятие начинается в 12:10). В этом случае преподаватель назначает новую дату защиты. Если презентация не представлена, оценка Околл. = 0, защита не назначается.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * аудиторная + 0.3 * коллоквиум + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Что такое глобальная история?, Конрад, С., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Budde, G.-F., & Kocka, J. (2002). Kontstept Nemetskogo “Osobogo Puti”: Istoriia, Potentsial, Granitsy Primenimosti. Ab Imperio, 1, 65–84.