• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Ключевые тексты на немецком языке

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс сосредоточен на повествовательной прозе, в основном романах (и некоторых драмах). Повествовательная проза представляет особый интерес, поскольку в ней, с одной стороны, отражаются социальные, политические, ментальные и культурные развития в новейшей истории и настоящем. С другой стороны, особое внимание уделяется языково-критическому и эстетическому потенциалу прозы. Отбор текстов основывается на этом критерии: читаются романы, использующие экспериментальные стилистические и композиционные приемы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является ознакомление студентов с некоторыми ключевыми текстами немецкоязычной литературы (из Швейцарии, Австрии, ФРГ и ГДР) с 1960-х годов до настоящего времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и анализирует особенности документальной эстетики в романах и драмах 1960-х годов.
  • Студент способен понимать текст ына немецком языке и осваивает стилистические особенности в прозе австрийского автора Томаса Бернхарда.
  • Студент способен читать тексты на немецком языке и осваивает нарративные приемы ранней концептуальной прозы Петера Хандке.
  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и анализирует стилистические особенности прозы Арно Шмидта в контексте ранней ФРГ
  • Студент способен читать тексты на немецком языке и понимает принципы документального повествования и монтажной эстетики Александера Клуге.
  • Студент способен понимать текст на немецком языке и знает о роли австрийской писательницы Элфриде Елинек в развитии женской немецкоязычной литературы.
  • Студент способен читать тексты на немецком языке и знает о роли Кристы Вольф в развитии лиутературы ГДР.
  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и понинает примеы интертекстаулности в произведенииях Ранзмайра.
  • Студент способен понимать текст на немецком языке и осваивает муфологические контексты и ссылки на традицию романтической Künstlernovelle в романе австрийского автора Роберта Шнайдера.
  • Студент способен понимать текст на немецком языке и осваивает главные вопросы спорной рецепции романа швейцарского автора Кристиана Крахта.
  • Студент способен понимать текст Берлинского автора Инго Шульце и анализирует эпизодичекую нарративную структуру романа перед фоном пост-ГДРовской социальной и политической ситуации.
  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и анализирует роман Зебальда в контексте “постмемориальной“ литературы о тоталитарном терроре.
  • Студент способен понимать тексты швейцарского автора Кристиана Крахта в контексте „pop literature“ 1980-х годов. Он также осваивает главные вопросы спорной рецепции романов Крахта.
  • Студент способен понимать тексты на немецком языке и контекстуализирует творчество австрийской писательницы Штрерувиц в контексте новой женской лиутературы.
  • Студент способен понимать текст на немецком языке и сравнивает роман с другими текстами 1990-х и 2000-х годов о тоталитарном терроре.
  • Студент способен читать текст на немецком языке и понимает его простанственную семантику (мотивы острова, моря, границы) перед фоном конца ГДР.
  • Студент способен читать тексты на немецком языке и понимает пространтсвенную динамику их нарративных структур.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 Peter Weiss, „Abschied von den Eltern“, „Die Ermittlung“, „Ästhetik des Widerstands“
  • 2 Thomas Bernhard, „Frost“, „Gehen“, „Der Stimmenimitator“
  • 3 Peter Handke, „Die Innenwelt der Außenwelt der Innenwelt“, „Wunschloses Unglück“, „Die Angst des Tormanns beim Elfmeter“
  • 4 Arno Schmidt, „Schwarze Spiegel“, „Zettel’s Traum“
  • 5Alexander Kluge, „Schlachtbeschreibung“, „Lebensläufe“, „Lernprozesse mit tödlichem Ausgang“
  • 6Elfriede Jelinek, „Die Liebhaberinnen“, „Die Klavierspielerin“
  • 7Christa Wolf, „Nachdenken über Christa T.“, „Kassandra“
  • 8Christoph Ransmayr, „Die Schrecken des Eises und der Finsternis“, „Die letzte Welt“
  • 9Robert Schneider. „Schlafes Bruder“
  • 10 Marcel Beyer, „Flughunde“
  • 11 Ingo Schulze, „Simple storys“ (sic!
  • 12 W. G. Sebald, „Austerlitz“, Katja Petrowskaja, „Vielleicht Esther“
  • 13 Christian Kracht, „Faserland“, „Ich werde hier sein im Sonnenschein und im Schatten“, „Imperium“
  • 14 Marleene Streeruwitz, „Party Girl“, „Jessica, 30“
  • 15 Herta Müller, „Atemschaukel“
  • 16 Lutz Seiler, „Kruso“
  • 17 Sasha Marianna Saltzmann, „Außer sich“, Esther Kinsky, „Banatsko“»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Еженедельные домашние задачи: Переводы избранных мест из обсужденных в курсе текстов
  • неблокирующий Проверочные работы
    Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
  • неблокирующий Лексические диктанты
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Экзамен представляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 5 тысячи слов. Эссе выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.24 * Домашняя работа + 0.18 * Лексические диктанты + 0.18 * Проверочные работы + 0.4 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Masterton, G. A. (1976). The Oxford Companion to German Literature (Book). Library Journal, 101(13), 1513.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Matthias Konzett. (2000). Encyclopedia of German Literature. Routledge.