Бакалавриат
2020/2021
Ключевые тексты на немецком языке
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Витте Георг Вильгельм Хайнрих
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
Курс сосредоточен на повествовательной прозе, в основном романах (и некоторых драмах). Повествовательная проза представляет особый интерес, поскольку в ней, с одной стороны, отражаются социальные, политические, ментальные и культурные развития в новейшей истории и настоящем. С другой стороны, особое внимание уделяется языково-критическому и эстетическому потенциалу прозы. Отбор текстов основывается на этом критерии: читаются романы, использующие экспериментальные стилистические и композиционные приемы.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса является ознакомление студентов с некоторыми ключевыми текстами немецкоязычной литературы (из Швейцарии, Австрии, ФРГ и ГДР) с 1960-х годов до настоящего времени.
Планируемые результаты обучения
- Студент способен понимать тексты на немецком языке и анализирует особенности документальной эстетики в романах и драмах 1960-х годов.
- Студент способен понимать текст ына немецком языке и осваивает стилистические особенности в прозе австрийского автора Томаса Бернхарда.
- Студент способен читать тексты на немецком языке и осваивает нарративные приемы ранней концептуальной прозы Петера Хандке.
- Студент способен понимать тексты на немецком языке и анализирует стилистические особенности прозы Арно Шмидта в контексте ранней ФРГ
- Студент способен читать тексты на немецком языке и понимает принципы документального повествования и монтажной эстетики Александера Клуге.
- Студент способен понимать текст на немецком языке и знает о роли австрийской писательницы Элфриде Елинек в развитии женской немецкоязычной литературы.
- Студент способен читать тексты на немецком языке и знает о роли Кристы Вольф в развитии лиутературы ГДР.
- Студент способен понимать тексты на немецком языке и понинает примеы интертекстаулности в произведенииях Ранзмайра.
- Студент способен понимать текст на немецком языке и осваивает муфологические контексты и ссылки на традицию романтической Künstlernovelle в романе австрийского автора Роберта Шнайдера.
- Студент способен понимать текст на немецком языке и осваивает главные вопросы спорной рецепции романа швейцарского автора Кристиана Крахта.
- Студент способен понимать текст Берлинского автора Инго Шульце и анализирует эпизодичекую нарративную структуру романа перед фоном пост-ГДРовской социальной и политической ситуации.
- Студент способен понимать тексты на немецком языке и анализирует роман Зебальда в контексте “постмемориальной“ литературы о тоталитарном терроре.
- Студент способен понимать тексты швейцарского автора Кристиана Крахта в контексте „pop literature“ 1980-х годов. Он также осваивает главные вопросы спорной рецепции романов Крахта.
- Студент способен понимать тексты на немецком языке и контекстуализирует творчество австрийской писательницы Штрерувиц в контексте новой женской лиутературы.
- Студент способен понимать текст на немецком языке и сравнивает роман с другими текстами 1990-х и 2000-х годов о тоталитарном терроре.
- Студент способен читать текст на немецком языке и понимает его простанственную семантику (мотивы острова, моря, границы) перед фоном конца ГДР.
- Студент способен читать тексты на немецком языке и понимает пространтсвенную динамику их нарративных структур.
Содержание учебной дисциплины
- 1 Peter Weiss, „Abschied von den Eltern“, „Die Ermittlung“, „Ästhetik des Widerstands“
- 2 Thomas Bernhard, „Frost“, „Gehen“, „Der Stimmenimitator“
- 3 Peter Handke, „Die Innenwelt der Außenwelt der Innenwelt“, „Wunschloses Unglück“, „Die Angst des Tormanns beim Elfmeter“
- 4 Arno Schmidt, „Schwarze Spiegel“, „Zettel’s Traum“
- 5Alexander Kluge, „Schlachtbeschreibung“, „Lebensläufe“, „Lernprozesse mit tödlichem Ausgang“
- 6Elfriede Jelinek, „Die Liebhaberinnen“, „Die Klavierspielerin“
- 7Christa Wolf, „Nachdenken über Christa T.“, „Kassandra“
- 8Christoph Ransmayr, „Die Schrecken des Eises und der Finsternis“, „Die letzte Welt“
- 9Robert Schneider. „Schlafes Bruder“
- 10 Marcel Beyer, „Flughunde“
- 11 Ingo Schulze, „Simple storys“ (sic!
- 12 W. G. Sebald, „Austerlitz“, Katja Petrowskaja, „Vielleicht Esther“
- 13 Christian Kracht, „Faserland“, „Ich werde hier sein im Sonnenschein und im Schatten“, „Imperium“
- 14 Marleene Streeruwitz, „Party Girl“, „Jessica, 30“
- 15 Herta Müller, „Atemschaukel“
- 16 Lutz Seiler, „Kruso“
- 17 Sasha Marianna Saltzmann, „Außer sich“, Esther Kinsky, „Banatsko“»
Элементы контроля
- Домашняя работаЕженедельные домашние задачи: Переводы избранных мест из обсужденных в курсе текстов
- Проверочные работыПроверочная работа выполняется письменно в аудитории. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
- Лексические диктантыЛексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
- Экзамен (эссе)Экзамен представляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 5 тысячи слов. Эссе выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.