• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Физическая культура

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Контактные часы: 98

Программа дисциплины

Аннотация

Курс сконцентрирован на формировании физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности. В ходе преподавания курса студент ознакомится с влиянием оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек. Сфера применения знаний, полученных в ходе изучения курса: управление самостоятельными занятиями с учётом будущей профессиональной деятельности; творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях; саморегуляция своего психофизического состояния.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение навыков организации режима дня в соответствии с критериями здорового образа жизни
  • получение опыта применения средств физической культуры для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет использовать знания по физической культуре в планировании режима дня, в социальной и профессиональной деятельности
  • Знает влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек
  • Дает четкие определения основных понятий, терминов в сфере физической культуры
  • Использует навыки коммуникативного общения в процессе занятий физической культурой и спортом и умеет работать в команде
  • Владеет навыками, обеспечивающими прикладную деятельность в сфере физической культуры и спорта
  • Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Физическая культура в профессиональной подготовке студентов. Основы здорового образа жизни человека и его отражение в профессиональной деятельности
    Физическая культура как термин и социальное явление, её функции. Виды физической культуры. Физическое воспитание, спорт, двигательная рекреация и двигательная реабилитация: понятие, функции, особенности зарождения в обществе, их значение в различные периоды жизни человека. Цель, задачи, звенья, основы системы формирования физической культуры личности. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования. Основные положения содержания и организации физического воспитания в высших учебных заведениях. Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика студенческого возраста. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в течение учебного дня, семестра (модуля), учебного года, сессионного периода; факторы её определяющие. Средства регулирование работоспособности и профилактики утомления у студентов в разные периоды учебного года. Понятие «образ жизни», «здоровый образ жизни», «качество жизни». Компоненты здорового образа жизни. Гиподинамия и гипокинезия. Роль двигательной активности в жизни современного человека. Вредные привычки и их влияние на личное и социальное здоровье человека..
  • Медико-биологические основы формирования физической культуры личности студентов высших учебных заведений
    Опорно-двигательный аппарат человека. Изменения в опорно-двигательном аппарате под влиянием физических упражнений. Мышечная система и ее функции. Изменения мышечной системы под влиянием физических упражнений. Кровь: ее состав, объем и функции. Функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и их изменения при мышечной деятельности. Кровообращение: сердце и сосуды. Артериальное давление. Особенности кровообращения в скелетных мышцах при статической и динамической работе. Внешнее дыхание, его основные показатели. Изменения дыхания при мышечной работе. Потребление кислорода, кислородный запрос и кислородный долг. Основы организации рационального режима питания. Гигиена закаливания. Биологические ритмы и их влияние на физическую и умственную работоспособность. Резервные возможности организма, их характеристика и классификация, значение в физической культуре и спорте. Формы проявления и резервы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
  • Общетеоретические основы формирования физической культуры личности студентов высших учебных заведений
    3.1. Широкое обшее физическое воспитание студентов Понятие «физическое воспитание». Задачи физического воспитания студентов. Общие и дидактические принципы системы физкультурного образования. Основные и дополнительные средства физического воспитания. Классификации физических упражнений. Двигательные умения и двигательные навыки. Методы обучения двигательным действиям. Структура процесса обучения двигательным действиям. Нагрузка физического упражнения, её параметры; отдых, его разновидности. Зоны интенсивности и энергозатраты различных физических нагрузок. Методы развития двигательных способностей. Основы методики совершенствования двигательных способностей человека. Формы построения занятий физическими упражнениями. Структура занятий урочного типа. Подготовительная, основная и заключительная части: их значение, особенности содержания. Педагогический контроль на занятиях физического воспитания. Виды и значение занятий неурочного типа. Самостоятельные занятия. Содержание, планирование, организация самостоятельных занятий физическими упражнениями разной направленности. Самоконтроль. Дневник самоконтроля. Основы методики физического воспитания взрослых. 3.2. Специализированное (спортивное) направление подготовки студентов Понятие «спорт», его классификации. Социальное, научное, психологическое значение спортивных достижений. Принципы спортивной тренировки. Физическая, техническая, тактическая, интеллектуальная, интегративная виды подготовки спортсмена. Структура спортивной тренировки: макро-, мезо-, микроциклы. Предстартовые состояния, способы их регуляции. Утомление, переутомление, перетренированность. Восстановление работоспособности организма. Педагогические, медико-биологические, психологические средства восстановления. Гендерные аспекты методики занятий физическими упражнениями. Врачебный и педагогически контроль. Студенческий спорт: задачи, содержание, организационные основы. Общественные студенческие спортивные организации. Виды студенческих соревнований
  • Профессионально-прикладная физическая подготовка как вид специализированного направления системы формирования физической культуры личности студентов высших учебных заведений
    Понятие ППФП. Профессиограмма. Профессиональная «Я-концепция». Психологическая структура профессиональной деятельности. Группы труда. Типичные заболевания работников умственного труда. Профилактика профессиональных заболеваний основными и дополнительными средствами физической культуры. Профессиональное выгорание. Основы методики ППФП работников умственного труда: задачи, средства, методы. Формы ППФП (вводная гимнастика, производственная гимнастика, физкультурная минутка, физкультурная пауза): задачи, средства, особенности организации и проведения. Корпоративный спорт.
  • Практический раздел
    Практический раздел программы реализуется преимущественно на занятиях урочной формы: академических и учебно-тренировочных, на которых решаются все задачи формирования физической культуры личности. Содержанием образовательных задач является формирование знаний о технике выполняемых физических упражнений, техники безопасности и способах страховки двигательных действий, способах дозирования и контроля физической нагрузки, а также увеличение и совершенствование фонда двигательных умений и навыков студентов. Решение задач физического развития обеспечивает сбалансированное развитие скоростных, координационных способностей, гибкости, и приоритетное развитие общей, специальной выносливости и силовых способностей в соответствии со студенческим возрастом, а также совершенствование телосложения, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма. Воспитательные задачи направлены на поддержание устойчивого интереса, мотивации и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, как специально организованного, так и самостоятельного характера.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Норматив 1
  • неблокирующий Норматив 2
  • неблокирующий Норматив 3
  • неблокирующий Норматив 4
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Норматив 1
  • неблокирующий Норматив 2
  • неблокирующий Норматив 3
  • неблокирующий Норматив 4
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Получение зачета в период сессии. Итоговая оценка для студентов, освобожденные от занятий физической культурой, (специальная группа Б) выставляется в ведомость на основании оценки за реферат или онлайн курс. Допуск к посещению занятий и аттестация по дисциплине осуществляются на основании пройденного медицинского осмотра и получения заключения о принадлежности студента к группе здоровья (основная, подготовительная, специальная А или специальная Б). Без медицинского заключения, студент не допускается к аттестации по дисциплине «Физическая культура». Критерии допуска к зачету: Основная группа (1 – 3 курсы): 1. 1 семестр – 15 учебных недель, допуск к зачету – 26 часов, сдача нормативов; зачет автоматом – 40 часов. Посещаемость 24 часа и менее – дополнительная сессия. 2. 2 семестр – 22 учебных недели, допуск к зачету – 38 часов, сдача нормативов; зачет автоматом – 50 часов. Посещаемость 36 часов и менее – дополнительная сессия. Основная группа (4 курс) 1. 1 семестр – 15 учебных недель, допуск к зачету – 34 часа, сдача нормативов; зачет автоматом – 52 часа. Посещаемость 32 часа и менее – дополнительная сессия. 2. 2 семестр (3 модуль) – 11 учебных недель, допуск к зачету – 28 часов, сдача нормативов; зачет автоматом – 38 часов. Посещаемость 26 часов и менее – дополнительная сессия. Подготовительная группа (1 – 3 курсы): 1. 1 семестр – 15 учебных недель, допуск к зачету – 26 часов. Нормативы на зачете не сдаются. Посещаемость 24 часа и менее – дополнительная сессия. 2. 2 семестр – 22 учебных недели. Нормативы на зачете не сдаются. Посещаемость 26 часов и менее – дополнительная сессия. Подготовительная группа (4 курс): 1. 1 семестр – 15 учебных недель, допуск к зачету – 34 часа. Нормативы на зачете не сдаются. Посещаемость 32 часа и менее – дополнительная сессия. 2. 2 семестр (3 модуль) – 11 учебных недель, допуск к зачету – 28 часов. Нормативы на зачете не сдаются. Посещаемость 26 часов и менее – дополнительная сессия. Специальная подгруппа А (1 – 3 курсы): 1. Занятия в группах ЛФК. 1 семестр – 15 учебных недель, зачет автоматом – от 26 часов и более. Нормативы на зачете не сдаются. Посещаемость 24 часа и менее – дополнительная сессия. 2. Занятия в группах ЛФК. 2 семестр – 22 учебных недели, зачет автоматом – от 38 часов. Нормативы на зачете не сдаются. Посещаемость 36 часов и менее – дополнительная сессия. Специальная подгруппа А (4 курс): 1. Занятия в группах ЛФК. 1 семестр – 15 учебных недель, зачет автоматом – от 34 часов и более. Нормативы на зачете не сдаются. Посещаемость 32 часа и менее – дополнительная сессия. 2. Занятия в группах ЛФК. 2 семестр (3 модуль) – 11 учебных недель, зачет автоматом – от 28 часов и более. Нормативы на зачете не сдаются. Посещаемость 26 часов и менее – дополнительная сессия. Специальная подгруппа Б (1 – 4 курсы): 1. Занятия в группах ЛФК в медицинской организации с предоставлением справки о посещении занятий в текущем семестре – зачет автоматом. 2. При абсолютных противопоказаниях занятий любой физической культурой 100 % посещение лекций (по 4 часа в каждом семестре), написание реферата или прохождение онлайн курса – зачет автоматом. Критерии оценивания и оценочные средства: Для мужчин: Контрольные нормативы: 1. Подтягивание на перекладине (раз): зачет - 7, не зачет - 6 – 0 2. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (раз): зачет - 17, не зачет - 16 – 0 3. Упражнение для мышц пресса (раз): зачет - 32, не зачет - 31 – 0 4. Прыжки в длину с места (см): зачет -220, не зачет - 219 – 0 Для женщин: Контрольные нормативы: 1.Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см): зачет - 1, не зачет- (-1) – (-2) 2. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (раз): зачет - 17, не зачет - 16 – 0 3. Упражнение для мышц пресса (раз): зачет - 27, не зачет - 26 – 0 4. Прыжки в длину с места (см): зачет - 170, не зачет - 169 – 0 Студенту необходимо выполнить все контрольные нормативы на оценку «зачтено», для получения зачета по дисциплине «Физическая культура». Критерии оценивания реферата: Зачет – тема раскрыта в полной мере, с использованием научной терминологии и примерами. Незачет – содержание не соответствует теме, работа не прошла проверку в системе Антиплагиат. По дисциплине «Физическая культура» принята безоценочная система подведения итогов промежуточной\итоговой аттестации. (п. 96 Приложения к приказу НИУ ВШЭ от 19.08.2014 г. № 6.18.1-01/1908-02) Да 0 (вес: 0) Варблане Анжелика - 2019-11-28 11:24:33 124744 0 Interim assessment (2 module) Нет Получение зачета в период сессии. Итоговая оценка для студентов, освобожденные от занятий физической культурой, (специальная группа Б) выставляется в ведомость на основании оценки за реферат или онлайн курс. Допуск к посещению занятий и аттестация по дисциплине осуществляются на основании пройденного медицинского осмотра и получения заключения о принадлежности студента к группе здоровья (основная, подготовительная, специальная А или специальная Б). Без медицинского заключения, студент не допускается к аттестации по дисциплине «Физическая культур
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Виленский М.Я. под ред. и др. - Физическая культура (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 423с. - ISBN: 978-5-406-06182-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925962
  • Физическая культура: учебное пособие / Чертов Н.В. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2012. - 118 с. ISBN 978-5-9275-0896-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/551007
  • Физическая культура. Лекции : учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Малейченко [и др.]. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 159 с. - ISBN 978-5-238-02982-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027339 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027339

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Виленский М.Я., Горшков А.Г. - Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 239с. - ISBN: 978-5-406-04588-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917008