Бакалавриат
2020/2021
Теория организации
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Михейкин Владимир Борисович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина направлена на изучение самой распространенной в мире модели управления организациями в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000. Освоение этой дисциплины позволит студентам овладеть современной терминологией и знаниями, необходимыми для: - установления эффективных коммуникаций в секторе B2B, - моделирования архитектуры и анализа процессов современных организаций. Эти знания позволят студентам разрабатывать и реализовывать адекватные информационные стратегии и решения способствующие повышению эффективности деятельности организаций.
Цель освоения дисциплины
- Целями дисциплины «Теория организации» является освоение студентами современной терминологии, принципов построения, проектирования и управления организациями на основе действующих международных стандартов ISO в области систем менеджмента и систем менеджмента качества.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводить основные положения, нормативную лексику стандартов ISO в области систем менеджмента и систем менеджмента качества
- Воспроизводить принципы менеджмента качества международных стандартов ISO серии 9000 2015 года
- Проводить организационный анализ в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015
- Формулировать цели и направления развития организаций посредством Политики в области качества, в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015
- Разрабатывать описания процессов в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001
Содержание учебной дисциплины
- Введение в теорию организацииЛекции • Область применения теории организации; • Организации – как объект управления; • Стандартизация в области систем менеджмента. Общие сведения о международной организации по стандартизации ISO.
- Основы систем менеджмента в соответствии с международными стандартами ISO 2015Лекции • Управленческий цикл PDCA Шухарта-Деминга; • Единая структура стандартов на системы менеджмента организаций; • Общая терминология систем менеджмента (22 термина); • Связь устойчивого развития организации с повышением качества: цепная реакция Деминга; • История развития управления качеством в организации.
- ISO 9000:2015 Основные положения и словарьЛекции • Область применения; • Основные понятия; • Принципы менеджмента качества; • Модель СМК; • Разработка СМК; • Термины (145).
- ISO 9001:2015 Структура и общие принципы построения стандартаЛекции • Структура стандарта; • Ориентация на обеспечение результативности системы менеджмента в области качества.
- ISO 9001:2015 Среда организацииЛекции • Понимание организацией своей среды; • Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон; • Определение области применения системы менеджмента; • Система менеджмента качества и ее процессы. Практические занятия: • Определение заинтересованных сторон предприятия «Студенческая столовая»; • Структурирование требований и ожиданий заинтересованных сторон предприятия «Студенческая столовая» в соответствии с моделью качества Кано. • Определение перечня процессов жизненного цикла предприятия «Студенческая столовая».
- ISO 9001:2015 ЛидерствоЛекции • Лидерство и приверженность; • Политика в области качества; • Роли, функции, ответственность и полномочия в организации. Практические занятия: • Формирование Политики в области качества для предприятия «Студенческая столовая».
- ISO 9001:2015 ПланированиеЛекции • Действия в отношении рисков и возможностей; • Цели в области качества и планирование их достижения; • Планирование изменений. Практические занятия: • Формирование Политики в области качества для предприятия «Студенческая столовая».
- ISO 9001:2015 Средства обеспеченияЛекции • Ресурсы; • Компетентность; • Осведомленность; • Обмен информацией; • Документированная информация. Практические занятия: • Проектирование потребностей в ресурсах для предприятия «Студенческая столовая».
- ISO 9001:2015 Операционная деятельностьЛекции • Планирование и управление; • Требования к продукции и услугам; • Проектирование и разработка продукции и услуг; • Управление процессами, продукцией и услугами внешних поставщиков; • Производство продукции и предоставление услуг; • Выпуск продукции; • Управление несоответствующими результатами процессов. Практические занятия: • Описание процесса проектирования продукции и услуг для предприятия «Студенческая столовая»; • Описание процесса закупок для предприятия «Студенческая столовая»; • Описание процессов оказания услуги для предприятия «Студенческая столовая».
- ISO 9001:2015 Оценка результатов деятельностиЛекции • Мониторинг, измерение, анализ и оценка; • Внутренние аудиты; • Анализ со стороны руководства. Практические занятия: • Определение критериев оценки для управления удовлетворенностью потребителей, результативностью и эффективностью процессов предприятия «Студенческая столовая»; • Анализ результативности и эффективности предприятия «Студенческая столовая».
- ISO 9001:2015 УлучшенияЛекции • Несоответствия и корректирующие действия; • Постоянное улучшение. Практические занятия: • Разработка корректирующего действия для предприятия «Студенческая столовая».
- ISO 9001:2015 Практика и рекомендации по организации преобразований системы менеджмента предприятияЛекции • Рекомендации по этапам преобразований; • Примеры проектов введения в действие модели управления, соответствующей с требованиям международных стандартов ISO 9001.
Элементы контроля
- Домашнее задание
- Контрольная работа
- ЭкзаменЭкзамен проводится с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Домашнее задание
- Контрольная работа
- ЭкзаменЭкзамен проводится с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами Учебник / Деминг У.Э., Адлер Ю.П., Шпер В.Л., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 417 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5264-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912671
Рекомендуемая дополнительная литература
- Классические работы по менеджменту: Учебное пособие / Друкер П., Григорян И., Медведь О., - 2-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, Сколково, 2016. - 220 с.: 70x100 1/16. - (Сколково) ISBN 978-5-9614-5345-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913971