Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Текст в медиасреде"
Статус:
Курс обязательный (Литература и медиа)
Направление:
45.04.01. Филология
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Архангельская Ирина Борисовна,
Борышнева Нелли Николаевна,
Осипова Ольга Сергеевна,
Рубинштейн Бэла Адольфовна
Прогр. обучения:
Литература и медиа
Язык:
русский
Кредиты:
10
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
НИС предполагает совершенствование навыков текстопорождения, копирайтинга под задачи заказчика, контент-анализа медиатекстов, редактирования и комментирования произведений fiction и non-fiction. Исследовательский семинар ориентирован одновременно и на прикладной аспект, направленный на взаимодействие с практическими сферами, и на серьезную теоретическую работу по осмыслению тех феноменов, с которыми магистранты встречаются в рамках семинара на практике. Результаты таких теоретических осмыслений станут основой для написаний курсовых и магистерских диссертаций, а также публикаций и выступлений на конференциях, в том числе и международного уровня.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины - выработать умение критически анализировать содержание современных медиа и создавать тексты различных жанров для цифровых медиа.
Планируемые результаты обучения
- студент знает основные теоретические подходы к изучению медиа и коммуникации
- студент умеет, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
- студент владеет методиками оценки и технологиями анализа медиатекстов
- студент умеет использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии; владеет современными методиками дискурс-анализа
Содержание учебной дисциплины
- Коммуникация как социальное действиеЖанры коммуникации. Медиа и массовая коммуникация, СМИ и СМК.
- Классификация теорий медиа.Эмпирико-функционалистская группа изучения массовых коммуникаций. Изучение эффектов пропаганды. Теории ограниченного воздействия информации. Теории четвертой власти и нормативные теории медиа. Лингвистическая группа теорий.
- Медиатекст как объект медиалингвистики. Исследовательская программа Ибарры и Китсьюза.Типология медиатекстов. Методы исследований медиатекстов.Риторика дискурса социальных проблем. Контрриторические стратегии. Лейтмотивы и стили.
- Понятие дискурса и массмедийного дискурса.Системообразующие признаки и жанры массмедийного дискурса. Соотношение политического и массмедийного дискурса. Теория установления информационной повестки дня М. Маккомса и Д. Шоу.
- Критический дискурс-анализ как метод анализа массмедийного дискурса.Определение дискурса Т. ван Дейка. Доступ к дискурсу как социально значимый ресурс. Понятие социальной власти и социального доминирования. Осуществление социальной власти посредством дискурса. Понятие идеологии и признаки идеологического дискурса. Методика анализа новостного дискурса СМИ Т. ван Дейка. Использование корпусных технологий в критическом дискурс-анализе массмедийного дискурса.
Элементы контроля
- Домашняя работа
- ЭкзаменИтоговый контроль в 2019/2020 учебном году состоялся в 3 модуле. Оценка выставляется по накопленной
- Домашняя работа
- ЭкзаменИтоговый контроль в 2019/2020 учебном году состоялся в 3 модуле. Оценка выставляется по накопленной
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Социолингвистика, учебное пособие, 215 с., Пиневич, Е. В., Стародубцев, В. Ф., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Discourse and Communication : New Approaches to the Analysis of Mass Media Discourse and Communication, edited by Teun A. Van Dijk, De Gruyter, Inc., 2011. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3042341.