• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Мировая торговля

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Мировая торговля» знакомит студентов с основными подходами к изучению международных торговых отношений. В рамках курса рассматриваются базовые модели мировой торговли, а также изучаются возможные направления практического приложения. Студенты знакомятся с возможностями качественного и количественного анализа важнейших экономических процессов и тенденций развития международных экономических отношений. Для освоения дисциплины необходимы знания по курсам "Микроэкономика" и "Макроэкономика".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Мировая торговля» являются: 1. изучение студентами основных принципов, тенденций и закономерностей развития мирового хозяйства и форм внешнеэкономического сотрудничества между странами; 2. формирование у студентов комплексного представления о международных экономических отношениях как глобальной системе взаимосвязей, охватывающих мировую экономику, а также теоретических знаний об их современных формах и закономерностях развития; 3. развитие у студентов навыков качественного и количественного анализа важнейших экономических процессов и тенденций развития международных экономических отношений; 4. выработка у студентов практических навыков анализа сложных явлений в мирохозяйственных связях в условиях глобализации мировой экономики; 5. формирование у студентов современных подходов и навыков по методологии и методике изучения конъюнктуры и прогнозирования мировых товарных рынков и отдельных ключевых товаров с использованием последних международных информационных источников и программ; 6. выработка у студентов умения квалифицированно вести дискуссию об основных особенностях и тенденциях в развитии современного мирового хозяйства и международных отношений с помощью полученных теоретических знаний; 7. формирование у студентов навыков самостоятельной работы с литературой, электронными ресурсами и Интернет-источниками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о международной мобильности товаров, услуг и факторов производства
  • Понимает принцип сравнительных преимуществ и роль технологий в формировании сравнительных преимуществ, решает задачи по теме
  • Понимает роль наделенности факторами производства в формировании сравнительных преимуществ стран, решает задачи по теме.
  • Знает основные инструменты внешнеторговой политики, решает задачи по теме
  • Понимает влияние внешнеторговых ограничений на торговлю и внутренние рынки, решает задачи по теме
  • Понимает роль структуры рынка во внешней торговле, решает задачи по теме
  • Способен проводить анализ конъюнктуры мировых товарных рынков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Международная мобильность товаров, услуг и факторов производства
    Дается общее представление о ключевых проблемах теории международной торговли и направлениях дальнейшей работы (выигрыш от торговли, детерминанты международной торговли, регулирование внешнеторговых отношений, международная мобильность факторов производства, глобализация и т.п.). Рассматриваются основные индикаторы вовлеченности страны во внешнюю торговлю. Приводятся статистические
  • Теория сравнительных преимуществ (модель Рикардо).
    Даются понятия абсолютных и сравнительных преимуществ. Рассматриваются предпосылки, алгебра и выводы модели Рикардо для случая двух товаров. Расширение модели Рикардо: гипотеза международной мобильности труда, случай возрастающей отдачи от масштаба, модель Рикардо для множества товаров. Результаты эмпирической проверки выводов теории сравнительных преимуществ.
  • Модели обеспеченности факторами производства: модель специфических факторов, модель Хекшера-Олина.
    Рассматривается модель специфических факторов. Рассматривается модель Хекшера-Олина-Самуэльсона для случая двух товаров и двух факторов производства. Исследуются эффекты от изменения предложения факторов производства и цен производимых товаров. Рассматриваются теорема Столпера-Самуэльсона, теорема Рыбчинского, теорема факторной наделенности (factor abundance theorem), теорема выравнивания цен факторов производства. Результаты эмпирической проверки выводов модели Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
  • Инструменты внешнеторговой политики государства.
    Дается общее представление о тарифных и нетарифных ограничениях внешней торговли. Дается понятие свободных торговых зон. Теоретический материал иллюстрируется статистическими данными об ограничительной торговой политике России и других государств.
  • Ограничительная политика государства по отношению к международной торговле и общественное благосостояние
    Анализируется эффект от введения таможенной пошлины в случае "малой" и "большой" открытых экономик. Проводится сравнительный анализ воздействия таможенной пошлины и импортной квоты на общественное благосостояние в условиях конкурентного рынка и рынка монополии. Поднимается вопрос о существовании оптимального тарифа. Рассматривается теорема Лернера о симметрии. Рассматриваются прикладные методы оценки воздействия таможенной пошлины на общественное благосостояние с точки зрения частичного равновесия.
  • Структура рынка и международная торговля
    Производится критический анализ таких предпосылок большинства моделей классического подхода, как совершенная конкуренция, однородность продукта, отсутствие транспортных издержек, постоянная отдача от масштаба. Показывается, каким образом эффект экономии от масштаба может стать причиной возникновения международной торговли. Анализируется ситуация, когда внутренний рынок некоторого (экспортируемого или импортируемого) товара монополизирован при сохранении предпосылки о совершенстве конкуренции на мировом рынке. Рассматриваются последствия ограничительной внешнеторговой политики государства в этом случае.
  • Конъюнктура мировых товарных рынков
    Мировой рынок как система отдельных товарных рынков. Понятие конъюнктуры мирового рынка. Важнейшие факторы, влияющие на динамику конъюнктуры национального и мирового хозяйства. Факторы спроса и предложения. Виды конъюнктуры мирового рынка. Показатели конъюнктуры мировых товарных рынков. Емкость рынка. Сегментация рынка. Цель, задачи и основные объекты конъюнктурных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Волгина Н.А. - Международная торговля ( для бакалавров). Учебник - КноРус - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-406-06406-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929985

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Международная торговля : учеб. пособие / А.О. Руднева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 273 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a7d8662afa679.45373962. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/950827
  • Международная торговля : учебник / С.У. Нуралиев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 307 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5acf8f9e59ac55.86388083. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/954401