• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Большухин Леонид Юрьевич, Боснак Дмитрий Владиславович, Фомина Екатерина Михайловна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Основная идея курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представления о современной литератур, научить их читать, понимать и оценивать тексты еще не получившие какого-либо эстетически завершенного места в истории литературы. Курс должен систематизировать представления студентов о современной русской и зарубежной литературе (тенденциях, жанровых системах, авторах, их биографиях, произведениях, особенностях поэтики) и, одновременно, выработать способность к вкусовой (первоначальной) оценке произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения НИСа «Современная литература» является сформировать у студентов систему знаний, умений и навыков в области восприятия, трактовки и эстетической оценки современной русской и зарубежной литературы. Ознакомить студентов с основными жанрами, направлениями, авторами и произведениями литературы указанного периода и дать представление о сложном многоаспектном процессе современной литературы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками практического анализа художественного произведения как эстетической целостности; быть способными к анализа сложных мультимедийных текстов различной знаковой природы
  • уметь интерпретировать произведения русской литературы рубежа XX – XXI веков, дать и обосновать эстетическую оценку тексту, представить систему доказательств своей эстетической позиции, понимать произведение в контексте литературной жизни и борьбы, в историческом контексте, в контексте общемировых культурных процессов. Уметь анализировать явления современной сетевой литературы
  • свободно ориентироваться в литературном процессе рубежа ХХ – XXI веков, в научной и критической литературе, посвященной данному периоду
  • понимать основные процессы и закономерности литературного процесса, механизм их рецепции
  • знать наиболее характерные тексты русской литературы рубежа ХХ – XXI веков, основные этапы литературного процесса, общую литературную ситуацию, исторический контекст, биографии изучаемых авторов, основные критические работы, посвященные знаковым произведениям данного периода
  • уметь написать литературно-критический текст разных жанров, составить антологию современной литературы, написать предисловие и комментарий, создать электронный портал для современной литературы, альманах, сборник стихотворений и т.д.
  • уметь анализировать элементы экфрасиса в современной литературе
  • понимать и уметь интерпретировать специфику функционирования жанра антиутопии в современной литературе
  • понимать ситуацию пост-постсовременности в целом и знать формы ее отражения в художественном дискурсе
  • уметь интерпретировать произведения в аспекте проблем памяти и травмы
  • понимать и уметь интерпретировать способы реализации точек зрения и авторефлексии в современной литературе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Смена эстетической парадигмы в 90-е годы ХХ века. Крушение советского канона. Новые отношения между писателем и читателем
    Жизнь без цензуры. «Возвращенная» литература и ее влияние на современный литературный процесс. Разрушение традиционных связей между читательской аудиторией и писателями к середине 90-х годов XX века. Существование литературы в условиях рыночных отношений. Отмена цензурных и идеологических ограничений. Соотношение советской и постсоветской парадигм литературы. Автор – критик – издатель – читатель в современной литературе. Литература в сети интернет. Судьба «толстых журналов». Новый тип литературной премии как способ формирования нового литературного канона. Русский Букер. Литература 90-х и школьное образование. Творчество С. Довлатова как явление «нового реализма». Позднее творчество В. Астафьева. Роман «Прокляты и убиты» и повесть «Веселый солдат» как новый способ изображения войны. Позиция В. Богомолова. Роман «Мертвые срама не имут». История восприятия романа Г. Владимова «Генерал и его армия». Последний большой роман о Великой Отечественной войне. Концепция разрушения мифов. Провокация как основной прием повествования. Творчество С.Довлатова как ответ трагическому мировоззрению писателей- реалистов. Воскрешение пушкинских традиций в творчестве С.Довлатова. «Капитанская дочка» А. Пушкина и «Зона» С. Довлатова. Образ автора. Природа юмора С.Довлатова. Герой-маргинал как новый герой русской литературы. Поэтические школы как «единицы» литературного процесса 80-90 годов. Московские концептуалисты: Д.А.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров. Поэзия необарокко: И.Жданов, Е.Шварц, А.Еременко, А.Парщиков. «Орден куртуазных маньеристов» (В.Степанцов, В.Пеленягрэ, Д. Быков). История рецепции повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Экранизация как форма рецепции. С. Гандлевский и его роман «Трепанация черепа».
  • Постмодернизм в русской литературе на рубеже ХХ и XXI веков. Освоение русской новой социальной ниши
    Постмодернизм в русской литературе на рубеже ХХ и XXI веков. Историко-культурный контекст его возникновения и становления. Соцреализм как субстрат для русского постмодернизма. Кризис художественного вымысла. Многоликость постмодернизма. Проблема иллюзорности единства направления. Позиция Вик. Ерофеева и его статья «Поминки по советской литературе» (1990). «Жизнь с идиотом» как философская притча. Проблема новаторства и традиции в творчестве Вик. Ерофеева. Литературный нигилизм В.Сорокина. Логика творческого пути: от рассказов до «Голубого сала». В. Пелевин и его роман «Чапаев и Пустота». Черты философского романа. Границы авторской иронии. Концепция возможности художественного слова у Пелевина. Пелевин – сатирик. Новое и неизменное в творчестве В. Пелевина. Проблема творческой эволюции. «Бесконечный тупик» Д. Галковского как воплощение принципиальной относительности интеллектуального миропонимания. Тема Империи в романе Андрея Крусанова «Укус ангела».
  • Общая характеристика литературной ситуации в Росси в первое десятилетие XXI века. Способы презентации новых авторов
    Филологический роман как жанр. Д.Быкова «Орфография», «Пастернак». Человеческое, просто человеческое в произведениях Е. Гришковца. «Как я съел собаку», «Дредноуты», «Рубашка», «Асфальт». Инварианты жанра исторического романа. История как провокация. Реинкарнация классического романа. А. Чудаков и его роман «Ложится мгла на старые ступени». Сатирическое в произведениях В. Сорокина. «День опричника», «Теллурия». Исповедальная проза. Новые формы института поэзии. Журналы, объединения, порталы. Проблема графомании. Массовая и элитарная литература; литература и читатель. Основные жанровые процессы в современной русской литературе. Литература non-fiction: проблема вымысла и реальности. Судьба классических жанров. Жанровые разновидности современного романа. Пути обновления драматургии. Основные направления, школы, группы, имена в современной поэзии. Роль массовой литературы в современном литературном процессе. Дидактическое начало как основа авторского видения мира в творчестве Б.Акунина, Х. ван Зайчика (Алымов и Рыбаков) и др. Специфика отношений государства и литературы на современном этапе. Создание нового типа государственного писателя. З. Прилепин вместо Союза советских писателей. Романы З. Прилепина «Санькя» и «Обитель». Творчество Е. Водолазкина. Природа успеха романа Е. Водолазкина «Лавр». Жизнь после успеха. Творчество л. Улицкой. Актуальность романа «Даниэль Штайн, переводчик».
  • Феномен экфрасиса в современной зарубежной литературе
  • Антиутопия в современной литературе: традиции и трансформация жанра
  • Современная ситуация и "кризис" постмодерна в европейской и американской литературе
  • Актуальность памяти и травмы в современной художественной литературе
  • Точка зрения в художественном дискурсе: открытия 2-ой половины 20 века. Проблема авторефлексии и нарратив
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация проектов
  • неблокирующий Защита проектов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Защита проектов + 0.5 * Презентация проектов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Zhitko, R. (2018). Семантика пустоты в модели мира постмодернистского текста ; Семантика пустоти в моделі світу постмодерністського тексту ; Semantics of Emptiness in the World Model of Postmodern Text. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D797D0E7
  • Данилина, Г. И., & Хавралева, О. В. (2019). Рецепция классики в современной литературе: методический аспект: (на материале романа В. А. Шарова ’Возвращение в Египет’) ; Reception of the Works of Classics in Modern Literature: Methodological Aspect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3C21BD74
  • Киреева Н.В. - Постмодернизм в зарубежной литературе: учеб.комплекс для студентов-филологов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-89349-613-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125341
  • Киреева Н.В. - Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 383с. - ISBN: 978-5-9765-2058-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125342
  • Черняк М. А. - СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-07479-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-423131

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Giesen, B., & Eisenstadt, S. N. (2016). Triumph and Trauma. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1106282
  • Sava, T. (2016). From Plato to Swift and Orwell, from Utopia to Dystopia. Journal of Humanistic & Social Studies, 7(1), 9–16. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117400424
  • Van den Akker, R., Gibbons, A., & Vermeulen, T. (2017). Metamodernism : Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism. London: Rowman & Littlefield International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1630594
  • Е.Апполонов - Пиши рьяно, редактируй резво. Полное руководство по работе над великим романом. Опыт писателей от Аристотеля до Водолазкина - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961428407 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19381
  • Черняк М.А. - Массовая литература ХХ века: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 430с. - ISBN: 978-5-9765-0052-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119455