Бакалавриат
2020/2021




Деловая и профессиональная коммуникация
Статус:
Курс обязательный (Организация и управление предприятием (очно-заочное обучение))
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов (Нижний Новгород)
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс формирует базовые представления слушателей об этичности деловых коммуникаций, что представляется актуальным в современных условиях в связи с необходимостью переориентации управленческих воздействий менеджеров с обеспечения победы в конкурентной борьбе любой ценой к учету интересов и потребностей всех заинтересованных сторон, построению взаимовыгодных партнерских отношений. Курс формирует исходные представления студентов для облегчения восприятия и освоения ими последующих блоков специальных управленческих дисциплин.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов целостного представления о способах эффективной коммуникации в профессиональной деятельности
- Изучение теоретических основ деловой коммуникации
- Освоение коммуникативного категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий видов, уровней, форм коммуникации, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста
- Освоение навыков правильного общения и взаимодействия
- Понимание возможностей практического приложения деловой коммуникации, ее взаимосвязи с жизненной средой и речевым поведением
Планируемые результаты обучения
- Знает основные виды, характеристики и цели коммуникации
- Знает особенности моделей коммуникативного акта
- Умеет выбирать коммуникативную стратегию
- Знает основы учения о риторическом построении речи
- Знает основные принципы аргументации. Способен аргументировать собственную точку зрения
- Понимает особенности применения герменевтического подхода к анализу коммуникаций
- Способен учитывать особенности внутригрупповой коммуникации в профессиональной деятельности
- Дает определение понятию дискурса, знает его виды и их особенности.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие коммуникацииКоммуникация как объект исследования. Коммуникация в животном мире. Коммуникация в обществе. Виды коммуникации: вербальная ‒ невербальная; автокоммуникация ‒ межличностная ‒ внутригрупповая ‒ межэтническая ‒ межкультурная... Основные характеристики коммуникации: интерсубъектность, адресованность, интенциональность, целесообразность, деятельностный характер. Цели коммуникации: проинформировать, предупредить, объяснить, убедить, воздействовать, установить контакт, развлечь… Профессиональная коммуникация: политика, управление, экономика, бизнес, финансы, юриспруденция…
- Тема 2. Коммуникация и коммуникативный актМодели коммуникативного акта: К. Бюлер ‒ К. Шеннон ‒ Н. Вивер ‒ Г. Лассуэл ‒ Р. Якобсон ‒ М. Фуко ‒ М. Бахтин. Анализ по компонентам коммуникативной модели Шеннона ‒ Якобсона: отправитель ‒ сообщение ‒ код ‒ контакт ‒ контекст ‒ получатель. Функции языка по компонентам коммуникативного акта: эмотивная (адресант) ‒ конативная (адресат) ‒ референтная (контекст) ‒ поэтическая (сообщение) ‒ фатическая (контакт) ‒ метаязыковая (код). Автокоммуникация. Модель Ю. М. Лотмана. Методы коммуникативного анализа
- Тема 3. Речевое взаимодействие и речевое воздействиеКоммуникативная стратегия ‒ коммуникативная тактика. Условия выбора. Лингвистические и паралингвистические механизмы воздействия. Правила коммуникативного взаимодействия. Коммуникативные постулаты (максимы) П. Грайса: быть ясным и понятным, избегать двусмысленности, длиннот и т.д. Диалогические отношения по М. М. Бахтину. Коммуникативный провал.
- Тема 4. Риторические аспекты коммуникацииРиторика как теория и практика речевого воздействия. Учение о риторическом построении речи: inventio, dispositio, elocutio, memoria, pronuntiatio. Учение о тропах и фигурах. Фигуры речи и фигуры мысли. Уловки в споре. Психологические уловки. Логические уловки: увод разговора в сторону, перевод спора на противоречия между словом и делом. Риторика в отношении к разнообразным социальным практикам: управление, менеджмент, юриспруденция.
- Тема 5. Теория аргументации: между лингвистикой, логикой и риторикойАргументация как условие успешной коммуникации в разных видах социальной деятельности: управлении, менеджменте, судебных разбирательствах, церемониалах, политических дебатах, повседневном бытовом общении... Система и способы аргументации: от рассуждений или авторитетов (Афины ‒ Иерусалим), общие места, прецедентные случаи, иллюстративные примеры, риторические фигуры и тропы. Модели аргументирующей коммуникации.
- Тема 6. Герменевтические аспекты коммуникацииИскусство понимания: subtilitas intelligendi. Предпосылки и условия понимания. Сложности понимания. Понимание как «набрасывание смысла». Фоновые знания как условие понимания. Экран знаний: классический и мозаичный. Искусство истолкования: subtilitas explicandi. Методы и процедуры толкования. Переменный коммуникативный смысл слов и высказываний. Множественность смысла. Интерпретирующие возможности контекста. Герменевтический круг как процедура интерпретации. Искусство применения: subtilitas applicandi. Области применения и выбор стратегии интерпретации. Интенции и стратегии интерпретации. Виды интерпретации: внутритекстовая – затекстовая, прозрачная – непрозрачная, описательная – продуктивная.
- Тема 7. Коммуникация внутри групп людейОсновные типы групп: неформальные ‒ формальные. Характеристики группы: 1) по целям, задачам, интересам; 2) по системе ценностей и нормам поведения; 3) по распределению ролей и моделям коммуникативного поведения в типовых ситуациях. Типовые сценарии по видам социальной деятельности. Теория фреймов. Вербальные и невербальные средства внутригрупповой коммуникации. Вербальные средства: лексика, грамматика, стилистика, просодия. Невербальные средства: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения, жесты, мимика, положение тела, проксемика, тактильная коммуникация.
- Тема 8. Коммуникация по видам дискурсаПонятие дискурса. Коммуникативные дискурсы. Юридический дискурс. Коммерческий дискурс. Политический дискурс. Ритуальный дискурс. Этикетный дискурс. Мифологический дискурс. Тоталитарный дискурс. Основные дискурсивные практики.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. - ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 486с. - ISBN: 978-5-9916-3061-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-integrirovannyh-kommunikaciy-425906
Рекомендуемая дополнительная литература
- Коноваленко М. Ю. - ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 158с. - ISBN: 978-5-534-04999-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-delovogo-obscheniya-437305