• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

История изучаемого региона (Япония)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Нелидов Владимир Владимирович, Усманова Лариса Рафаэлевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам базовой профильной части профессионального цикла. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: — Классический восточный язык (Японский язык) — Культурное развитие и искусство изучаемого региона (Япония) — Социальные и политические институты изучаемого региона (Япония) — Экономика изучаемого региона (Япония)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • — создание комплексного представления о современных социальных институтах Японии, сформировавшихся исторически к концу XX – н. ХХI вв.;
  • — знакомство с основными представлениями о социо-культурных феноменах, институтах и практиках современного японского общества, с основными трактовками и оценками ключевых проблем исторического развития современного общества Японии, устоявшимися на данный момент в социологии;
  • — знакомство с наиболее актуальными направлениями социальной политики в Японии;
  • — привитие навыков анализа основ государственного строя Японии, принципов формирования правительства, парламента, местных органов самоуправления
  • — создание комплексного представления о составе и особенностях политических партий на рубеже XX – XXI вв.
  • — знакомство с основными векторами внешней политики Японии и особенностями взаимоотношения с соседями по Восточной и Юго-Восточной Азии, а также с США и РФ
  • — создание представления об основах экологической и инновационной политики.
  • — привитие навыков анализа особенностей рынка труда и экономических проблем современной Японии.
  • — знакомство с наиболее значимыми публикациями ученых и экспертов, изучающих политические, социально-экономические и культурные процессы в современной Японии;
  • — приобретение навыков самостоятельного анализа происходящих в Японии политических и социальных процессов на основе материалов из открытых источников.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • — Способен охарактеризовать основные социальные процессы, происходившие в японском обществе второй половины ХХ века - начала XХI вв.
  • — Способен перечислить и охарактеризовать все реформы системы образования в Японии
  • — Называет основные причины проблемы снижения рождаемости в Японии.
  • — Способен охарактеризовать социальные институты Японии.
  • — Разбирается в истории возникновения синто и проникновения других религий в Японию
  • — Называет основные положения государственной политики в области рождаемости
  • — Способен охарактеризовать институт монархии в Японии
  • — Разбирается в причинах аполитичности молодежи Японии
  • — Способен охарактеризовать правовое самосознание японского общества и систему права в Японии
  • — Уверенно ориентируется в истории формирования российской диаспоры в Японии, а также способен охарактеризовать другие этнические группы японского общества
  • — В состоянии перечислить основные социальные проблемы современной Японии.
  • — На основе самостоятельного информационного поиска готов дать оценку состояния японского общества в период после выхода из пандемии COVID-19.
  • — Разбирается в наиболее влиятельных политических партиях Японии
  • — Способен охарактеризовать особенности японо-американского военно-политического союза
  • — Называет основные проблемы взаимодействия между политиками и бюрократами в Японии
  • — Способен охарактеризовать основные направления и проблемы курса Абэномики
  • — В состоянии перечислить наиболее важные направления деятельности японского правительства в области сохранения окружающей среды.
  • — В состоянии перечислить наиболее важные направления развития инновационной экономики Японии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности формирования социальной структуры (система социальных институты) японского общества
  • Институт семьи в Японии
  • Образование в Японии
  • Статус поколений
  • Институт права и общество в Японии. Правоохранительная система и борьба с преступностью
  • Социальный институт религии
  • Социальный институт культуры.
  • Изменение социальной структуры вследствие глобализации и миграционных процессов
  • Партийная система современной Японии
  • Внешняя политика современной Японии
  • Система государственного управления в Японии
  • Тенденции экономического развития: «Потерянное десятилетие» и Абэномика
  • Система трудоустройства и рынок труда в современной Японии
  • Проблемы окружающей среды в Японии
  • Инновационное развитие Японии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накопленная оценка за 2 модуль
    Средняя оценка за все формы текущего контроля за модуль
  • неблокирующий Накопленная оценка за 3 модуль
    Средняя оценка за все формы текущего контроля за модуль: 4 теста и доклад
  • неблокирующий Накопленная оценка за 4 модуль
    Средняя оценка за все формы текущего контроля за модуль: 4 теста и доклад
  • неблокирующий Накопленная оценка за 2 модуль
  • неблокирующий Накопленная оценка за 3 модуль
  • неблокирующий Накопленная оценка за 4 модуль
  • неблокирующий Накопленная оценка за 4 модуль
    Оценка = (Активность на семинарах)*0,2 + (Доклад на семинаре)*0,4 + (Итоговая контрольная работа)*0,4 Итоговая контрольная работа принимается в формате развернутого ответа на несколько вопросов.
  • неблокирующий Накопленная оценка за 3 модуль
    Средняя оценка за все формы текущего контроля (доклад, участие в обсуждениях на семинарах и тест) за модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.35 * Накопленная оценка за 3 модуль + 0.35 * Накопленная оценка за 4 модуль + 0.3 * Накопленная оценка за 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.35 * Накопленная оценка за 2 модуль + 0.35 * Накопленная оценка за 3 модуль + 0.3 * Накопленная оценка за 4 модуль
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * Накопленная оценка за 3 модуль + 0.5 * Накопленная оценка за 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История российско - японских отношений : XVIII - начало XXI века: учеб. пособие для вузов, Гришачев, С. В., 2015
  • История Японии : учебник для вузов, Лещенко, Н. Ф., 2015
  • История Японии. XX век, Молодяков, В. Э., 2009
  • Развитие международного бизнеса, Тимонина, И. Л., 2010
  • Становление образования в Японии (VIII - XIX века), Прасол, А. Ф., 2001
  • Япония в поисках новой идентичности, Чугров, С. В., 2010
  • Япония: опыт регионального развития, Тимонина, И. Л., 1992
  • Япония: политическая модернизация эпохи Хэйсэй, Стрельцов, Д. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Глобализация японского промышленного производства, Лебедева, И. П., 2012

Авторы

  • Гришачев Сергей Викторович
  • Перлова Юлия Валерьевна
  • Усманова Лариса Рафаэлевна
  • Нелидов Владимир Владимирович