• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Визуальная культура Средневековья

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с некоторыми особенностями христианского искусства Средневековья. Хронологически он включает в себя позднюю Античность, поскольку христианская иконография складывается до падения Рима, планомерно развивается на протяжении Средневековья и формирует основы художественной культуры Нового времени. Тем самым у студента сложится цельная картина тысячелетнего развития цивилизации сквозь призму памятников различного типа. Особенность курса состоит в том, что в нем параллельно, в сравнительном ключе, изучаются православный Восток, включая Византию, славянские страны и Кавказ, и латинский Запад, в основном совпадающий с современным Евросоюзом. Лекции основаны на визуальном материале, собранном преподавателями за двадцать лет. В нем – как общепризнанные шедевры, так и редкие, малоизученные памятники. На лекциях и в семинарах студенты осваивают не только эмпирический материал, но и навыки описания и анализа памятников живописи, скульптуры и архитектуры. Это – основа корректной интерпретации артефактов и следующей за ней реконструкции визуальной культуры прошлого. Поскольку курс посвящен искусству религиозной цивилизации, большое внимание уделяется анализу связей между конкретными памятниками, с одной стороны, и религиозными практиками, догматами и верованиями, с другой. На семинарах знания студентов проверяются при обсуждении научной литературы на русском, английском и, при желании, других европейских языках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с некоторыми особенностями христианского искусства Средневековья. Хронологически он включает в себя позднюю Античность, поскольку христианская иконография складывается до падения Рима, планомерно развивается на протяжении Средневековья и формирует основы художественной культуры Нового времени. Тем самым у студента сложится цельная картина тысячелетнего развития цивилизации сквозь призму памятников различного типа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать профессиональную терминологию истории и теории изобразительного искусства, хронологические и географические рамки направлений и стилей развития искусства Средневековья; иметь общее представление о различных концепциях периодизации истории визуальной культуры Средневековья
  • уметь грамотно анализировать произведения изобразительного искусства – графики, живописи, архитектуры и скульптуры, искать заслуживающую доверия информацию о них в печатных и электронных источниках на русском и иностранных языках
  • овладеть первичными навыками применения искусствоведческих и визуальных подходов в исторических исследованиях, обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях, сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ, проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов, анализа художественного произведения, критического чтения и реферирования искусствоведческих текстов
  • Знакомство с проблематикой средневековой миниатюры
  • Знакомство с проблематикой перехода от античности к Византии в искусстве
  • Знакомство с проблематикой средневекового собора
  • Знакомство с проблематикой юстиниановской архитектуры и экфрасиса
  • Знакомство с проблематикой иконоборчества
  • Знакомство с проблематикой базиликальной и купольной архитектуры
  • Знакомство с проблематикой архитектуры Кавказа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство и общество на Западе. Проблемы терминологии и хронологии
    Основные стили и школы, традиционно выделяемые в искусстве западного Средневековья, их характеристики. Каролингское и оттоновское возрождения, британский мир, романский и готический стили. Происхождение этих понятий. Современные подходы к традиционным вопросам истории искусства. Науки об искусстве и медиевистика. «Визуальный поворот» в гуманитарном знании и медиевистика: история ментальностей, «представлений», историческая антропология, визуальная антропология. Проблема Восток–Запад.
  • «Неуместность пространства». Анализ средневековой миниатюры
    Проблема отображения пространства в истории живописи вообще, в истории средневековой живописи в частности. «Плоскость» и «плоскостность», «графичность» и «живописность». Теория «проекций» Отто Пехта и ее современные истолкования. Живописное изображение на пергамене: особенности материала и техники. «Апофеоз Оттона III» в «Коронационном Евангелии» из Аахена (ок. 1000 г.), описание, анализ, интерпретации.
  • Астрологическое мышление и астральная иконография
    Знания о небе в раннее Средневековье, иллюстрированные рукописи «Аратеи» IX–XI вв. и античная иконография созвездий. Зодиак и календарь в церковном искусстве. Возрождение наук о небе, астрономия/астрология/астромагия в эпоху переводов XI–XIII вв. и появление иллюстрированных астрологических рукописей, их художественные характеристики и практическое применение. «Каталог звезд» аль-Суфи, «Астрология» Георгия Фендула, «Пикатрикс», «Астромагия» Альфонса Мудрого, фрески Палаццо делла Раджоне в Падуе и Палаццо Скифанойя в Ферраре.
  • Нарратив и классификация в книжной миниатюре XII–XIII вв.
    Повествовательность и «иконность» как проблема истории искусства вообще и средневекового в частности. Почитаемый образ (икона, статуя, алтарный ретабль) и назидательная, дидактическая функция изображений. Способы повествования в монументальной живописи и пластике, в витраже и в книжной миниатюре. Популярность древ, схем, диаграмм и лествиц в дидактических и экзегетических рукописях XII–XIII вв. Соотношение текста и изображения, их неразрывная связь, участие текста в создании художественного образа. Стоящие за этими особенностями характеристики визуальной культуры Франции, Германии, Англии, Италии. Описание и анализ памятников конца XIII в.: «Реймсский миссал» из РНБ с миниатюрами «Кредо Жуанвиля» и «Сад наслаждений» из Французской национальной библиотеки (BnF fr. 7220).
  • Споры о соборе
    Готический собор как феномен истории искусства на примере классических образцов: Сен-Дени, Шартр, Реймс, Амьен, Бурж, Сент-Шапель. Открытия и потери XIX в.: от Гюго до охраны памятников, реставрации и псевдореставрации. Собор как «сумма» Эмиля Маля. Интерпретации собора как «тотального произведения искусства», Gesamtkunstwerk, в ХХ веке, в особенности после II Мировой войны: Э. Панофский, Г. Зедьмайр, О. фон Симсон. Готика и схоластика. Храм земной и небесный. Значение готического собора для истории искусства как гуманитарной дисциплины. Современные трактовки: Д.Кимпель, Р.Зукале, Р.Рехт.
  • Искусство поздней античности и ранней Византии
    Проблема границы между античностью и Византией: континуитет и дисконтинуитет, в т.ч. в области культуры. Различные концепции возникновения раннехристианской и византийской иконографии. Заимствование сюжетов из язычества и императорского культа и проблема их сущностной трансформации.
  • Функциональное и символическое в юстиниановской архитектуре
    Феномен юстиниановской эпохи. Источники по архитектуре Юстиниана I. Литургическое устройство ранневизантийских храмов. Раскрытие символических замыслов в экфрасисах VI в.: поэма на освящение Св. Софии в Эдессе, Прокопий Кесарийский, Павел Силенциарий.
  • Иконоборчество как религиозный, культурный и политический феномен
    Проблема почитания образов в раннем христианстве и ранней Византии: иконофильские и иконоборческие тенденции. Византийское иконоборчество в сравнении с иудейским и исламским. Конструирование новой византийской идентичности в «темные века».
  • Проблема перехода от базилики к купольному храму
    Типология византийских базилик и их судьба после «темных веков». Первые христианские купольные храмы: мартирии, баптистерии, соборные церкви. Дискуссия о генезисе крестово-купольного храма: ранневизантийские образцы? «Правило Муцопулоса» и трансформация профессии архитектора в средневизантийский период. Проблема столичного и провинциального в средневизантийской архитектуре.
  • Христианская архитектура на Кавказе: византийские образцы и местные новации
    Очерк истории христианского Кавказа. Вопрос о родине ранних образцов кавказских церквей: Сирия или Малая Азия. Зарождение различий между архитектурными традициями армянских и грузинских земель. Выработка новой архитектурной идентичности в послеарабский период и формирование «национальных» стилей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по материалам лекций раздела 1
    теста проводится в конце раздела
  • неблокирующий Ответ по теме семинара
  • неблокирующий Тест по материалам раздела 2
    Тест проводится в конце раздела 2.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Ответ по теме семинара + 0.4 * Тест по материалам лекций раздела 1 + 0.4 * Тест по материалам раздела 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Искусство Византии, Райс, Д. Т., 2002
  • История Византийского государства, Острогорский, Г., 2011
  • Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада, Воскобойников, О. С., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002