• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Россия ХХ века в зеркале литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Бендерский Илья Игоревич, Козицкая Юлия Михайловна, Лекманов Олег Андершанович, Поселягин Николай Владимирович, Тренихина Мария Павловна, Чабан Александра Александровна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

«Россия XX века в зеркале литературы» – майнор. Основная задача курса – изучить ключевые тексты русской литературы XX века, их исторические и историко-литературные контексты и базовые интерпретации, а также ознакомиться с рядом филологических подходов к анализу художественных текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе.
  • Знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XX века.
  • Развитие у студентов навыков анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением различных методик филологического анализа.
  • Подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет навыками выявления процесса историко-литературной эволюции применительно к текстам русской литературы первой трети XX века
  • владеет навыками выявления процесса историко-литературной эволюции применительно к текстам русской литературы середины и второй половины XX века
  • владеет навыками филологического анализа текстов русской литературы первой трети XX века
  • владеет навыками филологического анализа текстов русской литературы середины и второй половины XX века
  • знает базовые исторические и социокультурные черты «русского XX века» и их динамику в первой трети XX века
  • знает базовые исторические и социокультурные черты «русского XX века» и их динамику в середине и второй половине XX века
  • знает важнейшие сочинения русской литературы первой трети XX века
  • знает важнейшие сочинения русской литературы середины и второй половины XX века
  • знает судьбу важнейших произведений первой трети XX века в литературной критике и читательской рецепции
  • знает судьбу важнейших произведений середины и второй половины XX века в литературной критике и читательской рецепции
  • умеет выявлять и анализировать биографические контексты, значимые для понимания текстов первой трети XX века
  • умеет выявлять и анализировать биографические контексты, значимые для понимания текстов середины и второй половины XX века
  • умеет ориентироваться в ключевых методах и инструментарии филологии как науки, применяя их к ключевым текстам русской литературы первой трети XX века
  • умеет ориентироваться в ключевых методах и инструментарии филологии как науки, применяя их к ключевым текстам русской литературы середины и второй половины XX века
  • умеет применять к художественному тексту русской литературы первой трети XX века различные теоретические подходы
  • умеет применять к художественному тексту русской литературы середины и второй половины XX века различные теоретические подходы
  • умеет применять филологический анализ к текстам художественной литературы первой трети XX века
  • умеет применять филологический анализ к текстам художественной литературы середины и второй половины XX века
  • умеет проецировать тексты первой трети XX века на русский и западноевропейский исторический фон и на различные литературные контексты
  • умеет проецировать тексты середины и второй половины XX века на русский и западноевропейский исторический фон и на различные литературные контексты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • С начала века до 1930-х годов
  • С 1930-х годов до конца века
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка аудиторной работы происходит во время семинарских занятий
  • неблокирующий Письменная работа после 1 модуля (модульное эссе)
    Модульное эссе по материалам, пройденным в течение 1 модуля
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен по курсу включает в себя устный ответ по пройденному теоретическому материалу, а также дополнительные вопросы экзаменаторов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.42 * Экзамен + 0.29 * Письменная работа после 1 модуля (модульное эссе) + 0.29 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Черняк М. А. - СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-07479-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-423131