Бакалавриат
2020/2021
YouTube журналистика
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Игнатенко Анна Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Youtube начинает занимать во всем мире место телевидения, и как и телевидение, он включает в себя и контент, и способ его доставки. Журналисты и медиаменеджеры в России часто рассматривают Youtube как очередную социальную сеть, и в итоге либо создают гигабайты дилетантского контента, либо обжигаются об огромные бюджеты и не создают ничего. Это не просто платформа с сообществом и хранилищем видеофайлов, это целая огромная экосистема, со своей аудиторией, законами, жанрами, дистрибуцией, алгоритмами и интерактивностью, и работа с этой площадкой требует внимательного изучения: зато и результаты, если контент сделан хорошо, бьют все рекорды. Интерес у аудитории к видео растет с каждым годом, и спрос на журналистику — есть, но качественного контента по-прежнему мало, поэтому окно возможностей распахнуто настежь. На этом курсе студенты рассмотрят как платформенные особенности Youtube (форматы, монетизацию, алгоритмы, сообщество), так и различные жанры и примеры качественной журналистики в Youtube. Мы рассмотрим популярные шоу и каналы по полочкам, поймем как создать свое еще лучше, научимся креативить, узнаем, как считать бюджеты для видеороликов, писать сценарии и технические задания, планировать съемки и создавать концепции каналов, как работать с алгоритмом Youtube и как писать стратегии для работы на платформе.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представления о платформе Youtube как части современной медийной среды, а также об основных акторах этой среды.
- Понимание технологических и бизнес-особенностей цифрового производства, а также сфер деятельности и целей, где может быть использован коммуникативный инструмент реализации медиапроектов на платформе Youtube.
- Формирование у студентов базовых компетенций в области продюсирования, производства, продвижения и монетизации медиапроектов на платформе Youtube, а также умения осуществлять анализ видеопроектов и видеоплатформ.
- Формирование навыков анализа и создания видеопродуктов для среды Youtube.
- Формирование понимания технологической цепочки создания журналистского видеопродукта / канала на Youtube от разработки идеи до реализации проекта.
Планируемые результаты обучения
- Определяет видеожурналистику.
- Знаком с историей развития видео в интернете.
- Определяет вехи развития Youtube в России.
- Называет российские и зарубежные примеры видеожурналистики.
- Отличает видеожурналистику от видеоблоггинга.
- Называет особенности алгоритмической ленты.
- Рассуждает о рекомендательных системах социальных медиа.
- Выбирает механизмы взаимодействия с аудиторией в Youtube.
- Называет особенности видеоконтента для различных социальных медиа.
- Обладает базовыми навыками формирования сообщества на платформе Youtube.
- Способен определять UGC-контент.
- Называет форматы и жанры популярных видеороликов.
- Разбирает кейсы известных медиапроектов.
- Разбирает структуру различных форматов.
- Обладает базовым навыком написания сценария для Youtube.
- Способен вести канал на Youtube.
- Знает интерфейс платформы.
- Ознакомлен с актуальными требованиями к контенту.
- Разрабатывает стратегии монетизации.
- Отличает рекламные спецпроекты, рекламные интеграции, пре-ролл и прочие виды рекламы на платформе.
- Составляет мудборд для видеоролика.
- Пишет техническое задание для дизайнера, моушен-дизайнера, оператора.
- Знает процесс создания видеоролика.
- Продюсирует видеоролик для Youtube.
- Знаком с понятием бриф, составляет концепцию по брифу в краткие сроки.
- Работает в команде над концепцией видеопроекта.
- Знаком с понятием алгоритма Youtube.
- Понимает принципы формирования алгоритмической ленты.
- Работает с инструментами аналитики Youtube и рекомендательной системой.
- Определяет этические дилеммы относительно рекомендательной системы платформы.
- Создает концепцию канала для Youtube.
- Составляет мудборд, составляет смету, пишет контент-план, пишет синопсис.
- Защищает проект Youtube-канала: концепцию и документацию.
- Отличает видеожурналистику от тележурналистики.
- Способен отличать различные форматы видеожурналистики.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Вводное. Откуда взялась журналистика в YoutubeЗнакомство с группой. Определение понятия журналистика, разбор понятий "видео-журналистика", "youtube-журналистика". Особенности видео как единицы медиа. Определение состояния журналистики в русском Youtube на момент 2021 года. Истоки видеожурналистики в интернете: телевизионная журналистика, телевизионные форматы. Краткий разбор 3 популярных каналов на Youtube и их корни в телевизионных форматах. Обозначение плана курса, определение формулы оценки, элементов контроля.
- Тема 2. Путь российского Youtube. Форматы, жанры, интересные кейсы.Разбор основных этапов появления видео в интернете - исторический экскурс. Краткая история Youtube: основные вехи, самые яркие жанры, форматы и кейсы. Понятия UGC контент, социальные медиа, аудиовизуальный контент, лента. Виральные видео из истории Youtube. Основные вехи в развитии русскоязычного Youtube, шоу, блогеры, продакшн-студии. Появление журналистского контента в Youtube. Разница между блогером и журналистом. Разбор кейсов. Разбор кейсов: презентации студентов.
- Тема 3. Особенности и возможности Youtube как платформы. Формирование доверия и сообществаОсобенности Youtube как платформы для UGC контента. Алгоритм, лента рекомендаций, устройство сайта, комментариев. Кнопки для вовлечения пользователей. Механизмы, которыми пользуются блогеры, и как их используют журналисты. Механизм пожертвований и вознаграждений. Youtube как платформа для сообщества: Кейс Vox. Youtube как комьюнити-платформа. Коммуникация между ведущим и аудиторией: сравнение телевизионных и интернет-форм. Другие платформы для публикации видео, короткий обзор: Facebook, Vkontakte, Одноклассники, IGTV. Разбор кейсов: презентации студентов.
- Тема 4. Форматы произведений на Youtube. Популярные форматы видео-журналистикиПонятие жанра и формата в Youtube. Разбор ряда форматов, изучение форматных особенностей интервью, репортажа, шоу (на кейсах). Какие форматы используют журналисты в России и в мире. Определение неформатных роликов. Просмотр ряда примеров. Структура сценария видеоролика. Основы написания сценария для Youtube. Разбор кейсов: презентации студентов.
- Тема 5. Российский Youtube в 2021: актуальные тренды. Монетизация.Особенности ведения канала в Youtube на примерах. Разбор актуального интерфейса платформы. Разбор актуальных требований платформы к видеороликам. Продвижение канала. Монетизация контента: типология, особенности, тренды. Монетизация различных каналов российских журналистских каналов. Разбор кейсов: презентации студентов.
- Тема 6. Визуальная составляющая работы с Youtube: от мудборда до публикации.Визуальная составляющая канала, ленты, видеоролика: сниппеты, заставки, посты. Пэкшоты, заставки, титры. Обзор процесса создания визуального ряда для видео от составления мудборда до финальной публикации. Вариативность визуальных элементов внутри видео. Поведение ведущего в кадре. Что нужно знать, чтобы составить техническое задание для съемки видео. Базовые правила использования контента в Youtube. Разбор кейсов: презентации студентов.
- Тема 7: Обзор процессов производства видеоролика. Составление сметы. Практическое занятиеКраткий обзор процессов производства видеоролика. Бриф, бюджет, команда, планирование, съемки, монтаж. Составление сметы. Занятие в семинарском формате. Практическое занятие: студенты в командах получают тренировочные брифы и производят оценку стоимости и сроков.
- Тема 8: Работа с системой. Алгоритмы, рекомендации, аналитика, тэги.Разбор процесса публикации видео. Подробная работа с тэгами, названием и описанием ролика, текстом на сниппете. Аналитика в Youtube. Разбор инструментов для работы с Youtube. Этические аспекты работы с алгоритмической лентой и рекомендательной системой на платформе (“Эльза-гейт”): разбор кейсов студентами.
- Тема 9: Презентация итоговых проектов каналовПредставление и защита итоговых работ (концепций каналов и первичной документации: мудборд, смета, контент-план, синопсис 1 ролика) в формате групповой презентации.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Анализ + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Проект + 0.2 * Рецензия
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934
Рекомендуемая дополнительная литература
- А.Парабеллум,Н.Мрочковский,Т.Тажетдинов - Как стать первым на YouTube: Секреты взрывной раскрутки - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961429077 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/91