Магистратура
2020/2021
Стратегии в менеджменте
Статус:
Курс обязательный (Аналитик деловой разведки)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра проблем безопасности
Где читается:
Институт проблем безопасности
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Аналитик деловой разведки
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Стратегии в менеджменте», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки магистра «Аналитик деловой разведки». Курс даёт основы знаний классических и современных концепций теории стратегии и обеспечивает на этой основе выработку у выпускников стратегического мышления и способности управлять развитием организаций в условиях высоких темпов изменений. В методическом плане программа курса «Стратегический менеджмент» сформирована на основе унифицированного комплекса компонентов – модулей, исходя из концепции инновационного образовательного проекта НИУ ВШЭ. Структура компонентов программы - модульных блоков и отдельных модулей соответствует специализации «Менеджмент».
Цель освоения дисциплины
- дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой динамики и неопределенности внешней среды.
Планируемые результаты обучения
- Объяснять концепции и содержание основных понятий стратегического менеджмента
- Разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации
- Применять классические модели и методы стратегического анализа внешней среды фирмы
- Определять стратегический потенциал фирмы как совокупности материальных и нематериальных ресурсов и способностей организации
- Осуществлять выбор стратегии из некоторых стратегических альтернатив
- Разрабатывать программы и проекты для реализации стратегий фирмы
- Выделять факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы на макро и микро-уровне бизнес-среды
- Собирать и анализировать данные отечественной и зарубежной статистики для характеристики состояния и проблем развития конкуренции на конкретном рынке
- Выявлять и обрабатывать данные, необходимые для решения поставленных управленческих и предпринимательских задач
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в стратегический менеджментПредпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление теории стратегического менеджмента. Школы стратегий. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического менеджмента.
- Тема 2. Базовые понятия и модели стратегического менеджмента.Роль стратегии в достижении конкурентоспособности и усточивого развития фирмы. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Иерархия стратегий в организации. Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда. Стратегические решения: сущность и особенности. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Распределение полномочий на принятие стратегических решений.
- Тема 3. Стратегическое направление развития организации: целевые установки.Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Три составляющие стратегического видения. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в стратегических целях фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
- Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии.Конкурентные преимущества: сущность и взаимосвязь с конкурентоспособностью фирмы. Понятие «Конкурентоспособность». Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Теория конкурентных преимуществ. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ.
- Тема 5. Корпоративные и конкурентные стратегии.Определение стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М.Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения и возможные риски стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего на полпути». Запас конкурентоспособности фирмы.
- Тема 6. Стратегический анализ внешней среды: определение возможностей и угроз.Уровни и цели анализа внешней среды фирмы. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля и масштаба деятельности. Определение бизнес-ландшафта фирмы. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М.Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов.
- Тема 7. Стратегический анализ внутренней среды фирмы.Цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ.Цепочка создания ценности М.Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ.
- Тема 8. Портфельный анализ диверсифицированной компании.Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Матрица BCG и GE-McKinsey. Сравнительный анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода.
- Тема 9. Определение и выбор стратегических альтернатив.Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический ̆выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
- Тема 10. Реализация стратегии: управление организационными изменениями Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений.Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной ̆культуры. Стратегический ̆контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий̆ фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).
Элементы контроля
- Контрольные тесты
- Домашнее задание
- Экзамен в формате тестаЭкзамен проводится в письменной форме (тестирование) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf . Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, поставить на аватар свою фотографию, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, а также общаться между собой посредством социальных сетей и других каналов связи. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться только материалами экзаменационного задания в MS Teams. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольные тесты + 0.4 * Экзамен в формате теста
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
- Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
- Новая корпоративная стратегия, Ансофф, И., 1999
- Стратегический анализ : учеб. пособие для вузов, Хорин, А. Н., 2006
- Стратегический менеджмент: Курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. согл., 2007. - 288 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-002298-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/132768
- Стратегический процесс, Минцберг, Г., 2001
- Стратегическое рыночное управление, Аакер, Д. А., 2002
- Стратегическое управление : учебник для вузов, Виханский, О. С., 2003
- Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006
- Структура в кулаке: создание эффективной организации, Минцберг, Г., 2003