• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Стратегии в менеджменте

Статус: Курс обязательный (Аналитик деловой разведки)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Аналитик деловой разведки
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Стратегии в менеджменте», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки магистра «Аналитик деловой разведки». Курс даёт основы знаний классических и современных концепций теории стратегии и обеспечивает на этой основе выработку у выпускников стратегического мышления и способности управлять развитием организаций в условиях высоких темпов изменений. В методическом плане программа курса «Стратегический менеджмент» сформирована на основе унифицированного комплекса компонентов – модулей, исходя из концепции инновационного образовательного проекта НИУ ВШЭ. Структура компонентов программы - модульных блоков и отдельных модулей соответствует специализации «Менеджмент».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой динамики и неопределенности внешней среды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объяснять концепции и содержание основных понятий стратегического менеджмента
  • Разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации
  • Применять классические модели и методы стратегического анализа внешней среды фирмы
  • Определять стратегический потенциал фирмы как совокупности материальных и нематериальных ресурсов и способностей организации
  • Осуществлять выбор стратегии из некоторых стратегических альтернатив
  • Разрабатывать программы и проекты для реализации стратегий фирмы
  • Выделять факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы на макро и микро-уровне бизнес-среды
  • Собирать и анализировать данные отечественной и зарубежной статистики для характеристики состояния и проблем развития конкуренции на конкретном рынке
  • Выявлять и обрабатывать данные, необходимые для решения поставленных управленческих и предпринимательских задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в стратегический менеджмент
    Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление теории стратегического менеджмента. Школы стратегий. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического менеджмента.
  • Тема 2. Базовые понятия и модели стратегического менеджмента.
    Роль стратегии в достижении конкурентоспособности и усточивого развития фирмы. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Иерархия стратегий в организации. Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда. Стратегические решения: сущность и особенности. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Распределение полномочий на принятие стратегических решений.
  • Тема 3. Стратегическое направление развития организации: целевые установки.
    Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Три составляющие стратегического видения. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в стратегических целях фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии.
    Конкурентные преимущества: сущность и взаимосвязь с конкурентоспособностью фирмы. Понятие «Конкурентоспособность». Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Теория конкурентных преимуществ. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ.
  • Тема 5. Корпоративные и конкурентные стратегии.
    Определение стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М.Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения и возможные риски стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего на полпути». Запас конкурентоспособности фирмы.
  • Тема 6. Стратегический анализ внешней среды: определение возможностей и угроз.
    Уровни и цели анализа внешней среды фирмы. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля и масштаба деятельности. Определение бизнес-ландшафта фирмы. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М.Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов.
  • Тема 7. Стратегический анализ внутренней среды фирмы.
    Цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ.Цепочка создания ценности М.Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ.
  • Тема 8. Портфельный анализ диверсифицированной компании.
    Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Матрица BCG и GE-McKinsey. Сравнительный анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода.
  • Тема 9. Определение и выбор стратегических альтернатив.
    Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический ̆выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
  • Тема 10. Реализация стратегии: управление организационными изменениями Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений.
    Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной ̆культуры. Стратегический ̆контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий̆ фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные тесты
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен в формате теста
    Экзамен проводится в письменной форме (тестирование) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf . Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, поставить на аватар свою фотографию, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, а также общаться между собой посредством социальных сетей и других каналов связи. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться только материалами экзаменационного задания в MS Teams. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольные тесты + 0.4 * Экзамен в формате теста
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
  • Новая корпоративная стратегия, Ансофф, И., 1999
  • Стратегический анализ : учеб. пособие для вузов, Хорин, А. Н., 2006
  • Стратегический менеджмент: Курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. согл., 2007. - 288 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-002298-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/132768
  • Стратегический процесс, Минцберг, Г., 2001
  • Стратегическое рыночное управление, Аакер, Д. А., 2002
  • Стратегическое управление : учебник для вузов, Виханский, О. С., 2003
  • Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006
  • Структура в кулаке: создание эффективной организации, Минцберг, Г., 2003