• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социальная структура и социальная стратификация

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина ориентирована на формирование представлений об основных методологических подходах и понятий-ном аппарате анализа социальной структуры общества, сущностью и функциями социальной стратификации; ознакомление с особенностями социальной структуры в различных типах обществ; осознание особенностей классовой структуры общества и освоение двух основных подходов к выделению классов в истории социологической науки, включая современные зарубежные концепции социальной стратификации; получение знаний о социальной структуре российского общества; приобретение первичных навыков анализа социальной структуры общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об основных методологических подходах и понятийном аппарате анализа социальной структуры общества, сущностью и функциями социальной стратификации
  • Ознакомление с особенностями социальной структуры в различных типах обществ
  • Осознание особенностей классовой структуры общества и освоение двух основных подходов к выделению классов в истории социологической науки, включая современные зарубежные концепции социальной стратификации
  • Получение знаний о социальной структуре российского общества
  • Приобретение первичных навыков анализа социальной структуры общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных подходов к изучению социальной структуры общества
  • Знание основных типов стратификационных систем; особенностей социальной структуры российского общества
  • Умение применять для исследования социальной структуры общества общие методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации
  • Знание сущности и функций социальной стратификации
  • Интерпретация данных по исследованию социальной структуры общества, полученных из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу
  • Представление о специфике инструментария, используемого при изучении социальной структуры общества, включая особенности классификатора ISCO-88, графические и вербальные тесты оценки социального статуса и т.д.
  • Знание особенностей социальной структуры российского общества
  • Адекватное понимание специфической лексики и представления материала по анализу социальной структуры в англоязычной литературе по данной проблематике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общество как развивающаяся система. Основные подходы к анализу социальной структуры общества.
    Общество как развивающаяся система. Основные этапы общественного развития. Специфика нынешнего этапа развития России. «Модернизационный скачок» и формирование новых моделей социальной структуры. Социальное пространство и его многомерность. Статусы как точки социального пространства. Статусы предписанные и приобретенные. Социальные роли, ролевой набор, содержание, функции и значение, ролевая идентификация. Понятие «социальная структура общества». Два подхода к этому понятию. Становление структурного подхода к обществу. Роль структурализма, функционализма и структурно-функционального подхода в развитии теории социальных структур. Структуралистский и интеракционистский подходы.
  • Социальные группы и социальные общности
    Понятие социальной группы. Виды групп (первичные и вторичные, формальные и нефор-мальные и т.д.). Ядра общностей и периферия. Роль социальных норм в функционировании и воспроизводстве общностей. Механизм воздействия различных социальных групп на своих членов (референтные группы, конформизм и т.п.). Социальные общности макро- и мезоуровня. Социальная и социетальная структуры; макро-, мезо- и микроструктуры общества.
  • Основные срезы социальной структуры современных обществ (частные подструктуры общества)
    Организационно-управленческая структура. Характерные признаки организационно- управленческой структуры. Формальная и неформальная подструктуры организационно- управленческой структуры. Ядро и периферия. Целевые и должностные группы: функции, значение, ролевые характеристики. Новые моменты в развитии деловой социальной организации в условиях информационной экономики. Социально-отраслевая структура. Отрасль как социальная общность. Доминирование отраслевых социальных сетей в советском обществе и сохранение их в современной России. Пирамида социально-отраслевой стратификации. Основные мировые тенденции развития отраслевой структуры в условиях становления глобальной экономики и информационного общества. Социально-демографическая структура. Основные демографические характеристики людей. Социальные различия в функциях и положении и социальное неравенство демографических групп. Демографические когорты и исторические поколения. Социально-возрастная стратификация. Социальная типология семей. Территориальные общности, содержание понятия; критерии образования и разделения территориальных общностей; их функции; основные компоненты - потребительские группы. Территориальные общности и пространственные формы расселения. Историко-культурные области. Социально-экономические регионы. Город - село, городские агломерации. Типология городов, процессы урбанизации и постурбанизации, Global Сity. Социальная география городов, социальная сегрегация; черты городского образа жизни. Многозначность понятия «нация». Этносоциальная стратификация. Горизонтальная этно-культурная дифференциация и ее влияние на трудовое и потребительское поведение. Роль ценностных систем, социальных нормативов и трудовых традиций в условиях индустри-альных и информационных экономик. Место и значение этностратификационных и этнокультурных проблем в экономическом и социальном развитии России в ХХ1 веке.
  • Сущность и функции социальной стратификации. Основные типы стратификационных систем
    Базовые понятия теории стратификации. Cоотношение понятий «социальная дифференциация» и «социальная стратификация». Функции социальной дифференциации и социальной стратификации в обществе. Основные типы стратификационных систем в истории человечества. Физико-генетическая стратификационная система. Рабовладельческая система. Кастовая система. Феодальная («европейская») система. Государственнически-сословная («азиатская») система. Классовая система. Этакратическая (государственнически-слоевая) система эпохи индустриального способа производства. Вспомогательные стратификационные системы.
  • Понятие класса и два основных подхода к выделению классов в истории социологической науки. Современные зарубежные концепции социальной стратификации.
    Теория классов Карла Маркса. Критерии социального класса по Марксу. Причины возникновения классов. Борьба между классами – источник социального развития общества. «Класс в себе», «класс для себя». Макс Вебер: классический этап развития социологии неравенства. Вебер о критериях социального класса (страты). Три взаимодействующих фактора социального неравенства: собственность, власть и престиж. Неомарксизм и неовеберианство. Дискуссии о неклассовой системе социальных различий между людьми в постиндустриальном обществе. Новые основания социального неравенства в производственной и непроизводственной сферах.
  • Социальная стратификация в современной России
    Особенности социальной стратификации в обществах советского типа. Концепция сословно- слоевой стратификации обществ советского типа (Ст. Оссовский, В. Теккенберг, Ю. Арутюнян, О. Шкаратан). Основные факторы трансформации социальной структуры постсоветской России и подходы к анализу социальной структуры современного российского общества (Т. Заславская, В. Радаев, О. Шкаратан и др.). Методологические проблемы выделения критериев стратификации в обществах трансформационного типа. Реальные социальные группы, образующие стратификационную иерархию современного российского общества. «Старые» и «новые бедные». Дискуссия о среднем классе в российской социологии. Элитные и субэлитные группы. Применимость новых западноевропейских и американских подходов к стратификации российского общества и проблема его классовой структуры.
  • Подготовка эссе и подготовка к итоговому экзамену
  • Подготовка реферата и подготовка к итоговому экзамену
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Семинарские занятия -будут организованы по расписанию - Через систему ЛМС или ZOOM. LMS: В день семинарского занятия в момент его начала преподаватель вывешивает задание к осмыслению, студенты загружают результаты работы в ЛМС (в папку «Проекты»). ZOOM: Студентам будет заранее выложена ссылка в ZOOM, будет организована общегрупповая дискуссия по заявленной к семинару теме (на основе домашнего задания). Ссылки на лекции и семинары отправляются через систему ЛМС, дублируются оповещением из системы ЛМС на корпоративные почтовые адреса студентов
  • неблокирующий Эссе
    Подробные требования к эссе будут размещены в системе ЛМС. Объем 700-1000 слов
  • неблокирующий Экзамен
    Студент имеет возможность получить автомат и не приходить на экзамен в случае получения оценок не ниже 6 баллов за семинары и за реферат. Формула оценки в «автомат» - 0,5 семинары + 0,5 эссе. Требование по посещаемости, озвученное ранее на лекциях, аннулируется.
  • неблокирующий Семинары
    Семинарские занятия -будут организованы по расписанию - Через систему ЛМС или ZOOM. LMS: В день семинарского занятия в момент его начала преподаватель вывешивает задание к осмыслению, студенты загружают результаты работы в ЛМС (в папку «Проекты»). ZOOM: Студентам будет заранее выложена ссылка в ZOOM, будет организована общегрупповая дискуссия по заявленной к семинару теме (на основе домашнего задания). Ссылки на лекции и семинары отправляются через систему ЛМС, дублируются оповещением из системы ЛМС на корпоративные почтовые адреса студентов
  • неблокирующий Эссе
    Подробные требования к эссе будут размещены в системе ЛМС. Объем 700-1000 слов
  • неблокирующий Экзамен
    Студент имеет возможность получить автомат и не приходить на экзамен в случае получения оценок не ниже 6 баллов за семинары и за реферат. Формула оценки в «автомат» - 0,5 семинары + 0,5 эссе. Требование по посещаемости, озвученное ранее на лекциях, аннулируется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Семинары + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая социология : учеб. пособие, Эфендиев А.Г., 2008
  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grusky, D. B., & Sørensen, J. B. (2000). Chapter 17: Are There Big Social Classes? In Social Stratification, Class, Race, & Gender in Sociological Perspective (pp. 165–175). Taylor & Francis Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=50340157