Бакалавриат
2020/2021
Социология труда
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Сегодня все больше поводов говорить о том, что мы стоим на пороге новой эпохи, отмеченной радикальной трансформацией труда и социальных отношений. На наших глазах изменяются традиционные представления о карьере и занятости, разрушаются привычные рабочие пространства. Все большее распространение получают разнообразные формы нематериального труда, а заводы и фабрики уступают место высокотехнологичным кластерам, безлюдным производствам и онлайн-платформам. Новый мир труда - это одновременно мир возможностей практически неограниченного профессионального роста, гибкой занятости и разнообразных трудовых траекторий, но также мир, который несет с собой серьезные вызовы и угрозы. Нестабильная занятость, карьерная неопределенность, «прекаризация», эрозия системы социальных гарантий, размывание границ между профессиональной деятельностью и обучением, потреблением и досугом порождают конфликты и неизвестные прежде формы социальности и политической мобилизации. В итоге проблемы человеческого труда органично вплетаются в дискуссии об общих принципах социально-экономической организации обществ. Все эти темы – от истории наемного труда до современных механик повседневного контроля в офисах и регулирования труда на уровне целых экономик – и станут предметом изучения в рамках этого общего курса. Программа подготовлена с учетом требований образовательного стандарта по направлению "Социология". Представляет собой курс по выбору.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса «Социология труда и занятости» является формирование базовых навыков анализа актуальных социальных проблем в сфере труда и занятости с использованием современных социологических концепций.
Планируемые результаты обучения
- способен проблематизировать обыденные представления о труде, может выделить и классифицировать содержательные признаки определения труда, способен разработать систему эмпирических индикаторов для наблюдения труда.
- понимает историчность современной трудовой этики, знает основные теоретические подходы к объяснению трудоцентричности современных обществ
- имеет представление об основных стратегиях управления трудом в рамках различных школ менеджмента
- Умеет выявлять и критически анализировать различные аспекты нематериального и эмоционального труда в современном производстве
- понимает организационные особенности платформенной занятости и проблемы алгоритмического управления
- имеет представление об основных направлениях трансформации занятости и карьеры в современном мире
- знает основные подходы к анализу качества рабочих мест
- умеет анализировать невидимый труд и скрытую занятость, имеет представление о месте труда в глобальных товарных цепочках
- знать основные направления дискуссий о будущем труда, понимать преимущества и недостатки безусловного базового дохода
Содержание учебной дисциплины
- Что такое труд? От очевидного к проблеме.Что такое труд с содержательной точки зрения? По каким критериям (индикаторам) мы можем наблюдать труд эмпирически? Труд - “родовая” (К.Маркс) деятельность человека? Трудятся ли животные? Трудятся ли студент, художник, предприниматель? Можно ли считать трудом активность пользователей в социальных сетях? Практическое применение социологических теорий к определению и операционализации категории “труда” и “отношений труда”.
- Почему мы работаем? Жизненная необходимость, естественная потребность и моральный долг“Общество труда” как исторический феномен. Как социальные науки объясняют “трудоцентричность” современного общества? Историко-теоретические подходы к объяснению истоков “общества труда” (Маркс, Вебер, Де Фрис и др). Экономическое и внеэкономическое принуждение. Нормализация и морализация труда. Трудовая демократия как общественное устройство. Утопические версии труда: труд как игра, труд как творчество.
- Как работает «научная система выжимания пота»?Как работает «научная система выжимания пота»? Работник в системе управления: постановка проблемы. Концепция труда в рамках массового серийного производства. Рождение научного менеджмента. Макромодели социальной регуляции труда и трудовых отношений. Тейлоризм и фордизм vs. Школа человеческих отношений. Аргумент Гарри Бравермана о “деквалификации труда” и его критика (“стакан наполовину полон”). “Тейлоризм” за пределами индустриальных отношений: метафоры фабрики и конвейера в повседневной жизни (“общество дисциплины” М. Фуко., механизация производства и тело рабочего). Тейлоризация сектора услуг. Неотейлоризм и неофордизм.
- Нематериальный труд, эмоциональный трудЧто такое “когнитивный капитализм” и как внутри него создается стоимость? Содержание нематериального труда: социологический и философский анализ. Эмоциональный труд. Коммуникация как средство производства, концепция soft skills. Неявное знание vs. Человеческий капитал. Организация нематериального труда. “Проектный град” и управление нематериальным трудом. Императив “гибкости” и “подлинности” (“просто будь собой!”) - социальная критика “подлинности” (Болтански и Кьяпелло). Самоменеджмент и техники себя как средства контроля труда бе внешней принудительной дисциплины. Противоречия нематериального труда.
- Пути цифровизации: платформы, искусственный интеллект и алгоритмическое управлениеЦифровые платформы как организационная форма.Проблемы платформенной занятости: регулирование, асимметрия информации, прекаризация труда. Понятие и механизмы алгоритмического управления. Отличия от традиционных управленческих бюрократий. Примеры алгоритмического управления. Алгоритмическое управление в колл-центрах. Искусственный интеллект в практиках найма и оценке персонала. Алгоритмическое управление и трудовые платформы. Социальные и правовые проблемы алгоритмического управления. Черный ящик алгоритмов.
- Карьера в гибком миреДестандартизация и флексибилизация занятости. Новые структуры занятости. Как в последние годы изменились представления о карьере и успехе? Трудовые траектории и социальная мобильность.Организационный человек и вертикальная карьера. Свободная карьера, портфель работ. Свободный агент и концепция “само-предприятия”.
- Работа хорошая, плохая и бредоваяКак социологи оценивают качество рабочих мест? Почему мы удовлетворены или не удовлетворены работой? Почему современные рынки “поощряют” рост “бессмысленных работ”? Современные подходы к анализу проблемы: социальная антропология, социология и неоинституционализм. Чем в действительности плохи “плохие” и низкооплачиваемые рабочие места? Дешевый труд стимулирует или тормозит экономику? Можно ли применить концепцию “хороших” и “плохих” рабочих А. Каллеберга к анализу российского рынка труда?
- Невидимый труд: обратная сторона постиндустриального мираКак в реальности создаются многие товары и услуги, которые мы потребляем? Что остается за кадром? Труд в (глобальных) товарных цепочках. Ручной труд в цифровой экономике Неоплачиваемый домашний труд женщин и феминистская теория социальной репродукции. Недооцененный труд ключевых работников (‘key workers’) в период пандемии коронавирусной инфекции: распределение экономических благ и рисков в “невидимых” секторах экономики.
- Вкалывают роботы? Сценарии посттрудового будущегоМасштабы и перспективы автоматизации. Действительно ли снижается необходимость в человеческом труде? Возможно ли общество без труда? Чем будут заниматься люди? Как будет материально обеспечиваться их жизнь? Безусловный базовый доход: “за” и “против”. Экономическая, политическая и моральная дискуссии о перспективе введения безусловного дохода.
Элементы контроля
- ТестТест размещен в информационно-образовательной среде LMS и выполняется в присутствие преподавателя. Тест состоит из 30-40 вопросов. Время на выполнение теста 40 мин. Примеры тестовых заданий доступны студентам заранее в LMS.
- Активность на семинарахУчастие в коллективном обсуждении вопросов, вынесенных на семинарские занятия: содержательные вопросы, высказывания и комментарии по изучаемой теме. Оценка выставляется по итогам каждого дня занятий по предмету.
- ПосещаемостьПосещаемость лекций и семинаров фиксируется один раз в учебный день на момент начала занятия.
- Письменное домашнее задание
- Контрольная работаВыполняется на занятии в присутствие преподавателя. Необходимо ответить на вопрос в открытой форме. Длительность 30 мин.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.25 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Письменное домашнее задание + 0.1 * Посещаемость + 0.25 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Arthur, M. B. (1994). The boundaryless career: a new perspective for organizational inquiry. Journal of Organizational Behavior, 15(4), 295–306. https://doi.org/10.1002/job.4030150402
- David R. Howell, & Arne L. Kalleberg. (2019). Declining Job Quality in the United States: Explanations and Evidence. https://doi.org/10.7758/RSF.2019.5.4.01
- Huws, U. (2014). Labor in the Global Digital Economy : The Cybertariat Comes of Age. Monthly Review Press.
- Rosenblat, A., & Stark, L. (2016). Algorithmic Labor and Information Asymmetries: A Case Study of Uber’s Drivers.
- Введение в социологию труда и занятости : учеб. пособие, Попов, Ю. Н., 2005
- Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2013
- Капитал. Критика политической экономии. Т.1, кн.1: Процесс производства капитала, Маркс, К., 2001
- Социология : сб., Маркс, К., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Aneesh, A. (2009). Global Labor: Algocratic Modes of Organization. Sociological Theory, 27(4), 347–370. https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2009.01352.x
- Kathi Weeks. (2020). Anti/Postwork Feminist Politics and A Case for Basic Income. TripleC: Communication, Capitalism & Critique, 575–594. https://doi.org/10.31269/triplec.v18i2.1174
- Marion Crain, Winifred Poster, & Miriam Cherry. (2016). Invisible Labor : Hidden Work in the Contemporary World. University of California Press.
- The brave new world of work, Beck, U., 2001
- Thompson, E. P. (1967). Time, Work-Discipline, and Industrial Capitalism. https://doi.org/10.1093/past/38.1.56
- Vita activa, или о деятельной жизни, Арендт, Х., 2000
- Время безрассудства, Хэнди, Ч., 2001
- Капитализм платформ, Срничек, Н., 2019
- Моя жизнь, мои достижения : пер. с англ., Форд, Г., 1989
- Нация свободных агентов : как новые независимые работники меняют жизнь Америки, Пинк, Д., 2005
- Нематериальное. Знание, стоимость и капитал, Горц, А., 2010
- Новый дух капитализма, Болтански, Л., 2011
- Прекариат: новый опасный класс, Стэндинг, Г., 2014
- Принципы научного менеджмента, Тейлор, Ф. У., 1991
- Революция трудолюбия : потребительское поведение и экономика домохозяйств с 1650 года до наших дней, Фрис де, Я., 2016
- Современный социальный конфликт : очерк политики свободы, Дарендорф, Р., 2002
- Труд в новом столетии : как новые формы бизнеса влияют на орг., стиль упр. и вашу жизнь, Малоун, Т. У., 2006
- Человеческая деятельность : трактат по экономической теории, Мизес, Л. фон, 2000