Магистратура
2020/2021
Введение в технологию маркетинговых исследований
Статус:
Курс по выбору (Аналитик деловой разведки)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра проблем безопасности
Где читается:
Институт проблем безопасности
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Юрченко Александр Васильевич
Прогр. обучения:
Аналитик деловой разведки
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Курс от Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" дает возможность быстро погрузиться в суть работы маркетолога. Вы научитесь ориентироваться в маркетинговых моделях и инструментах, анализе рынка, сегментации потребителей, позиционировании и продвижении компании с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Цель освоения дисциплины
- формирование у учащихся теоретических и практических навыков маркетинговых исследований
Планируемые результаты обучения
- формулировать определение маркетинговых исследований и объяснять их отличие от других видов сбора и анализа информации
- аргументировать собственные тезисы с приведением доказательств и использованием профессиональной терминологии в устной, письменной и наглядно-демонстративной форме
- перечислять источники вторичных данных и объяснять их отличие первичных данных
- определять качественные и количественные методы, соответствующие цели и задачам описательного, поискового и причинного исследования
- применять основные принципы разработки форм сбора данных и осуществлять сбор, ввод и анализ полученных данных
- объяснять структуру и принципы составления брифа на проведение маркетингового исследования
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Маркетинговые исследования и их роль и место в деятельности финансовых институтовОпределение маркетингового исследования по ESOMAR (European Society of Marketing Research Professionals) и Н.Малхотры. Маркетинговые исследования как информационное обеспечение маркетинга и бизнеса. Неконтролируемые внешние факторы и контролируемые внутренние маркетинговые средства эффективной деятельности компании. Определение необходимости проведения маркетингового исследования. Проведение исследования самостоятельно или с помощью исследовательского агентства: поиск компромисса между сроками, стоимостью и точностью.
- Тема 2. Классификация маркетинговых исследований. Основные цели и задачи исследований в финансовой сфереОрганизация работы с информацией и её основные источники. Количественные, качественные и комплексные исследования: что сначала? Основные этапы жизненного цикла услуги (продукта) и задачи маркетинговых исследований на каждом этапе. Маркетинг и маркетинговые исследования как объект правового регулирования. Отличия маркетинговых исследований от других видов сбора и анализа информации.
- Тема 3. Кабинетные исследования и экспертные интервью.Вторичные данные: внешние и внутренние источники маркетинговой информации. Кабинетные исследования (desk research), их достоинства и ограничения в использовании для принятия управленческих решений. Государственная и отраслевая статистика. СМИ, специальные и профессиональные издания как источник маркетинговой информации. Открытые публикации результатов опросов потребителей. Клиппинг и контент-анализ. Верификация результатов и выводов с помощью экспертных интервью. Роль экспертов, отбор и оценка компетентности экспертов, требования к интервьюерам. Метод Дельфи, «мозговые штурмы» и другие способы экспертного оценивания.
- Тема 4. Количественные методы исследований потребителей финансовых услуг. Выборка опроса и способы её расчётаТипы первичных данных: демография, социальный статус, материальное положение, потребительское поведение, осведомлённость, отношение, намерения, мотивация, психографика (стиль жизни).Методы опросов и анкетирования. Проблема репрезентативности количественного исследования и «соломенные» опросы (straw polls). Вероятностные и невероятностные выборки. Способы расчетов размера выборки и статистической погрешности. Методы стратификации и кластеризации выборки для повышения её эффективности и надёжности. Достоинства и ограничения квотной выборки.
- Тема 5. Типы вопросов и шкал измерения поведения потребителей и их предпочтений. Основные правила составления анкет.Основные принципы разработки форм сбора данных. Открытые и закрытые вопросы. Номинальные, порядковые, интервальные и абсолютные шкалы. Шкалы отношений и семантический дифференциал. Гало-эффект. Прямое и обратное шкалирование, Число элементов шкалы. Проблемы измерений, категории «затрудняюсь ответить и нет ответа», случайные и систематические ошибки, способы их снижения. Когнитивное тестирование анкет и проведение пилотных интервью.
- Тема 6. Личные и телефонные интервью, их сферы применения, достоинства и ограничения. Организация и контроль работы интервьюеров.Сферы применения, достоинства и ограничения личных поквартирных и телефонных интервью. Стратификация и квотирование, маршрутные и целевые способы отбора респондентов. Проблемы недостижимости и отказов различных групп респондентов. Влияние темы опроса, продолжительности интервью и формулировок вопросов на результативность опроса. Расчеты коэффициентов отклика и кооперации. Телефонные опросы и организация работы CATI – центра. Генерация номеров телефонов и способы отбора респондентов в телефонных опросах. Подбор, обучение и контроль работы интервьюеров.
- Тема 7. Особенности организации уличных, почтовых и интернет - опросов, их преимущества и ограничения.Уличные экспресс-опросы и особенности определения точек опроса, разработки форм сбора данных. Стихийный отбор и метод Кессельмана, взвешивание данных с учетом районирования и социально-демографических характеристик. Адресные рассылки анкет и способы повышения отклика респондентов. Проблемы репрезентативности уличных и почтовых опросов, уроки опросов «Литерари Дайджест». Опросы в Интернете: как обеспечить репрезентативность и достоверность. Преимущества онлайн опросов с помощью CAWI-системы. Обеспечение защиты персональных данных и конфиденциальности результатов онлайн-опросов.
- Тема 8. Ввод, обработка и анализ данных количественных исследований.Полевое и централизованное редактирование анкет. Кодирование открытых вопросов. Ввод данных и формирование файла данных. ASCII формат. Логическая проверка и «чистка» данных. Отсутствующие данные и методы их восстановления. Анализ распределений и таблиц сопряженности. Проверки гипотез. Индексы соответствия и коэффициенты корреляции. Форма отчета и графическое представление результатов исследований.
- Тема 9. Виды качественных исследований, их сфера применения, основные методики и техники проведения.Сфера применения, достоинства и ограничения качественных исследований. Фокус-группы и глубинные интервью. Наблюдение и этнографика. Различные школы в качественных исследованиях: фокус-групповые дискуссии или фокусированное интервью в группе. Валидность и надёжность в качественном исследовании. Социально-психологические механизмы функционирования фокус-группы. Групповая динамика и типологии участников групповой дискуссии. Управление группой и модерирование. Зондирующие техники и процедуры выбора. Проективные методы. Анализ результатов фокус-группового исследования. Формализованное и неформализованное глубинное интервью. Работа с аудио- и видеозаписями, транскрипты. Осмысление текстов и анализ результатов. Использование интернет-технологий в качественных исследованиях.
- Тема 10. Выбор агентства для проведения исследования. Составление брифа на исследование, бюджет и контроль качества работ.Обзор международного и российского рынка маркетинговых исследований. Профессиональные ассоциации и сообщества исследователей рынка и общественного мнения. Кодекс ESOMAR. Стандарты качества проведения маркетинговых исследований ISO 20252. Организация контроля качества полевых работ. Содержание брифа на проведение маркетингового исследования. Расчет сроков и стоимости работ на основных этапах исследования.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Текущие задания по курсу + 0.6 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 512 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0175-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/255787
- Тюрин Д. В. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 342с. - ISBN: 978-5-9916-4561-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-426329
Рекомендуемая дополнительная литература
- Malhotra, N. K. (2014). Basic Marketing Research: Pearson New International Edition : Leeds University Business School (Vol. Pearson new international edition). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418035
- Malhotra, N. K. (2015). Essentials of Marketing Research, Global Edition (Vol. Global edition). Boston: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419046
- Naresh K. Malhotra. (2015). Marketing Research. Harlow: Pearson Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1659681
- SPSS: искусство обработки информации : анализ стат. данных и восстановление скрытых закономерностей: пер. с нем., Бююль, А., 2002
- Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
- Лукина М. - Технология интервью: учеб. пособие для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 192с. - ISBN: 978–5–7567–0371-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68828
- Маркетинговые коммуникации: Учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 384 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0194-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/226894
- Массовые опросы : введение в методику демоскопии, Ноэль, Э., 1993
- Скворцова, Е. В. (2012). Фокус-Группы В Маркетинговых Исследованиях Торговой Организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F2F3A35A
- Технология интервью : учеб. пособие для вузов, Лукина, М. М., 2005