• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Взаимодействие бизнеса и государства: теория и практика

Направление: 42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Грязнова Юлия Борисовна, Кашунина Ирина Валерьевна, Наумов Станислав Александрович, Никитина Татьяна Евгеньевна
Прогр. обучения: Коммуникации в государственных структурах и НКО
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения представленной дисциплины - научить студентов существующим моделям взаимодействия бизнеса и власти в контексте процедуры принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, а также видов решений и специфики участия бизнеса в их обсуждении, экспертизе и согласовании. В рамках дисциплины мы также планируем познакомить студентов с требованиями законодательства к органам власти в части их открытости, организацией деятельности органов власти на принципах открытости и гласности, с различными PR инструментами для взаимодействия со СМИ и с правилами взаимодействия органов власти с пользователями в социальных сетях, а также с особенностями правового регулирования при распространении рекламы и осуществления государственного надзора в сфере рекламы. Студенты научатся выстраивать коммуникативную стратегию органа власти, пользоваться инструментами для реализации поставленных задач по увеличению открытости деятельности органа власти и понятности принимаемых ими решений, выстраивать отношения как с редакциями СМИ, так и с подписчиками в социальных сетях, отрабатывать негативные публикации и готовить своих спикеров к проведению интервью и ответам на неудобные вопросы. Они также научатся критически относиться к информации, приводимой в рекламе, соотнося творческую самостоятельность с положениями законодательства. Курс сочетает в себе как теоретические аспекты, так и прикладные, наглядно демонстрируя, как данные знания могут быть применены в исследованиях на реальных кейсах. По результатам проведённых занятий студенты смогут рассматривать теорию управления и использовать лучшие практики GR как технологию своей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения представленной дисциплины - научить студентов существующим моделям взаимодействия бизнеса и власти в контексте процедуры принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, а также видов решений и специфики участия бизнеса в их обсуждении, экспертизе и согласовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает смысл и структуру связей между бизнесом и органами государственной власти
  • Умеет понимать различие взаимодействий в виде связей и отношений. Понимает для каких типов задач требуются те или иные взаимодействия;
  • умеет применять основные схемы коммуникаций для анализа коммуникационных ситуаций и определения задач коммуникации
  • понимает, в чем состоит задача управления и позиции управленца
  • умеет выделять объекты управления в системном подходе понимает роль институтов в обществе
  • умеет применять институциональный анализ для анализа коммуникационных ситуаций
  • умеет проводить анализ социальных и коммуникационных трендов
  • умеет проводить анализ актуальной повестки
  • понимает структуру коммуникационной стратегии, её назначение и методологию её создания
  • умеет ставить стратегические цели для коммуникаций понимает суть проектного подхода
  • умеет создать коммуникационный проект для взаимодействия государства и бизнеса, представлять его
  • понимает разницу социальных функций позиций чиновника, предпринимателя и общественника, их разницу. Умеет организовывать диалог и взаимодействие между ними
  • понимает современные медиа и общественные форматы возможности взаимодействия государства и бизнеса
  • умеет находить и создавать оптимальные площадки для взаимодействия под конкретные цели
  • Умеет ориентироваться в требованиях законодательства, предъявляемых органам власти в части открытости их деятельности, умеет формировать проекты PR стратегии органа власти
  • умеет выстраивать коммуникацию со СМИ и внутри организации, пользоваться PR инструментами, готовить спикера к публичным выступлениям
  • умеет организовать работу органа власти в социальных сетях, вести диалог с пользователями, адаптировать тексты для социальных сетей
  • умеет определять признаки рекламы и выделять рекламу среди иной информации нерекламного характера
  • умеет оценивать и анализировать рекламные материалы на соответствие требованиям закона
  • умеет оценивать последствия размещения информации в рекламе, положений договора на размещение рекламы
  • Умеет выстраивать проекты по представлению интересов организации в государственных и муниципальных органах, некоммерческих организациях
  • понимает логику работы постоянных и временных координирующих, консультативных, экспертных, рабочих и иных совещательных органов при органах государственной и муниципальной власти, общественных палатах
  • умеет взаимодействовать с деловыми и профессиональными ассоциациями и союзами, саморегулируемыми организациями, иными некоммерческими организациями, коалициями лиц, представляющих схожий интерес
  • умеет планировать и осуществлять программы взаимодействия с государственными и муниципальными органами, некоммерческими организациями, представления интересов организации
  • умеет оценивать воздействие макроэкономической и политической среды на функционирование организаций и органов государственной и муниципальной власти
  • умеет анализировать и использовать нормативные и правовые документы
  • умеет вести переговоры и совещания, вести деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
  • умеет проводить политический анализ текущей ситуации и прогнозировать ее развитие
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в предмет
    GR, PR, лоббизм – общее и особенное. Public affairs как интеграция бизнеса, государства и общества. Рынок PR, GR, лоббистских услуг в России и в мире. Нормативное регулирование лоббистской деятельности в России: проблемы и перспективы. Профессиональный стандарт специалиста по связям с органами государственной власти. Ключевые компетенции в GR. Сфера профессиональной реализации GR-специалиста. Перспективные сектора экономики для реализации полученных знаний. Ключевая компетенция в GR. Ожидаемый результат для работодателей в 2022-2024 годах. Личные качества GR-специалиста.
  • Тема 2. Основные понятия и схемы коммуникаций государства и бизнеса
    Понятие «связи» и «отношения» (системный подход, естественные науки, психология и социология). PR и GR как построение связей и отношений. Когда и для чего нужно создавать связи, а когда отношения? Способы сохранения и развития связей и отношений. Схемы коммуникаций Н. Виннера, Г.П. Щедровицкого, О. Розенштока-Хюсси. Схема публичных коммуникаций. Понятие «управление». Схема управления. Объект и метод управления. Системный подход в управлении. Позиция управленца. Понятие «социальный институт». Место института в общественной жизни. История ключевых институтов. Институты и общественные нормы. Традиционные институты и сетевые институты сегодня. Понятие «тренд». Аналитика в GR. Построение объекта управления через анализ трендов. Актуальные социальные и коммуникационные тренды в России. Понятие «повестка». Что такое медиа-повестка. Методы анализа повестки. Повестка общественная и повестка индивидуальная. Актуальная медиа-повестка в России. Стратегия и цели коммуникаций. Что такое коммуникационная стратегия. Методология построения коммуникационной стратегии и постановки коммуникационных целей. Проект как форма управления отношениями государства и бизнеса. Понятие «проект». Проектный менеджмент. Проект как форма сотрудничества. Место проектов в отношениях государства и бизнеса. Позиции. Позиции «чиновник», «предприниматель», «общественник»: ценности и нормы. Как выстроить взаимодействие между ними? «Площадки» для коммуникации государства и бизнеса. Актуальные в России и мире площадки для взаимодействия и диалога государства и бизнеса в сфере политики, экономики, социального развития, социальной ответственности и благотворительности и т.п.
  • Тема 3. PR-сопровождение деятельности органов государственной власти
    • Нормативно-правовое регулирование деятельности органов власти в РФ в части открытости. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов власти в части открытости и понятности их деятельности (требования ФЗ №8 от 09.02.2009г «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления»; Постановление правительства №953 от 24.11.2009г «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» и др.). Выбор и подготовка PR стратегии органа власти. Этапы подготовки и реализации PR стратегии органа власти (определение целей и задач, целевой аудитории, выбор каналов коммуникации, основных месседжей, порядка коммуникации и пр.). • Организация пресс-службы органа власти с нуля. Взаимодействие со СМИ. Инструменты в работе пресс-службы. Подготовка к интервью и публичным выступлениям. Определение круга задач, стоящих перед пресс-службой, утверждение структуры пресс-службы, выбор спикеров органа власти, закрепление механизмов взаимодействия внутри органа власти и порядка взаимодействия со СМИ. Использование различных PR инструментов (организация и проведение пресс-конференций, брифингов, пресс-подходов; организация интервью; публикация пресс-релизов и других PR текстов; подготовка комментариев по запросам СМИ и др.) Подготовка спикера к интервью, отработка возможных неудобных вопросов. Мониторинг СМИ и социальных сетей. • Адвокатирование деятельности органа власти в социальных сетях. Работа с негативом. Позиционирование органа власти в социальных сетях, выбор площадки для коммуникации с пользователями. Правила ведения аккаунтов органов государственной власти и личных аккаунтов сотрудников органов власти в социальных сетях. Организация диалога. Отработка негатива. Адаптация текстов для социальных сетей. • Понятие и признаки рекламы. Проблемы отграничения рекламы от иной публичной информации, в том числе социальной и политической рекламы, обязательной к распространению информации, информации справочного характера, продакт плейсмента. Понятие спонсорской рекламы. • Требования, предъявляемые к рекламе. Достоверность, добросовестность, этичность в рекламе. Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе. Недобросовестная реклама и ее основные формы. Требования к рекламе отдельных видов товаров.
Требования к рекламе, распространяемой определенными способами.
  • Тема 4. Особенности различных аспектов лоббистской деятельности: субъекты, отрасли, уровни, методы
    • Практическая защита отраслевых интересов в федеральных органах законодательной власти. Понимание принципов работы высшего руководства страны при выработке политики, значимой для компании. Взаимодействие акционеров крупнейших российских корпораций с руководством Администрации Президента, Правительства РФ. Формирование коалиций из официальных лиц в Правительстве и Администрации Президента, позитивно относящихся к работе организации и к планам её развития. Взаимодействие с фракциями и комитетами Государственной Думы по вопросам госрегулирования ключевых отраслей экономики. Внедрение системы продвижения продукции региональных предприятий совместно с Торгово-промышленной палатой РФ. • Практика лоббирования экономически значимых решений: взгляд изнутри аппарата Правительства. Общественная поддержка программ, связанных с реализацией инфраструктурных проектов в энергетике. Организация публичного диалога общественности с компаниями, Советы директоров которых возглавляют заместители Председателя Правительства РФ. Принятие поправок деловых кругов (РСПП) в разработанные контрольно-надзорными органами редакции законопроекта. Внесение изменений в ведомственные подходы к рассмотрению в Государственной думе правительственных поправок и предложений деловых кругов РСПП в законодательство. • Практика лоббирования интересов деловых кругов: взгляд с позиции руководства федерального органа власти. Участие в подготовке редакции кодифицированного законодательства. Создание системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. Разработка отраслевых стратегий совместно с деловыми кругами (РСПП). Внедрение на предприятиях высокотехнологичных секторах промышленности госпрограммы переподготовки кадров. Антикризисная деятельность Правительства в работе с системообразующими предприятиями федерального и регионального масштаба. Разработка и реализация антикризисных инвестпроектов. Подготовка нормативной базы для создания в регионах территориальных инновационных кластеров и поддержки проектов малого и среднего бизнеса в сфере энергоэффективности и информационных технологий. Взаимодействие в ведущими инженерно-техническими вузами РФ. проведение деловой и научной программы всемирных торговых выставок. Участие в работе советов директоров системообразующих корпораций РФ. • Практика завоевания отраслевого лидерства через институты развития. Организационное содействие запуску первой волны инновационных стартапов. Оптимизация программ инновационного развития госкорпораций РФ на основе опыта глобальных технологических лидеров. Инициирование и эффективная реализация значимых для развития экономики страны пилотных проектов частных корпораций. Опережение в развитии компании на полтора-два года по отношению к ключевым конкурентам. Понимание принципов цифровой трансформации бизнеса. • Практика лоббирования проектов и программ в международных организациях (наднациональный уровень регулирования). Понимание особенностей наднационального регулирования в условиях роста конкуренции между макрорегиональными группировками и противоречий развития глобальной экономики. Совершенствование бизнес-диалога стран, входящих в Евразийский экономический союз. Подготовка проектных предложений для представления в рамках деловой программы саммита ШОС и BRICS. Трансформация приграничного сотрудничества регионов стран ЕАЭС в системную работу по участию деловых кругов региональных предприятий в инфраструктурных проектах сопряжения «Экономического пояса шелкового пути» (КНР) и интеграционных проектов. • Практическая адаптация работы компании к ожиданиям контрольно-надзорных федеральных и региональных органов государственной власти. • Практика гармонизации восприятия компании представителями общественных объединений, политических партий (включая оппозиционные) и независимыми средствами массовой информации (включая социальные сети). • Практика взаимодействия в РФ международных консультантов, бизнеса и органов власти. • Проекты для выстраивания отношений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий средняя оценка за индивидуальные и групповые домашние задания
  • неблокирующий Промежуточное домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность + 0.3 * Итоговый тест + 0.2 * Промежуточное домашнее задание + 0.25 * средняя оценка за индивидуальные и групповые домашние задания
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность + 0.3 * Итоговый тест + 0.2 * Промежуточное домашнее задание + 0.25 * средняя оценка за индивидуальные и групповые домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexander Leipold. (2018).  Lobbying in Europe: Public Affairs and the Lobbying Industry in 28 EU Countries, edited by A. Bitonti and P. Harris (Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2017, ISBN 9781137552556); xxix+368pp., US$129.00 hb. Journal of Common Market Studies, 1, 204. https://doi.org/10.1111/jcms.12699
  • Под ред. Ачкасовой В.А., Минтусова И.Е., Филатовой О.Г. - GR И ЛОББИЗМ: ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 315с. - ISBN: 978-5-534-02436-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gr-i-lobbizm-teoriya-i-tehnologii-450420

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Меньшенина Н. Н., Пантелеева М. В. - ЛОББИЗМ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 133с. - ISBN: 978-5-534-08447-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lobbizm-438564