Магистратура
2020/2021
Экономика
Статус:
Курс обязательный (Аналитик деловой разведки)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра проблем безопасности
Где читается:
Институт проблем безопасности
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Юрченко Александр Васильевич
Прогр. обучения:
Аналитик деловой разведки
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс включает важнейшие и наиболее связанные с повседневной жизнью темы из двух разделов экономической теории, микроэкономики и макроэкономики. Микроэкономика изучает поведение отдельных элементов экономической системы страны - прежде всего, потребителей и производителей - то, как они делают свой выбор (что купить/произвести) и как взаимодействуют друг с другом. Ключевые категории микроэкономического анализа, с которыми мы познакомимся: спрос и предложение; производство, издержки и прибыль; рыночные структуры (такие, как совершенная конкуренция, монополия и олигополия). Макроэкономика изучает экономическую систему страны как единое целое и проблемы, общие для всей экономики. Ключевые категории макроэкономического анализа, с которыми мы познакомимся: ВВП, инфляция и безработица; экономический рост и деловой цикл; государственная макроэкономическая политика.
Цель освоения дисциплины
- заложить у слушателей основы экономической грамотности, "экономического образа мышления" и показать, как экономические знания могут применяться в реальной жизни.
Планируемые результаты обучения
- определять ключевые экономические термины
- объяснять работу рынка с помощью модели спроса и предложения
- выявлять случаи оправданного и неоправданного государственного вмешательства в работу рынка
- формулировать ограничения модели спроса и предложения
- прогнозировать степень изменения поведения покупателей исходя из эластичности функции спроса
- формулировать основные термины, относящиеся к поведению фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде
- выявлять тип рыночной структуры на отдельно взятых рынках
- описывать модель кругооборота доходов и расходов в рыночной экономике
- объяснять основные макроэкономические показатели
- сравнивать разные точки зрения на причины циклического развития экономики страны
- сравнивать плюсы и минусы государственного вмешательства в экономику
- описывать основные инструменты фискальной политики
- сравнивать положительные и отрицательные стороны, связанные с применением монетарной политики
- выявлять взаимосвязи между состоянием платежного баланса и состоянием валютного рынка страны
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в экономическую теорию.В этом модуле мы поговорим о том, чем занимаются современные экономисты (предметы их изучения могут быть весьма неожиданными) и как они работают. Мы познакомимся с некоторыми важнейшими экономическими терминами и простейшей экономической моделью. С использованием этой модели мы покажем, откуда берется взаимная выгода при международной торговле. Вас ждет восемь видеолекций, в некоторых из них есть контрольные вопросы (не влияют на общую оценку, но помогают понять, насколько хорошо вы освоили материал лекции). Также в Вашем распоряжении слайды к видеолекциям (некоторые из них содержат дополнительные примечания) и субтитры.В конце модуля Вас ждет контрольный тест: для успешного прохождения всего курса Вам необходимо справиться с не менее, чем 80-ю процентами его заданий. Тест можно повторять, но количество повторов ограничено (не более 3 в день), а задания теста могут меняться от повтора к повтору.
- Тема 2. Спрос и предложение.Что является "визитной карточкой" экономической теории? Конечно, прежде всего - спрос и предложение! В этом модуле мы познакомимся с моделью спроса и предложения, покажем, каким образом устанавливается рыночное равновесие. Мы научимся применять модель спроса и предложения на примере анализа работы валютного рынка, а также обсудим, насколько оправдано государственное вмешательство в работу рынка. Вас ждет девять видеолекций и слайды к ним. В конце модуля Вас вновь ждет контрольный тест: для успешного прохождения всего курса Вам необходимо справиться с не менее, чем 80-ю процентами его заданий.
- Тема 3. Спрос и предложение (2).В этом модуле мы продолжаем изучать тему «Спрос и предложение». Модель спроса и предложения имеет свои ограничения, и мы обсудим, когда применение этой модели не рекомендуется или рекомендуется с ограничениями. Кроме того, вы узнаете, что стоит за законом спроса, а также познакомитесь с таким новым важным понятием как "эластичность". Для функции спроса знание различных эластичностей может помочь спрогнозировать, насколько сильно покупатели среагируют на изменение доходов или, скажем, на повышение цен. В этом модуле Вас ждут восемь видеолекций, слайды и традиционный контрольный тест. Есть и новинка - необязательное (на итоговую оценку это не повлияет), но интересное задание для взаимного оценивания.
- Тема 4. Производство и издержки фирмы.Мы продолжаем погружаться в мир экономики, и в этом модуле познакомимся с основными терминами, относящимися к поведению фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Фирмой экономисты называют любую коммерческую организацию, производящую продукцию с целью получения прибыли. Какие общие закономерности существуют при любом производстве? Почему экономист всегда видит у фирмы больше издержек, чем бухгалтер и какие именно виды издержек выделяют в экономическом анализе? Обо всем этом вы узнаете четвертом модуле. Вашему вниманию будет предложено девять видеолекций, слайды и контрольный тест.
- Тема 5. Максимизация прибыли. Рыночные структуры.В этом модуле вас ждет заключительный большой блок тем по микроэкономике. Вы научитесь применять маржинальный анализ, а также познакомитесь с классификацией рыночных структур. Мы "соберем вместе" и систематизируем как новые, так и ранее полученные знания, чтобы показать как работает сложная и саморегулируемая система - конкурентный рынок. А если конкурентов на рынке мало? Для описания работы таких рынков (монополистических или олигополистических) также существуют экономические модели! В этом модуле видеолекций больше, чем в предыдущих - целых тринадцать. Некоторые из них помечены звездочкой - это значит, что их просмотр не обязателен, и в тесте не будет вопросов по материалам этих лекций. Однако если вы хотите иметь более целостный и системный взгляд на микроэкономику, соответствующий типичной программе обучения по этому предмету, советуем все-таки смотреть все видеофрагменты подряд. В конце модуля Вас ждет традиционный контрольный тест.
- Тема 6. Введение в макроэкономику.После напряженного модуля 5 Вас ждет некоторое затишье :). Начиная с этого модуля мы начнем изучать макроэкономику. Мы познакомимся с первой макроэкономической моделью (кругооборота доходов и расходов). Кроме того Вы узнаете, откуда государства берут деньги и на что их тратят? Что разные страны экспортируют, и что импортируют? Что такое ВВП, как его рассчитывать разными способами и что интересного можно увидеть, сравнивая структуру ВВП разных стран? Вашему вниманию будет предложено 9 видеолекций, после просмотра которых вы сможете приступить к новому контрольному тесту.
- Тема 7. Основные макроэкономические показатели.Мы продолжаем изучать макроэкономику. Познакомимся с основными макроэкономическими показателями (такими как номинальный и реальный ВВП, процентные ставки, обменный курс, инфляция), их аналитическими возможностями и границами применимости. А также научимся самостоятельно интерпретировать их динамику. Было бы здорово, если бы Вы после лекций этого модуля попробовали самостоятельно зайти на сайт какой-нибудь статистической службы (например, Росстата, www.gks.ru) и опробовать вновь полученные знания на практике! Для того, чтобы дать Вам дополнительный стимул сделать это, в этом модуле вас ждет второе задание для взаимного оценивания, как и в прошлый раз необязательное (на итоговую оценку это не повлияет), но интересное! Кроме него вашему вниманию будет предложено 8 видеолекций, слайды, контрольный тест.
- Тема 8. Экономический рост и бизнес-цикл.Почему одни страны развиваются быстрее, а другие медленнее? Почему в любой стране экономической развитие идет неравномерно? В этом модуле мы поговорим про экономический рост и бизнес-цикл. Мы познакомимся с разными взглядами на причины циклического развития экономики страны. А для этого научимся применять еще одну важную модель в нашем курсе - модель совокупного спроса и совокупного предложения. Как всегда, вашему вниманию будет предложено девять видеолекций, слайды и контрольный тест.
- Тема 9. Государственные макроэкономические политики.В последних двух модулях мы поговорим, как государство на макроэкономическом уровне может управлять развитием экономики и какие плюсы и минусы такого вмешательства выделяют экономисты. В этом модуле мы познакомимся с первой группой инструментов государственного макроэкономического регулирования - инструментами фискальной политики. А кроме того на этой неделе мы поговорим о деньгах. Что это такое? Как и когда они появились в человеческом обществе и во что превратились к настоящему времени? Каким образом в современном мире деньги могут возникать из ниоткуда и исчезать в никуда? Всего вашему вниманию будет предложено 12 видеолекций, после просмотра которых вы сможете приступить к новому контрольному тесту. Обратите внимание, что десятая видеолекция (чем опасны инфляция и дефляция?) отмечена звездочкой, это значит, что ее просмотр не обязателен, и в тесте не будет вопросов по материалам этой лекции. Однако мы рекомендуем с ней ознакомиться, так как материал лекции крайне актуален в нынешней мировой ситуации.
- Тема 10. Государственные макроэкономические политики (2).Тема десятого модуля - монетарная политика и платежный баланс страны. Мы узнаем как работает монетарная политика и какие есть положительные и отрицательные стороны, связанные с ее применением. Познакомимся также с методологией составления платежного баланса страны (на настоящий момент она успела несущественно измениться - некоторые статьи "поменяли знак") и разберемся, как связаны его различные состояния c состояниями валютного рынка. После этого мы сравним различные режимы валютного регулирования и обсудим особенности проведения монетарной политики в открытой экономике.Всего вашему вниманию будет предложено 10 видеолекций, после просмотра которых вы сможете приступить к контрольному тесту.
Элементы контроля
- Тест 1
- Тест 2
- Тест 3
- Тест 4
- Тест 5
- Тест 6
- Тест 7
- Тест 8
- Тест 9
- Тест 10
- Итоговая контрольная №1
- Итоговая контрольная №2
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.15 * Итоговая контрольная №1 + 0.15 * Итоговая контрольная №2 + 0.07 * Тест 1 + 0.07 * Тест 10 + 0.07 * Тест 2 + 0.07 * Тест 3 + 0.07 * Тест 4 + 0.07 * Тест 5 + 0.07 * Тест 6 + 0.07 * Тест 7 + 0.07 * Тест 8 + 0.07 * Тест 9
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ким И. А. - МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-01637-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-432061
- Экономикс, Мэнкью, Н. Г., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гибель империи : уроки для современной России, Гайдар, Е. Т., 2007
- Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций, Ясин, Е. Г., 2002
- Фрикономика : мнение экономиста - диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями, Левитт, С. Д., 2007
- Экономика для менеджеров : десять важных инструментов для руководителей, Майталь, Ш., 1996