• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Системы бизнес-аналитики и поддержка логистического контроллинга

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ориентирована на получение знаний и практических навыков работы с современными информационными системами, технологиями и моделями, применяемыми менеджерами и руководителями для поддержки принятия решений в производственном, корпоративном, логистическом контроллинге, управлении и проектировании цепей поставок. Дисциплина знакомит с основными методами моделирования и анализа логистических бизнес-процессов, хранения и анализа данных, основными задачами и методами оперативного и интеллектуального анализа данных, управления знаниями организации, методами сценарного планирования и имитационного моделирования деловых и проблемных ситуаций. Практические занятия проводятся с использованием современных систем бизнес-аналитики (BI), визуализации и анализа данных, идеографических средств моделирования, на основе визуальных, легко интерпретируемых менеджерами, информационно-аналитических приложений и высокотехнологичных информационно-аналитических решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель освоения дисциплины – формирование знаний и навыков подготовки и принятия управленческих решений в сфере логистики, управления цепями поставок, с применением современных информационно-аналитических систем и технологий, а также представлений о современных концепциях и системах управления логистическими процессами, ориентированных на аналитическую работу.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент формулирует информационно-аналитические задачи на различных уровнях управления.
  • Студент выбирает и использует инструментальные средства построения аналитической отчетности
  • Студент формирует информационные панели показателей для оценки эффективности логистической деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые понятия информационно-аналитических систем
    Базовые понятия: данные, информация, знания; цепочки движения информации. Транзакционная и аналитическая информация. Показатели, система показателей. Информационное пространство предприятия. Основные задачи ИС на разных уровнях управления. Понятие системы. Предприятие как система. Элементы системного анализа (границы системы, элементы, входы и выходы, обратная связь и др.). Система моделей предприятия. Типология моделей. ИС и бизнес-процессы. Моделирование бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов. Средства моделирования процессов. ИТ в исполнении и мониторинге бизнес-процессов. Методы и средства стратегического управления. Предприятие с общих позиций управления, цикл управления, ИТ в процессах управления. ИАС менеджмента и технологическая поддержка функций контроллинга и анализа. Роль и место анализа в процессе принятия решений. Корпоративная информационная система как среда реализации функций управления. Основные концепции и стандарты автоматизации управления. Интеграция в информационных системах, виды интеграции на основе моделей менеджмента. Интегрированная информационная система управления предприятием, типовая архитектура для производственного предприятия.
  • Методы и инструменты принятия решений
    Методы и способы разработки и принятия управленческих решений, общий обзор компьютерных технологий и методов поддержки принятия решений. Основы моделирования управленческих решений; эволюция поддержки решений. Типы ИТ в СППР, применяемых на различных этапах принятия решения.
  • Определение и свойства систем поддержки принятия решений
    Информационная инфраструктура организации. Транзакционные и аналитические системы. Информационно-аналитические системы и их компоненты, использование на различных уровнях иерархии компании для решения задач подготовки и принятия управленческих решений. Определение систем поддержки принятия решений (СППР). Особенности СППР: нацеленность на слабо структурированные проблемы; возможность комбинировать аналитические модели с традиционными способами доступа и обработки данных; отображение информации в формате и терминологии, которые удобны лицу, принимающему решение (ЛПР). Роль лица, принимающего решение (ЛПР) в постановке задач выбора и реализации процедур принятия решений. Современные тенденции в области развития компьютерных технологий для поддержки процесса принятия управленческих решений, основные направления.
  • Эволюция концепций компьютерных систем управления
    Эволюция поддержки решения и поколения ИС: TPS, OAS, MIS - DSS, EIS. Эволюция концепций компьютерных систем поддержки управления (уровень управления, типы пользователей, реализация функций и обеспечение процессов поддержки принятия решений, связь с задачами принятия решений, применяемые методы принятия решений, базовые информационные технологии). Понятие системы поддержки принятия решений (СППР). Определение СППР. Особенности СППР. СППР как новый класс информационно-вычислительных систем, основные архитектурные и технологические особенности. Управление фирмой в компьютерный век. От оперативного к стратегическому управлению. Отличия оперативного и стратегического управления, их взаимосвязь, вертикальная интеграция по уровням управления в информационной системе предприятия. Звенья стратегической цепи. Укрупненная схема предприятия: производство, организация и управление на основе информационных систем. Иерархическая структура управления предприятием, особенности реализации и информационное взаимодействие в процессе управления деятельностью организации. Системы управления эффективностью деятельности организации.
  • Архитектура систем поддержки принятия решений
    Общая технологическая архитектура СППР, основные технологические узлы: источники данных, очистка-преобразование-согласование данных, ХД и предметно-ориентированные витрины данных, аналитические приложения, интерфейсы конечного пользователя (ЛПР). Аналитическая пирамида.
  • Системы класса Business Intelligence (BI)
    Основные понятия и задачи Business Intelligence; технологии и методы осуществления анализа бизнес-информации. Системы бизнес-интеллекта (BI). BI как методы, технологии, средства извлечения и представления знаний. Предметно-ориентированные аналитические системы. Информационно-аналитические системы управления по ключевым показателям эффективности. Метод сбалансированных показателей и индикаторные панели. Информационно-аналитические системы планирования и бюджетирования, информационно-аналитические системы формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности. Специализированные аналитические системы и приложения для конкретных предметных областей. Рынок инструментальных решений, применяемых при разработке информационно-аналитических систем. Продукты BI и BI-платформы.
  • Технологии сбора и хранения данных
    Понятие структурированного информационного пространства. Понятие экономического показателя как элемента структуры информационного пространства. Системы показателей. Концепция информационных хранилищ. Технологические ограничения транзакционных систем для решения аналитических задач. Технологии консолидации данных. Технологии извлечения, преобразования и загрузки данных (ETL), организация хранилищ данных. Метаданные. Назначение и свойства хранилища данных. Витрины данных. Технологии и методы оценки качества данных. Профайлинг данных. Очистка данных. Обработка дубликатов и противоречий в данных. Выявление аномальных значений. Восстановление пропущенных значений. Сокращение размерности данных. Сэмплинг. Обогащение данных.
  • Технологии оперативного анализа данных
    Методы и модели анализа данных. Понятие OLAP-технологии. Требования, предъявляемые к OLAP-системам. Задачи и содержание оперативного анализа данных. Правила и особенности оперативного анализа данных (по Е.Ф.Кодду). Классификация и структура OLAP-решений. Рынок OLAP-решений. Применение в логистике.
  • Технологии поддержки стратегического целевого управления логистической системой
    Определение целей и ключевых показателей эффективности (KPI) функционирования логистической системы: правила определения целей, правила определения KPI, KPI и его влияния на бизнес-процессы. Принципы и техники построения карт сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC). Определение логистической стратегии во взаимосвязи с корпоративной стратегией компании. Декомпозиция логистической стратегии. Определение стратегических целей, показателей эффективности и их целевых значений. Определение взаимосвязей показателей. Формирование и технологическая поддержка системы логистического контроллинга.
  • Основы построения аналитической отчетности и информационных панелей
    Базовые средства аналитической обработки данных и рекомендации по их применению. Элементы управления аналитическим приложением. Разработка аналитической отчетности и информационных панелей средствами аналитических платформ Tableau и Qlikview. Примеры разработки информационных панелей для анализа логистической деятельности.
  • Базовые понятия информационно-аналитических систем
    Базовые понятия: данные, информация, знания; цепочки движения информации. Транзакционная и аналитическая информация. Показатели, система показателей. Информационное пространство предприятия. Основные задачи ИС на разных уровнях управления. Понятие системы. Предприятие как система. Элементы системного анализа (границы системы, элементы, входы и выходы, обратная связь и др.). Система моделей предприятия. Типология моделей. ИС и бизнес-процессы. Моделирование бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов. Средства моделирования процессов. ИТ в исполнении и мониторинге бизнес-процессов. Методы и средства стратегического управления. Предприятие с общих позиций управления, цикл управления, ИТ в процессах управления. ИАС менеджмента и технологическая поддержка функций контроллинга и анализа. Роль и место анализа в процессе принятия решений. Корпоративная информационная система как среда реализации функций управления. Основные концепции и стандарты автоматизации управления. Интеграция в информационных системах, виды интеграции на основе моделей менеджмента. Интегрированная информационная система управления предприятием, типовая архитектура для производственного предприятия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практикум
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится онлайн
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Практикум + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Лычкиной Н.Н. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 249с. - ISBN: 978-5-534-00764-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-sistemy-upravleniya-proizvodstvennoy-kompaniey-433043

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Информационные аналитические системы [Электронный ресурс] : учебник / Т. В. Алексеева, Ю. В. Амириди, В. В. Дик и др.; под ред. В. В. Дика. - Москва : МФПУ Синергия, 2013. - 384 с. - (Университетская серия). - ISBN 978-5-4257-0092-6. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/451186