• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Политическая журналистика

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Куприянов Олег Алексеевич, Телень Людмила Олеговна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для формирования знаний и овладения аналитическими навыками в области взаимодействия СМИ со структурами власти, политическими организациями, другими субъектами политического процесса. Особое внимание обращено на проблемы, связанные с ролью медиа в развитии социально-политической трансформации; участии средств массовой информации в формировании и выражении коммуникативного стиля политики, организации информационного обмена между субъектами политического процесса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний и овладение аналитическими и практическими навыками в области освещения политической тематики в средствах массовой информации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные принципы политической журналистики.
  • Понимает связь действующей политической системы стран мира с особенностями практики политической журналистики.
  • Анализирует политические тексты на предмет соответствия нормам политической журналистики и действующему законодательству.
  • Пишет работы в жанре политической журналистики по актуальным темам.
  • Анализирует медийные продукты и выявляет содержащиеся в них в имплицитной форме основные общественно-политические идеи и дискурсы.
  • Определяет источник и мотивы актуализации этих идей в публичном общественном пространстве.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политика и СМИ: мировой опыт и российская специфика.
    СМИ как модератор политических дискуссий. Особенности взаимоотноше-ний власти, средств массовой информации и общества в рамках политиче-ских режимов разного типа. Политика как способ организации публичной власти. Сфера политики и субъекты политического процесса. Общая харак-теристика основных субъектов политического процесса. Современные тен-денции стирания граней между политической и информационной деятель-ностью. Доктрины деятельности СМИ. Объект, предмет и задачи политиче-ской журналистики и их специфика. От либерализации к моноцентричной модели. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России СМИ и информационная безопасность. Политические СМИ. Основные медиа-холдинги. Государcтво как важнейший субъект на информационном рынке. Понятие и критерии выработки информационной политики государства. Общественные и коммерческие СМИ, работающие в области политической журналистики. Политическая журналистика в кон-тексте системы собственности на медиарынке. Влияние собственника на ре-дакционную политику, взаимоотношения собственника и главного редак-тора, способы «самозащиты» журналиста в условиях редакционной цензу-ры. Законодательное регулирование деятельности СМИ во время избира-тельных кампаний. Предвыборная кампания и предвыборная агитация. Эк-зит-пулы. Диффамация. Правила проведение дебатов и жеребьевки. Социо-логические опросы. Ответственность СМИ: программы в записи и прямой эфир. Законодательные ограничения в предвыборной агитации. Работа с Центризбиркомом. Устройство политической журналистики в США, евро-пейских и азиатских странах. Общественный вещатель (Public service), Pro-ducer’s Guide BBC.
  • Профессиональный инструментарий политической журналистики.
    Регулирование деятельности журналиста в сфере политической журнали-стики. Закон о СМИ, редакционные Уставы и Кодексы. Законодательная ба-за и правовая практика в сфере освещения политической тематики в СМИ, включая Интернет (социальные сети, блогеры). Политическая журналистика и источники информации. Взаимоотношения с официальными органами, проблема доступа к информации, особенности работы в официальном пуле, взаимоотношения с ньюсмейкерами (соотношение доверительности и ди-станции), анонимность источника в политической журналистике. Полити-ческая журналистика и политические взгляды журналиста. Объективность и ангажированность. Границы компромисса, проблем «самоцензуры», зави-симость журналиста от мнения референтной группы, личные аккаунты по-литических журналистов в социальных сетях. Политический пиар.
  • Политическая составляющая в медиапродукции неполитической тематики.
    Современные технологии управления общественным мнением, продвиже-ние идей, формулирование дискурсов. Корреляция социальной и культур-ной тематики с политической проблематикой. Кинематограф как средство продвижения идей и влияния на умонастроения в политических целях. Вы-ставочная деятельность. Использование лидеров мнения и звезд поп культу-ры. Проблема культурной глобализации и самоидентификации наций. Soft power в международной политике. Крупнейшие международные вещатели. Трансмедийные радио и телеканалы. Euronews как попытка создания обще-европейского медиа: политические, культурные и редакционные аспекты. Телекомпания RT, агентство «Россия сегодня».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Домашние работы
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Домашние работы + 0.4 * Презентация + 0.2 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы., Засурский, И. И., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Журналистика и редактирование : учеб. пособие / Т.В. Гордиенко. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 176 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/931101
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746