• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар «История и культура древнего Египта в отражении свидетельств античной традиции»

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ладынин Иван Андреевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый научно-исследовательский семинар предполагает работу по чтению текстов древнегреческой и латинской письменной традиции, отражающих сведения по истории, культуре и религии древнего Египта. В ходе занятий в семинаре планируется обсудить свидетельства о древнем Египте, содержащиеся в произведениях, которые создавались с V в. до н.э. по II в. н.э.: данные II книги «Истории» Геродота, I книги «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, Historia Philippica Помпея Трога в передаче М. Юниана Юстина, Плутарха (трактат «Об Исиде и Осирисе»), фрагментарные свидетельства других античных авторов, фрагменты Манефона в передаче Иосифа Флавия и раннехристианских хронографов и др. Задача семинара состоит в том, чтобы на материале источников выявить, с одной стороны, особенности восприятия чужой культуры греческими и римскими авторами (с вниманием как к принципам передачи реалий египетской культуры, так и закономерностям их искажений, а также к эволюции этого восприятия на протяжении длительного времени), с другой стороны – особенности знаний о прошлом древних египтян, т.е. цивилизации, не выработавшей историописание в античном понимании (стоящей на ступени восприятия прошлого, стадиально предшествующей фазе, которая представлена в античной традиции трудом Геродота). Соответственно, работа в семинаре позволит освоить теоретические знания и методические навыки, востребованные не только при египтологической или антиковедческой специализации, но в целом при работе с текстами древней и средневековой традиции, с проблемами историописания и «диалога культур» в древности и средневековье. Занятия включают в себя чтение и подробное комментирование источников (как в стандартных русских и английских переводах, с использованием современных научных комментариев, так и в оригинале, при наличии у студентов соответствующего уровня подготовки и с возможностью поручить работу с оригинальным текстом отдельным студентам в группе), чтение и обсуждение научной литературы по тематике семинара, а также по общим проблемам историописания и межкультурного взаимодействия в древности (русско- и англоязычной, при наличии у студентов соответствующей подготовки – на других языках), подготовку докладов, подготовку студентами курсовых работ по темам, предложенным руководителем семинара. Работа в НИС рассчитана на 3-4 модули 2 курса бакалавриата образовательной программы «История».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний об особенностях взаимодействий в древности между представителями типологически разных культур.
  • Приобретение знаний об особенностях представлений народов древнего Востока о своем прошлом (на примере древнего Египта).
  • Приобретение знаний об античной историографии V в. до н.э. – первых веков н.э., навыков анализа ее произведений.
  • Приобретение навыков анализа античных источников, отражающих реалии чужой культуры, научной литературы по тематике семинара, презентации в ее контексте результатов собственного научного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает историю контактов между Египтом и античным миром (древнегреческими полисами, Римской державой), типологические различия между этими обществами и культурами, предпосылки их взаимодействия, место древнего Египта в ойкумене Средиземноморья I тыс. до н.э. – первых веков н.э.
  • Студент имеет представление об особенностях формирования «образа Чужого» в древности на примере реплицирования в античной традиции египетских реалий
  • Студент знает общий ход эволюции античной историографии, особенности творчества ее главных представителей, ее произведения, отразившие важнейшие события и этапы истории древнего Египта, античные произведения неисторического характера, отражающие явления древнеегипетской культуры.
  • Студент имеет представление об умеренно-критической и гиперкритической позициях исследователей античной традиции о Египте и умеет позиционировать собственные выводы в их контексте
  • Студент умеет применять полученные в семинаре навыки работы с источниками и научной литературой в собственной исследовательской работе.
  • Студент имеет представление о важнейших чертах сакральной монархии и общественного строя Египта III-II тыс. до н.э.
  • Студент знает основные закономерности формирования образа прошлого своей страны в древневосточной традиции (на примере Египта), понимает специфику формирующихся при этом нарративов, отличия древневосточного историописания от историографии (на примере сопоставления древнеегипетских нарративов исторического содержания с памятниками античной историографии)
  • Студент понимает закономерности циклических представлений древних египтян о прошлом своей страны и принципов их рецепции в античную традицию
  • Студент умеет применять общие навыки анализа исторических источников к произведениям античной традиции, содержащих сведения о древнем Египте, может оценить факторы, воздействовавшие на отражение древнеегипетских реалий в античных нарративах, а также высказать мнение о механизмах их рецепции и о происходящих в ходе нее искажениях
  • Студент имеет представление об отображении в античных нарративах основных событий политической и военной истории Египта, о принципах контаминации в них схожих исторических событий и о предпосылках к этому
  • Студент имеет представление о характере реминисценций египтян об их взаимодействии в прошлом с другими народами (гиксосами, "народами моря", еврейским племенным союзом, нубийцами, скифами VII в. до н.э., персами) и о возникающих в связи с этим мотивах
  • Студент имеет представление о принципах отображения в античной традиции образов египетских богов и мифологических сюжетов
  • Студент имеет представление о различиях в религиозных представлениях древних египтян и народов античного мира и о возникающих по этой причине искажениях египетских религиозных реалий в античных нарративах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История взаимоотношений древнего Египта и античного мира. Общие вопросы изучения античной традиции о древнем Египте.
    Контакты в Средиземноморье III-II тыс. до н.э.: Египет и Крит, Египет и ахейская Греция, распространение египетских артефактов по бассейну Средиземного моря. Проблема этнополитического переворота в Средиземноморье XIII-XII вв. до н.э. и нашествия на Египет «народов моря»: их отражение в греческой и египетской традиции. Египет в гомеровском эпосе. Египет в системе контактов греческих полисов архаической эпохи: основание Навкратиса. Египет, греческий мир и персидская держава Ахеменидов в VI-IV вв. до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским и становление эллинистической государственности Птолемеев: характер взаимоотношений между его греко-македонской и египетской элитами. Египет и Рим во II-I вв. до н.э. Египет в составе Римской империи и трансформация его традиционной культуры. Общая характеристика произведений античной историографии, содержащих сведения о Египте (древнегреческая традиция: логографы, Геродот, Диодор Сицилийский, Иосиф Флавий; латинская традиция: Тацит, Юстин). Проблема несохранившихся первоисточников данных произведений (Гекатей Милетский, Гекатей Абдерский, Помпей Трог, авторы традиции Aegyptiaca). Традиция античных «всемирных историй» и место в ней Египта. Произведение Манефона Севеннитского. Неисторические произведения античных авторов, содержащие сведения о Египте (Исократ, Аристотель и его школа, Страбон, Плутарх, Апулей). Характерные примеры рецепции египетских реалий в коптской и арабской традициях. Общая характеристика исследований античной традиции о Египте. Египтологические комментарии к произведениям античных авторов. Гиперкритические тенденции в историографии ХХ в. Изучение распространения египетских культов за пределами Египта в эллинистическое и римское время.
  • Общественный строй древнего Египта в оценке античных авторов. Сведения о древнейших этапах истории Египта.
    Основные черты сакральной монархии и организации общества в Египте (по данным египтологии). Античная рецепция представления о царях-богах. Сведения античных авторов о первом царе Менесе, о строителях пирамид, о I Переходном периоде. Общая проблема презентации больших исторических циклов в египетском историописании и в его античной рецепции. Социальная структура Египта по данным античных авторов: выделение функциональных слоев (каст), эволюция их презентации в античной традиции. Предпосылки к идеализации социального строя Египта в греческой традиции IV в. до н.э. Характеристика землепользования в Египте. Проблема соотношения в сведениях античных авторов реминисценций египетской ранней древности III-II тыс. до н.э. и современной им реальной ситуации. Диодор Сицилийский о египетской царской власти и о великих законодателях Египта.
  • Политическая и военная история Египта II-I тыс. до н.э. в освещении античных авторов
    Войны великого царя-завоевателя далекого прошлого Египта (Сесострис Геродота) и их историческая первооснова; проблема комплексного образа великого царя – завоевателя и устроителя египетского общества в античной традиции. Реминисценции войн царей XIX династии. Сведения Манефона о гиксосском завоевании и о втором владычестве гиксосов: проблема их исторической первоосновы. Преобразования сюжета Исхода в египетских представлениях I тыс. до н.э., их отражение в античной традиции и взаимодействие при этом с традицией библейской. Нубийское завоевание Египта в VIII-VII вв. до н.э.: сведения о нем в античной традиции, его место в общей картине истории Египта. Политическая история и войны XXVI династии: сюжет междоусобицы Априя и Амасиса в античной традиции и в древнеегипетских и поздних (коптских, арабских) источниках. Первое и второе персидские завоевания Египта в древнеегипетских и античных источниках: топос святотатств врагов Египта против священных животных. Предпосылки и принципы контаминации реминисценций о событиях прошлого в египетской традиции. Место отдельных событий политической истории Египта в презентации ее циклов. Проблема «синхронизации» этапов древнеегипетской и античной истории. Идеологические предпосылки актуализации сведений о далеком прошлом в Египте Позднего и греко-римского времени.
  • Религия и религиозная жизнь древнего Египта в освещении античных авторов
    Образы египетских богов в произведениях античных авторов (Геродот, Диодор Сицилийский, Плутарх, Апулей): эволюция их восприятия и презентации на протяжении V в. до н.э. – первых вв. н.э. Факторы, воздействовавшие на формирование этих образов: первичное знакомство с египетской религией в условиях недавно завершившегося культурного переворота в Греции (Геродот); нарастание скептицизма и рационализма, эвгемеристские тенденции в эпохи предэллинизма и раннего эллинизма (Гекатей Абдерский, Диодор Сицилийский); ситуация эллинистически-римского культурно-религиозного синкретизма в Средиземноморье (авторы начала н.э.). Презентация богов и царей Египта как «культурных героев». Проблема соотнесения образов древнеегипетских и античных (прежде всего, греческих божеств). Рецепция мифологических сюжетов в античные нарративы. Проблема восприятия античными авторами древнеегипетских представлений о загробной жизни. Характеристика античными авторами культовой жизни древнего Египта, характеристики храмовых центров, культовых практик, положения и образа жизни жречества.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Oxford encyclopedia of Ancient Egypt. Vol.1: A - F, , 2001
  • Всемирная история. Т.1: Древний мир, , 2011
  • История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Бухарин, М. Д., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A commentary on Herodotus. Books I-IV, Asheri, D., 2011
  • Ancient Egypt : state and society, LLoyd, A. B., 2014
  • The Oxford encyclopedia of Ancient Egypt. Vol.2: G - O, , 2001
  • The Oxford encyclopedia of Ancient Egypt. Vol.3: P - Z, , 2001
  • The Oxford history of ancient Egypt, , 2002
  • Visual and written culture in ancient Egypt, Baines, J., 2009
  • Древний Египет, Тураев, Б. А., 2007