Магистратура
2020/2021
Современное искусство
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Школа дизайна
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Журавлев Александр Олегович
Прогр. обучения:
Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
2
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции современного искусства и дизайна, которое будет необходимо при дальнейшем освоении разделов курса «История и теория дизайна» на втором и третьем году обучения. В центре внимания будут направления современного искусства и связанные с ними по смыслу течения в дизайне. Формат изучения дисциплины: blended с использованием он-лайн курса «История дизайна» https://openedu.ru/course/hse/HISDES/. Лекции он-лайн – на Национальной платформе открытого образования.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «История и теория дизайна» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории современного искусства дизайна.
Планируемые результаты обучения
- знают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства
Содержание учебной дисциплины
- Современное искусство (часть 1)В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дадаизм, новая вещественность и др.). История направлений середины XX века. Кризис модернизма в искусстве. Появление новых визуальных языков. Постмодернизм: основные характеристики, новые визуальные языки. Британский поп-арт. Новая социальная действительность. Появление поп-арта в Великобритании: Ричард Гамильтон, Дэвид Хокни, Питер Блейк. Американский поп-арт. Поп-арт в США: предпосылки формирования. Языки американского поп-арта. Творчество представителей американского поп-арта: Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс. Энди Уорхолл: философия и искусство.
- Современное искусство (часть 2)В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие. Новый реализм. Группа «новые реалисты», основанная в 1960 году критиком Пьером Рестани. «Галерея J»; участники: Мимо Ротелла, Даниэль Споэрри, Кристо (р. 1935), Жан Тенгели (р. 1925), Сезар (р. 1921), Арман (р. 1928). Ив Клейн (1928 – 1962), выставка «Пустота» (1958), галерея Ирис Клер (Париж) – демонстрация нематериальной сущности искусства. «Антропометрические» перформансы Ива Клейна. Минимализм. Истоки минимализма. Экстремальные варианты геометрической абстракции: Барнет Ньюман, Эд Рейнхардт. Статья Эдда Рейнхадта «Двенадцать правил Новой Академии» (1957). Теоретизация. Программная статья Дональда Джадда «Specific Objects» (1965). Представители минимализма: Карл Андре (р. 1935), Ричард Сера (р. 1930), Роберт Моррис (р. 1934), Сол ЛеВитт (р. 1926), Том Смит (р. 1934), Дональд Джадд (р. 1928), Дэн Флэвин (р. 1931), Роберт Смитсон (1938 – 1973). Минимализм как предтеча концептуализма. Концептуализм. Теория концептуализма: Джозеф Кошут «Искусство после философии». Виды и формы концептуального искусства. Деятельность группы «Новые реалисты». «Флюксус»: деятельность, участники. Основные представители: Джозеф Кошут, Йозеф Бойс, Брюс Науман и др.
Элементы контроля
- активность на занятиях
- эссеОбъем: 3-5 страницы А4, шрифт 12, интерлиньяж 1,5, поля 1,5 Загружать: вот в эту папку гугл.док https://drive.google.com/drive/folders/15Cl1J-po0joNI9DbgNC3EooC_G5Zv7kz?usp=sharing Внутри этой папки нужно обязательно выбрать подпапку, соответственно тому, в каком четвертьпотоке вы были на очных лекциях по истории искусства (среди или четверг) Подписывать работу нужно следующим образом: Фамилия_группа_тема эссе Фамилия пишется строго и обязательно НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Темы (на выбор студента) : 1. Общество модерна и современность 2. Личность, субъект и идентичность 3. Противоречивость феномена Просвещения 4. Интеллигенция: развитие образа интеллектуала в 19-20 вв. 5. Место современного искусства в культурном процессе и его отличия от классического искусства 6. Феномен университета: его история, функции и роль в современной культуре 7. Общество потребления в 20 и 21 вв. 8. Основные тренды в современном культурном процессе в России 9. Массовая культура и ее взаимоотношения с современным искусством 10. Эволюция средств массовой информации и их роль в культуре 11. «Корпоративизация» культуры 12. Постмодернизм как состояние общества и как культурная ситуация. Искусство постмодерна 13. Феномен культурной политики, его возникновение и развитие 14. Понятие «культурной дипломатии» и ее модели 15. Кибернетика и Big data в контексте современной культуры
- Письменное заданиеФормат письменной работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Оценка за каждый промежуточный проект влияет на оценку за итоговый проект IV модуля, в соответствии с формулой оценки за IV модуль: 0,2 х (п1+п2+п3+п4+п5), где: п1, п2, п3, п4 — промежуточные просмотры IV модуля; п5 — финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,2 — коэффициент.
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. - Триалог 2 . Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга первая - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2017 - 472с. - ISBN: 978-5-89826-464-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95632