• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Гуманитарные науки в цифровую эпоху

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Гуманитарные науки в цифровую эпоху» знакомит магистрантов-лингвистов с актуальными проблемами и методами гуманитарных наук (прежде всего филологии), расширение исследовательских горизонтов в отношении возможности применения точных методов к различным областям филологического и гуманитарного знания, освоение важнейших филологических и исторических подходов к анализу текста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Конкретными целями освоения дисциплины являются: • знакомство студентов с ключевыми отечественными и западными филологическими теориями XX в. в междисциплинарной перспективе; • выработка навыков филологического анализа текста, овладение методологическим и теоретическим аппаратом различных школ текстового анализа; • выработка способности интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте; • развитие навыков исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук.
  • Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин базового учебного плана. Цель изучения дисциплины — расширение методологической и теоретической перспективы точных и количественных исследований, выход в междисциплинарное поле. Изучение данной дисциплины базируется на следующих курсах: • Компьютерная лингвистика • Цифровые гуманитарные технологии: ресурсы, инструменты, кейсы Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Знание и опыт создания самостоятельного исследования, не имеющего междисциплинарного характера; • Владение навыками комментирования и интерпретации художественных текстов; • Знание базовых процедур первичной обработки любого литературного источника; • Владение способами поиска научной информации, библиографического поиска.
  • Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Социальные сети • Проектирование лингвистических ресурсов и систем а также при прохождении научно-исследовательской практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Приводит примеры работ, посвященных рассматриваемой теме. Воспроизводит их содержание.
  • Анализирует информацию по теме - выделяет не менее одного достоинства и не менее одного недостатка.
  • Анализирует информацию по теме. Выделяет не менее одного достоинства и не менее одного недостатка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Гуманитарные и естественные науки. Формализация в литературоведении
    Применение компьютеров в любой науке означает формализацию данных. Для естественных наук такой подход привычен, а гуманитарное знание, оперирующее трудно переводимыми в формальные модели категориями, сталкивается с методологическими сложностями. Формализация в литературоведении имеет длинную историю, но успешного применения наука смогла добиться только в некоторых субдисциплинах, вроде стиховедения. У этого есть ряд причин, которые заставляют гуманитарную науку искать новые методы работы с данными, опираться на «атомарные» сущности вроде слов или слогов, игнорировать важные для естественных наук прогностические возможности.
  • Компьютерная лингвистика и анализ данных
    Идея distant reading (исследовательская стратегия одновременной литературоведческой работы с большим массивом художественных текстов) призвана примирить литературоведческие практики работы с культурно значимыми текстами и цифровые методы. На первый план при такой деятельности выходит моделирование материала, создание упрощённой структуры, отражающей сущностные особенности исходных данных. Помочь в создании такой структуры для большого объёма культурно значимых текстов может компьютерная лингвистика, которая разработала ряд методов, успешно применяющихся в коммерческих продуктах электронной природы. Речь идёт об автоматическом извлечении информации, выделении ключевых слов, тематическом моделировании, определении авторства, выявлении заимствований. Эти сложные методики в сочетании с более простыми (морфологический анализ, лемматизация) способны дать литературоведу возможность построить модель на большом объёме текстов и сделать значимые выводы.
  • Оцифровка текстов: стандарты, возможности, ограничения
    Большая часть того, что публикуется под маркой digital humanities, представляет собой разнообразные описания и предложения по части стандартов оцифровки. Действительно, как именно кодировать текст, изначально существующий на физическом носителе, что в нём следует сохранить в электронной версии, а что можно отбросить, вопрос важный. От этого зависит, сможет ли исследователь в будущем решать свои задачи только на основе электронной версии документа, или ему в любом случае придётся обращаться к оригиналу. Наиболее общепринятым в мировой практике стандартом оцифровки является схема TEI на основе XML, включающая необходимые средства для описания многих особенностей и материального носителя текста, и его содержательных особенностей.
  • Сети в литературоведении
    Граф — особый математический объект, отражающий в первую очередь связи внутри некоторой структуры. В ряде случаев такая модель будет информативнее подсчёта частотностей. Прямым образом граф отражает такой важный параметр культурно значимого текста как система персонажей. Представленные в виде графа отношения между персонажами позволят выявить наиболее важные элементы системы, лучше структурировать систему в целом. Привычной стал сетевой анализ драматических текстов, а прозаические нарративные произведения требуют особенного внимания и проработки ряды методических вопросов. Вопросы вызывают и методы построения графа: один и тот же текст можно транслировать в граф разными способами.
  • Современные западные исследования по digital humanities
    Освоение англоязычной литературы последних лет по тематике digital humanities.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий дискуссия на семинаре
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * дискуссия на семинаре + 0.5 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Тынянов Ю. Н. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-08758-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грудева Е.В. - Корпусная лингвистика: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 165с. - ISBN: 978-5-9765-1497-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106859
  • Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Указатели [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. - М.: Рос. Гос. Библ., 2006. - 667 с. - Режим доступа: http://znanium.com/