Магистратура
2020/2021
Философия и социология музыки
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Философская антропология)
Направление:
47.04.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Сидорина Татьяна Юрьевна
Прогр. обучения:
Философская антропология
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Вниманию студентов ВШЭ предлагается авторский курс профессора Т.Ю. Сидориной, посвященный западноевропейской музыке, ее истории, роли и месту в культуре эпохи Нового времени, влиянию на духовную атмосферу Западной Европы XVIII-XIX вв. и современности. На лекциях будут прослушиваться и обсуждаться произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Мендельсона, Брамса, Вагнера, Грига, Малера, Р. Штрауса, Шёнберга и др. Музыка этих композиторов наполнена глубоким философским содержанием и верой. Роль музыки чрезвычайно значима в истории развития западноевропейской культуры, и ее кризис на рубеже XIX-XX вв. («Закат Европы») во многом был обусловлен культурными и социальными трансформациями, в том числе и в области музыки. Т.Ю. Сидорина – автор книг по философии и истории русской и мировой культуры: «Кризис ХХ в.: прогнозы русских мыслителей», «Парадоксы кризисного сознания», «Философия кризиса». В курсе предполагается использование мультимедийных средств, видео-сопровождение музыкальных произведений.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Философия и социология музыки» является изучение различных философских, мировоззренческих и наиболее фундаментальных культурологических аспектов музыкального искусства в его самых разнообразных проявлениях. Наряду с ключевыми философскими аспектами в курсе рассматриваются ставшие актуальными в ХХ-XXI вв. аспекты социального, определяющие характер музыкального искусства современности.
- Целью освоения дисциплины «Философия и социология музыки» является дать студентам полноценное представление об эволюционном развитии музыки в истории человечества, в контексте культурных идей и философских концепций.
Планируемые результаты обучения
- Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
- Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
- Способен вести письменную и устную коммуникацию, дискутировать на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения
- Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной деятельности
- Способен генерировать новые решения, обладает креативностью, инициативностью
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Предмет философии музыки. Особенности западноевропейской культуры. Направления и стили музыкального искусства. Развитие философии музыки.Западноевропейская культура – классика, расцвет романтики, постромантизм. Истоки философии музыки в истории философии. Пифагор, Платон. Лады народной музыки. Музыка и воспитание. Особенности западноевропейской музыки. Развитие философии музыки, основные представители. Кризис западноевропейской культуры. Шпенглер О. «Закат Европы». Музыка и социум.
- Тема 2. Периодизация европейской академической музыки. Стиль Барокко. Музыка И.С. БахаИ.С. Бах. Жизнеописание. Основные произведения. Органное творчество. Клавирное творчество. Хорошо темперированный клавир и сюжеты Евангелия. Б. Пастернак «Стихи Ю. Живаго». Судьба музыки Баха.
- Тема 3. Классицизм в музыке. Венская школа. Й. Гайдн, В.А. Моцарт. Сонатная формаКлассицизм в музыке. Особенности классицизма в музыке. Сонатная форма. Симфонический цикл. Венская школа. Представители. Й. Гайдн. Жизнеописание. Особенности творчества. Камерная музыка, концерты, сим-фоническая музыка Й. Гайдна. В.А. Моцарт. Жизнеописание. «Волшебная флейта». «Реквием». Музыка классицизма в кино. «Амадеус».
- Тема 4. Идейное наполнение музыки Л.В. БетховенаЛ.В. Бетховен. Жизнеописание. Р. Ролан «Жизнь Бетховена». Сонаты, концерты, симфонии. Девятая симфония. Ода «К радости». Тематические линии в творчестве Бетховена. Идейное наполнение музыки Бетховена.
- Тема 5. Романтизм в музыке. Истоки романтизма. Немецкие романтики. Тематические линии. Романтический герой. Персоналии. Романтизм в музыке и литературе. Р. Шуман и Т. Гофман. Тема странствий.Романтизм в музыке. Романтизм в музыке и литературе. Л. Тик о романтическом герое. В.-Г. Вагенродер «Фантазии об искусстве». Ф. Шуберт. Жизнеописание. Лиризм в музыке Шуберта. Экспромты. Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Симфонии Шуберта: «Неоконченная» симфония. Т. Адорно «Музыкальные моменты» («Шуберт»). Р. Шуман. Жизнеописание. Драма лирического героя. Союз давидсбюндлеров. Вокаль-ные циклы: «Любовь поэта». Циклы для фортепиано: «Карнавал». Концерт для форте-пиано с оркестром. Э. Гофман. Жизнеописание. «Крейслериана». Фантазия и гротеск. Шуман и Гофман. Ф. Шопен. Произведения для фортепиано: этюды, ноктюрны, экспромты и др. Концерты для фортепиано. Ф. Лист. Жизнеописание. «Венгерские рапсодии». Фортепианные этюды (трансцендентные). Парафразы. Тема странствий в творчестве Листа. «Годы странствий» (Швейцария, Италия). Сонет Петрарки. Ф. Мендельсон. Жизнеописание. Роль Лейпцигской школы в немецкой музыке. «Сон в летнюю ночь». Кантаты, оркестровые произведения, концерты. Концерт для скрипки с оркестром. Фортепианные миниатюры: «Песни без слов». Скандинавия. Я. Сибелиус: «Грустный вальс». Э. Григ: влияние норвежской национальной культуры на формирование творчества Э. Грига: воспроизведение образов природы, персонажей норвежских народных сказаний о подземном мире – гномов, кобольдов, троллей, домовых, водяных («Шествие гномов» и «Кобольд» из «Лирических пьес», «В пещере горного короля» из «Пера Гюнта»). Фортепианное творчество Э. Грига: концерт для фортепиано с оркестром. Э. Григ и Г. Ибсен. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт».
- Тема 6. Оперные идеалы романтизмаОперные идеалы романтизма. Творчество Дж. Россини: «Сивильский церюльник». Г. Доницети и В. Беллини. Масканьи: «Сельская честь». Оперы Дж. Верди: «Травиата». Творчество Ж. Бизе. «Арлезианка». Ж. Бизе и П. Мериме. Опера «Кармен».
- Тема 7. Р. Вагнер. Философские идеи. Р. Вагнер и Ф. НицшеТворчество Р. Вагнера. Жизнеописание Р. Вагнера. Философские идеи. Р. Вагнер и Ф. Ницше. «Казус Вагнер». Новаторство в музыке. Тетралогия «Кольцо нибелунга». Фестиваль в Байройте.
- Тема 8. Поздний романтизм. Философская концепция Г. Малера. Симфонический цикл. Через тернии, к звездам. Концепция Р. Штрауса.Поздний романтизм. Творчество Г. Малера. Жизнеописание. Симфонии Г. Малера. Философия преодоления. Музыка и мироздание. Вокальные циклы: «Песни об умерших детях». Р. Штраус. Жизнеописание. Симфонические поэмы и оперы. «Так говорил Заратустра». «Жизнь героя».
- Тема 9. Новая Венская школа. Музыкальный экспрессионизм. А. Шёнберг. «Доктор Фаустус» Т. Манн. Философия атональности.Новая Венская школа. Представители. А. Шёнберг. Жизнеописание. Начало творческого пути. Поздний романтизм. «Просветленная ночь». Музыкальный экспрессионизм. Додекафония. Серийная музыка. Музыкальная речитация. «Лунный Пьеро». А. Шёнберг и Т. Манн. Философия атональности. «Доктор Фаустус». Т. Адорно «Философия новой музыки». А. Веберн и А. Берг. Ученики и последователи А. Шёнберга. Опера «Воццек» (А. Берг).
- Тема 10. Политический памфлет. А. Шёнберг, Р. Штраус. Т. Адорно: социология музыкиПолитический памфлет в музыке А. Шёнберга и Р. Штрауса. «Уцелевший из Варшавы» (А. Шёнберг), «День мира» (Р. Штраус). Т. Адорно: социология музыки.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * Работа на семинаре + 0.2 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jan Holcman. (2019). The Legacy of Chopin. [N.p.]: Philosophical Library/Open Road. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2318920
- Link, M. W. C. (2018). Contemporary Music and Its Challenges for Music Theory. Harmonia: Journal of Arts Research & Education, 18(1), 39–44. https://doi.org/10.15294/harmonia.v18i1.13686
- Polka, B. (2015). Modernity Between Wagner and Nietzsche. Lanham: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=937543
- Riccardo Martinelli. (2019). Philosophy of Music : A History. Berlin/Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2292935
- Sharpe, R. A. (2004). Philosophy of Music : An Introduction. Durham: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=945786
- Белинский В.Г. - Кот Мурр... Сочинение Э.-Т.-А. Гофмана - Издательство "Лань" - 2013 - 2с. - ISBN: 978-5-507-11278-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8014
- Браудо Е. М. - ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 444с. - ISBN: 978-5-534-08686-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-muzyki-438670
- Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА). Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 426с. - ISBN: 978-5-534-01334-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-epohi-romantizma-pervaya-tret-xix-veka-433410
- Демченко А. И. - ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 144с. - ISBN: 978-5-534-07058-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-istoriya-muzyki-koncepcionnyy-metod-analiza-442092
- Зенкин К. В. - ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА И ПУТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РОМАНТИЗМА 2-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 413с. - ISBN: 978-5-534-10659-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fortepiannaya-miniatyura-i-puti-muzykalnogo-romantizma-430989
- Зенкин К. В. - ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА И ПУТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РОМАНТИЗМА 2-е изд. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 410с. - ISBN: 978-5-534-11912-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fortepiannaya-miniatyura-i-puti-muzykalnogo-romantizma-446390
- Каган М. С. - МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 218с. - ISBN: 978-5-534-06319-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/muzyka-v-mire-iskusstv-441573
- Корганов В. Д. - БЕТХОВЕН. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЭТЮД - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 868с. - ISBN: 978-5-534-10086-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bethoven-biograficheskiy-etyud-429307
- Кречмар Г. ; Пер. Грачев П. В., Под ред. Асафьева Б. В. - ИСТОРИЯ ОПЕРЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-07431-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-opery-441788
- Ливанова, Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : учебное пособие / Т.Н. Ливанова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, [б. г.]. — Книга 1 : От Античности к XVIII веку — 2017. — 468 с. — ISBN 978-5- 8114-2844-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»
- Мисюров Н.Н. - Романтизм и его национальные варианты. Историко-культурный очерк - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 101с. - ISBN: 978-5-9765-1203-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85985
- Ницше Ф. В. - ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЛИ ЭЛЛИНСТВО И ПЕССИМИЗМ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-05538-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tak-govoril-zaratustra-rozhdenie-tragedii-ili-ellinstvo-i-pessimizm-441624
- Риман Г. ; Пер. Кашкин Н. Д. - ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ. КАТЕХИЗИС ИСТОРИИ МУЗЫКИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 192с. - ISBN: 978-5-534-10379-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-muzykalnyh-form-katehizis-istorii-muzyki-429871
- Соллертинский И. И. - О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 183с. - ISBN: 978-5-534-08454-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-muzyke-i-muzykantah-izbrannye-raboty-425061
- Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012
- Философия музыки в новом ключе: музыка как проблемное поле человеческого бытия: Монография / Шапинская Е.Н. - М.:Согласие, 2017. - 524 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-906709-51-6
Рекомендуемая дополнительная литература
- Max Graf, Jan Holcman, René Leibowitz, & Ivan Martynov. (2019). Music and Philosophy : Legend of a Musical City, Legacy of Chopin, Schoenberg and His School, and Shostakovich. [N.p.]: Philosophical Library/Open Road. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2318878
- Nietzsche, F. W., & Kaufmann, W. (2010). The Birth of Tragedy and The Case of Wagner. New York, NY: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723994
- Priscila Rossinetti Rufinoni. (2007). Mimeses do sublime: a recepção de Kant pelo Romantismo e pelo Expressionismo Mimesis of sublime: the Romantism and Expressionism reception of Kant. Trans/Form/Ação, (1), 115. https://doi.org/10.1590/S0101-31732007000100009
- Алпатова А. С. ; Отв. ред. Юнусова В. Н. - ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. АРХАИКА В МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 2-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 247с. - ISBN: 978-5-534-08883-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-muzyki-arhaika-v-mirovoy-muzykalnoy-kulture-426666
- Герцман Е. В. - ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. ПИФАГОРЕЙСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 261с. - ISBN: 978-5-534-09435-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-muzyki-pifagoreyskoe-muzykoznanie-441171
- Герцман Е. В. - ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. РАННИЕ ХРИСТИАНЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 270с. - ISBN: 978-5-534-09022-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-muzyki-rannie-hristiane-441168
- Демченко А. И. - АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 144с. - ISBN: 978-5-534-09147-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/analiz-muzykalnyh-proizvedeniy-koncepcionnyy-metod-442389
- Европейское искусство XIX века : классицизм, романтизм, Раздольская, В. И., 2009
- Мисюров Н.Н. - История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 48с. - ISBN: 978-5-9765-1231-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105180
- Ницше Ф. - Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни; Давид Штраус в роли исповедника и писателя; Шопенгауэр как воспитатель; Рихард Вагнер в Байрейте (Пер. Я. Бермана) - Издательство "Лань" - 2013 - 44с. - ISBN: 978-5-507-10848-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5897
- Отв. ред. Переверзева М. В., Под ред. Сигида С.Ю., Сапонова М.А. - ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ: МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА США ХХ ВЕКА 2-е изд. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 540с. - ISBN: 978-5-534-11557-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-sovremennoy-muzyki-muzykalnaya-kultura-ssha-hh-veka-445629
- Фалетрова О. М. ; Отв. ред. Байбородова Л. В. - СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 161с. - ISBN: 978-5-534-11905-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-pedagogika-muzyka-kak-sredstvo-psihologo-pedagogicheskoy-korrekcii-446383
- Философия : учебник, , 2017