• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Основы процессного управления" (4 курс)

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Конечная практическая задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, помочь освоить методологию, технологии и инструментарий научно-исследовательской деятельности по тематике бизнес-процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов комплекс системных теоретических знаний и методологических основ в области концепции управления бизнес-процессами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет системный, процессно-ориентированный подход к управлению деятельностью организации с использованием знаний о методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Анализирует сложные системы с использованием конкретных примеров и решений, иллюстрирующих специфику и свойства организаций как совокупности систем и подсистем различных предметных областей (процессов, ИС, оргструктуры, документации и т.д.).
  • Использует методы научного исследования на основе корректного получения, обработки и использования результатов
  • Умеет корректно выбирать, анализировать и использовать разнообразные источники по тематике управления бизнес-процессами
  • Умеет моделировать и анализировать бизнес- процессы в специализированных компьютерных программах
  • Умеет получать, обобщать и систематизировать информацию, которая необходима для описания и анализа бизнес-моделей различных организаций, независимо от сферы деятельности
  • Умеет корректно, логично и последовательно в рамках поставленной задачи или предметной области вести научную дискуссию и оперировать фактами
  • Применяет знания о процессном управлении при подготовке индивидуального научного исследования, для проектной работы, а также для курсовой, аттестационной и квалификационной работ
  • Применяет процессно-ориентированный подход к управлению деятельностью организацией на основе методологии и инструментария моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Выявляет, обобщает и систематизирует информацию для описания и анализа бизнес-моделей различных организаций, независимо от сферы деятельности
  • Использует практические умения и навыки по моделированию и анализу бизнес- процессов в нотациях VAD, EPC, BPMN, IDEF с использованием ИТ-инструментария в виде как специализированных (ARIS Express), так и офисных компьютерных программ (Visio)
  • Методологии и соответствующие нотации моделирования бизнес-процессов использует исходя из сформулированных возможностей и ограничений организации как системы
  • Интерпретирует понятия "Эталонная модель процессов", "Референтная модель процессов" в соответствии с целью исследования и практическими задачами.
  • Определяет возможности и ограничения эталонных моделей процессов применительно к сфере деятельности организации
  • Иллюстрирует уровни классификатора эталонной модели при моделировании бизнес-процессов
  • Проводит диагностику деятельности организации как системы: документирует процессы, использует методы анализа процессов, классификацию ошибок процесса, материальных, технических и ИТ ресурсов.
  • Логически связывает процессы со спецификой управления организацией.
  • Применяет методы оптимизации процессов,
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология научного исследования
    Выбор направления научного исследования. Постановка научно-технической проблемы. Актуальность и научная новизна исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Поиск, накопление и обработка научной информации. Методы и особенности теоретических исследований. Обработка результатов исследований. Публикация и презентация.
  • Подходы к управлению современной организацией
    Субъект и объект управления: тенденции, особенности. Процесс как объект управления с позиций системного подхода. Виды современных и перспективных организаций. Диагностика проблем организации. Организационные и психологические аспекты внедрения процессного управления: создание команды, проектные работы и распределение ролей.
  • Бизнес-процессы и нотации моделирования
    Документирование, сбор информации о процессах. Простые модели Flowchart, блок-схема. Возможности и ограничения моделей разных типов. Нотации для описания процессов верхнего уровня VAD. Нотации ЕРС и BPMN 2.0. Особенности применения нотаций в зависимости от проектных задач.
  • Эталонные и референтные модели
    Эталонная модель Международной бенчмаркинговой палаты Амери- канского Центра производительности и качества (American Productivity & Quality Center, APQC): структура классификации процессов (Process Classification Framework): 13-процессная эталонная модель» - особенности применения, глубина детализации процессов, метрики процессов. Модель и концепция CMM на основе «зрелости» процессов.модели и стандарты SPICE, CMMI. Уровни зрелости процессов и их использование в проектах по совершенствованию деятельности организации. Аттестация процесса (process assessment) как формальная оценка процесса жизненного цикла программного средства, принятого в организации, в соответствии с моделью, совместимой с эталонной. Использование библиотеки ITIL (Information Technology Infrastructure Library) как стандарта и референтной модели: границы и особенности применения. Модель ITSM (IT Service Management), процессы ИТ – подразделения. Модель eTOM (enhanced Telecom Operations Map). Модель SCOR (Supply Chain Operations Reference model).
  • Анализ бизнес-процессов и совершенствование деятельности организации
    Диагностика проблем организации: от процессов верхнего уровня и стратегии до детализированных процедур. Метод SWOT и его связь с процессами. Методы сбора информации о процессах: интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документов. Сравнение с эталонными и референтными моделями. Бенчмаркинг. Инструменты управления качеством. Виды анализа процессов: экспертный, инструментальный и др. Логический анализ и анализ соблюдения методологии описания. Анализ ошибок процесса, логики выполнения процесса. Анализ временных характеристик процесса и ресурсов, динамики выполнения процесса, стоимостных характеристик, ресурсного окружения процессов. Анализ руководителей и исполнителей, документов. Анализ материальных, технических и ИТ ресурсов. Анализ рисков процесса. Анализ результатов аттестации и аудита. Горизонтальное и вертикальное сжатие процессов. Бизнес-инжиниринг процессов деятельности. Два подхода к инжинирингу процессов. Реинжиниринг (business process reengineering), особенности его использования, ограничения и возможности для различных организаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах и практических занятиях
  • неблокирующий Доклады студентов
    Оценивание производится с участием студентов на занятии после доклада
  • неблокирующий Препринт (или research proposal)
    Каждый препринт (или research proposal) должен быть оценен двумя независимыми студентами-рецензентами из этой группы. Если оценки, выставленные рецензентами, отличаются друг от друга более, чем на 40%, документ дополнительно должен быть проверен преподавателем. Если оценка рецензента отличается от оценки преподавателя более, чем на 20%, то разница баллов вычитается из оценки за препринт данного рецензента. Преподаватель может проверить любой препринт (или research proposal), даже если оценки рецензентов не отличаются между собой более, чем на 40%. Процесс оценки препринта должен состоять из следующих этапов: 1. Итоговые работы сданы студентами на проверку 2. Случайным образом (с помощью генератора случайных чисел) каждому препринту назначаются 2 рецензента. Одному рецензенту не может быть назначено более 2 препринтов. 3. Рецензенты выставляют оценки за препринты по 10-балльной шкале. 4. Преподаватель проверяет итоговую работу студента, если оценки расходятся более, чем на 40%, и выставляет итоговую оценку. При необходимости должен быть определен балл «штрафа» для рецензента, которых завысил или занизил оценку, равную разности оценки преподавателя и оценки, выставленной рецензентом. «Штраф» должен быть вычтен из балла за работу. 5. Преподаватель выставляет и сообщает студентам оценки за итоговые работы.
  • неблокирующий Накопленная оценка
    Любой положительный результат расчета средневзвешенной оценки округляется до ближайшего целого числа. Если, например, средняя оценка студента составляет от 6.01 до 6.50, то он получает 6 баллов; если средняя оценка составляет от 6.51 до 6.99, то студент получает 7 баллов. Однако средневзвешенная оценка ниже 4 баллов не округляется до 4-х. Например, если она составляет 3,99 балла, то это означает, что студент не перешел рубеж, необходимый для получения удовлетворительной оценки, и ему выставляется неудовлетворительная отметка «3» по десятибалльной шкале. Студенту, получившему за итоговый тест менее 4-х баллов, автоматически выставляется оценка «неудовлетворительно». Эта оценка не является блокирующей, и, в зависимости от накопленной оценки, в качестве итоговой студенту ведомости выставляется соответствующая оценка.
  • неблокирующий Нелинейное оценивание
    Учитывая творческий характер дисциплины и сложную научную тематику, которая является во многом новой для 2-го курса бакалавриата, предусмотрена возможность «нелинейной» оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Доклады студентов + 0.5 * Работа на семинарах и практических занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Громов А. И., Фляйшман А., Шмидт В. ; Под ред. Громова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-432861
  • Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы : монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт ; под редакцией А. И. Громова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-03094-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432861 (дата обращения: 25.11.2019).
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 282с. - ISBN: 978-5-534-05048-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-1-431307
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-09385-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-2-444022
  • Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. - Методика подготовки исследовательских работ студентов - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 205с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100640
  • Свод знаний по управлению бизнес-процессами. BPM СВОК 3.0: Учебное пособие / Под ред. Белайчук А.А. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 480 с.: 60x90 1/8 (Обложка) ISBN 978-5-9614-5455-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/558829

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bpmn Modeling for Hla Based Simulation and Visualization. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ADF7CFDC
  • Calvanese, D., Ghilardi, S., Gianola, A., Montali, M., & Rivkin, A. (2019). Formal Modeling and SMT-Based Parameterized Verification of Data-Aware BPMN (Extended Version). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1906.07811
  • Chhun, S., Moalla, N., & Ouzrout, Y. (2018). Towards ontology based BPMN Implementation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1811.07692
  • Discovering high-level BPMN process models from event data. (2019). Business Process Management Journal, 25(5), 995–1019. https://doi.org/10.1108/bpmj-02-2018-0051
  • Lucas da Costa Almeida, Sérgio Augusto Faria Salles, Rafael Ladeira Carvalho, Alline Sardinha Cordeiro Morais, & Simone Vasconcelos Silva. (2019). BPMN and quality tools for process improvement: a case study. GEPROS: Gestão Da Produção, Operações e Sistemas, (4), 156. https://doi.org/10.15675/gepros.v14i4.2308
  • Santra, D., & Choudhury, S. (2018). C-BPMN: A Context Aware BPMN for Modeling Complex Business Process. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1806.01333
  • Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова ; под редакцией О. И. Долгановой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 289 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00866-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433143 (дата обращения: 25.11.2019).