Магистратура
2020/2021





Поэтика прозы
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Литературное мастерство)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Литературное мастерство
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе освоения данной дисциплины у студентов формируются представления о жанровой специфике прозаических произведений, происходит знакомство студентов с классическими текстами и различными стратегиями авторской работы, а также проводится подготовка к профессиональной деятельности: критический анализ рассказов, повестей и романов и последующее применение полученных знаний на практике. Текущий контроль включает в себя домашние задания к семинарам. Курс завершается итоговой письменной работой.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представления о жанровой специфике жанра рассказа.
- Знакомство студентов с различными стратегиями авторской работы с этим жанром, а также с возможностями применения этих стратегий в практической деятельности.
- Подготовка к профессиональной деятельности: критический анализ рассказа и последующее применение полученных знаний на практике.
Планируемые результаты обучения
- знать основные подходы к определению жанра рассказа, ключевые периоды в развитии жанра в отечественной и зарубежной литературе
- выделять характерные черты жанра в тексте и анализировать его с применением методов филологического анализа
- владение навыком критического анализа текста
Содержание учебной дисциплины
- РассказРаздел 1. Поэтика рассказа. Жанровая специфика рассказа и его характеристики. Динамика, интерес, стремительное развитие, загадочность, таинственность и внезапный финал. Поливариантное толкование. Рассказ как жестокий жанр экстремального воздействия на читателя. 1970-е годы как эпоха застоя и сосредоточенности. Характеристики эпохи и их отражение на развитии жанра рассказа. Раздел 2. Поэтика рассказа в русской литературе ХХ века. Литературный процесс и его развитие в России и СССР в ХХ веке. Поэтика рассказа и ее трансформация. Раздел 3. Поэтика рассказа в современной русской литературе. Современный литературный процесс в России. Жанр рассказа и его развитие в начале XXI века. На занятия раздела «Поэтика рассказа в современной русской литературе» могут быть приглашены авторы рассказов.
- РоманРаздел 1. Введение Основные концепции романа как литературного жанра. Место романа в системе литературных жанров. Основные компоненты романа, проблемы их выделения и изучения. Роман как целостный жанр. Тема 2. Эволюция жанра романа в русской литературе 19 века Общие представления об истории романа в русской литературе: смена литературных направлений, формирование реалистической прозы. Романы классицистический, романтический, реалистический, натуралистический. Формирование модернистского романа на рубеже веков. Основные концепции литературной эволюции, принципы хронологии истории романа в соотнесении с историей литературы как целого. Раздел 2. Компоненты формы романа Тема 1. Предметный мир: пейзаж, интерьер, мир вещей Типы пейзажей в романе (романтический, реалистический, сентиментальный), их функции (создание фона действия, философский, социальный, психологический), основные приемы изображения. Интерьер и его роль в романе: сюжетная, характерологическая. Предмет и способы его изображения в романе: предметы-лейтмотивы, реалистические детали, психологическая деталь, гротеск. Тема 2. Изображение человека: портрет, диалог, внутренний мир Виды речи в романе. Диалог и монолог. Функция речи персонажей: сюжетная, психологическая. Исповедь и ее виды и функции. Проблема правды и лжи в речи персонажей. Речь с прагматической точки зрения. Портрет: функции, виды, способы создания. Понятие психологизма: способы и средства изображения и анализа психики в романе: прямой и косвенный психологизм. Внутренний монолог и другие средства изображения «потока сознания». Проблема условности в передаче внутреннего мира человека в литературе. Раздел 3. Динамическое начало в романе Тема 1. Конфликт Понятие конфликта в применении к литературному произведению. Значение конфликта в романе, виды конфликтов, эволюция понятия конфликта. Проблема бесконфликтности. Конфликт внутренний и внешний. Трагическое и драматическое. Связь конфликта с сюжетом. Связь конфликта с системой персонажей. Типичные и нетипичные конфликты в произведении. Литература: Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. Тема 2. Сюжет Связь сюжета с конфликтом, виды сюжетов. Основные компоненты сюжета, их соотнесенность между собой. Функции сюжета (формальные и содержательные). Значение сюжета для выражения авторской идеи. Бессюжетность как проблема. Внешнее и внутреннее в сюжете: границы внешнего в понимании внутреннего, скрытого. Что обнаруживается в поступках, событиях и что не может быть в них выведено. Раздел 3. Роман как целое Тема 1. Композиция (Лекции: 4 час. Сем: 4 час.) Проблема соотнесенности частей элементов в романе. Виды композиции, соотношение сюжета и композиции. Композиционные приемы, их функции. Принципы организации текста, художественные доминанты. Хронологический порядок и нарушение хронологии, рассказ в рассказе. Кольцевое обрамление. Главы и части. Отступления, функции перерывов в сюжете. Умолчание и его функции. Тема 2. Автор в романе Типы авторской позиции и способы их выражения: прямая дидактика, аллегоричность, мораль. Косвенные способы: через композицию, сюжет, художественную деталь. Гибридные случаи, соединяющие прямое авторское высказывание и художественную деталь. Сложные случаи отсутствия прямого авторского голоса (в романах, где повествование ведется от лица персонажа). Автор как персонаж своего романа и его творец. Диалог автора с читателем, типы отношений автора и читателя. Проблема отсутствующего автора, проблема объективности и субъективности автора по отношению к читателю и изображаемому миру (сатира, эпическая отстраненность, ирония). Роман как способ коммуникации с читателем.
Элементы контроля
- аудиторная работа
- эссеЭссе, анализирующее любой из рассказов, изученных в ходе курса, с опорой на методы филологического анализа. Объем: 8-10 тысяч знаков с пробелами
- экзаменПисьменный экзамен: Эссе, анализирующее любой из рассказов, изученных в ходе курса, с опорой на методы филологического анализа. Объем: 8-10 тысяч знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.28 * аудиторная работа + 0.3 * экзамен + 0.42 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Голубков М. М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-534-07240-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-xx-veka-434278
- Красовский В. Е., Леденев А. В. ; под общ. ред. Красовского В.Е. - ЛИТЕРАТУРА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-11359-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literatura-445106
- Красовский В. Е., Леденев А. В. ; Под общ. ред. Красовского В.Е. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-10656-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-430987
- Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Ю.К. Щеглов; Сост. А.К. Жолковский, В.А. Щеглова. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 576 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-964-9, 1500 экз.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т.1: 1953-1968, Лейдерман, Н. Л., 2003
- Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т.2: 1968-1990, Лейдерман, Н. Л., 2003