Бакалавриат
2020/2021
9 фильмов о медиа и журналистике
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Кирия Илья Вадимович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Главная задача данной дисциплины - сформировать у студентов способность к профессиональной рефлексии деятельности работников масс-медиа. Как один из курсов, с которого начинается обучение в бакалавриате, он построен на профессиональном просмотре, обсуждении и рефлексии фильмов как элементов массовой культуры и выявлении в них проблем профессиональной деятельности работников масс-медиа. Каждый фильм будет обсуждаться в мини-группах, а также студенты должны будут написать по нему индивидуальную рефлексию. Таким образом, в привычной для современной молодежной культуры форме (просмотре аудиовизуального контента) студентам даются представления о различных профессиональных, этических дилеммах журналистики и других медиапрофессий.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать владение профессиональной терминологией в области ключевых проблем медиа и журналистики
- Познакомить студентов с самыми популярными аудиовизуальными произведениями современной массовой культуры, репрезентирующими их профессиональную деятельность
- Сформировать критическое мышление в области профессиональных проблем журналистики и медиа
- Сформировать знание базовых текстов научной академической литературы по ключевым проблемам медиа и журналистики
Планируемые результаты обучения
- Разделяет творческую часть работы журналиста и ее рутинную часть
- Знает основные особенности психологии журналистского творчества
- Анализирует деятельность журналистов с точки зрения творческой организации их труда
- Знает основные ранние нормативные теории прессы и разбирается в их отличиях
- Выявляет нормативную модель отношений редакционных структур медиа и их владельцев
- Анализирует отношения владельцев медиа и журналистов и их проявления
- Студент дает определение понятию "общественная полезность"
- Владеет концепциями "потребностей" и функций медиа
- Анализирует социальную значимость медиасообщений
- Разбирается в ключевых аргументах либертарианской теории прессы
- Знает и использует основные аргументы "Ареопагитики" как фундаментального текста
- Использует аргументы "Ареопагитики" для обсуждения современных проблем медиарегулирования и свободы самовыражения
- Знают теории цифровой демократии и способны осуществлять критические суждения по данному поводу
- Применяют критические теории для анализа таких известных явлений, как киберактивизм, киберпрозрачность и т.п.
- Распознают методы манипуляций с использованием источников информации
- Анализируют манипулятивную природу современной цифровой среды
- Определяют разные подходя к понятию национального интереса и разные предполагаемые роли прессы в них
- Различают общественный интерес и национальный интерес
- Способны рефлексировать актуальную повестку через призму темы национального интереса и медиа
- Студенты называют и определяют ключевые провалы рынка в сфере коммерческих медиа
- Безошибочно идентифицируют бизнес-модели медиа и называют из слабые стороны с точки зрения общественного интереса
- Идентифицируют и определяют роли продюсера и его место в медиаоргиназции
- Определяют задачи продюсера при анализе конкретных медиапроектов
- Выявляет специфику медиапрофессий с точки зрения гендерных дисбалансов и отношений
- Применяет гендерные теории для анализа современных явлений, таких как MeToo
Содержание учебной дисциплины
- В чем суть журналистской работыВ данном разделе рассматривается принципиальная дилемма о природе журналистского труда: является ли журналистика творческой деятельностью или в первую очередь рутиной, то есть механическим производством. Для обсуждения темы предлагается использовать просмотр фильма "Вся президентская рать". Творчество как индивидуальная деятельность. Креативность и творчество.
- Давление на медиа со стороны истеблишментаПроблема собственности масс-медиа и влияние коммерческой логики на контент издания. Проблема и понятие качества издания. Взаимоотношения между собственником медиа и редакционным коллективом масс-медиа. Основные проблемы давления на медиа со стороны власти, осуществляемое через владельцев. К этой теме предлагается просмотр фильма "Секретное досье" (реж. Ст. Спилберг)
- Что является общественной полезностью медиаКаковы критерии полезности и пользы медиаконтента. Что такое "потребности в медиаинформации". Теория Э. Каца и коммуникативные потребности. Медиа как общественное благо. Социальная значимость медиа. Гражданская журналистика и ее понятие. Для обсуждения данных тем студенты приглашаются к просмотру фильма "В центре внимания" о знаменитом расследовании газеты "Бостон Глоуб" (реж. Т. Маккарти)
- Что такое мнение и все ли мнения подлежат озвучиваниюНа этом занятии рассматриваются Либертарианские основы свободы печати и фундаментальный текст в этой области - Ареопагитика Джона Мильтона. Для размышлений о теме предлагается просмотр фильма "Народ против Ларри Флинта" (реж. Милош Форман)
- Медиа и "разглашение информации" в новую цифровую эпохуТрансформация свободы самовыражения в сетевом мире. Либертарианская природа интернета как реальность и как миф. Технодетерминизм и идея "арабской твиттер-революции". Теории технодетерминизма и их критика. С данными темами студенты знакомятся через просмотр фильма "Пятая власть" (реж. Билл Кондон)
- Фейк-ньюзПонятие дезинформации и современное понятие фейк-ньюз, их соотношение. Виды манипулирования информацией. Агенты, манипулирующие журналистами. Трансформация манипулятивных стратегий в цифровой среде. Для обсуждения этих тем студентам предложен фильм "Хвост виляет собакой" (Плутовство) (реж. Б. Левинсон).
- Национальные интересы и прессаЧто такое национальный интерес? Понятие национального интереса в различных моделях общественных систем. Роль медиа в национальном строительстве. Понятие ответственности медиа перед обществом и перед государством. Независимость медиа от государства. Данные темы предлагается обсуждать через просмотр фильма "Опасное расследование" (реж. Р. Райнер)
- Медиа как бизнес и проблема качестваБазовые бизнес-модели медиа и общественные дилеммы, которые они порождают. Провалы рынка в сфере медиаэкономики и способы их нивелирования. Общественные медиа и их модель. Сенсационность и качество как ключевые элементы онтологии медиабизнеса. Данные дилеммы предлагается обсуждать через просмотр фильма "Большая игра" (К. Макдональд)
- Кто такой продюсерПонимание продюсирования как деятельности в организационной парадигме. Продюсирование как творчество. Продюсирование как администрирование. Связь продюсера с творческим коллективом. Типы продюсеров. Обсуждение со студентами через фильм "Доброе утро" (Р. Мичелл)
- Гендерные отношения в ньюзрумахВ рамках данной темы смотрим и обсуждаем фильм "Скандал" о том, как известный медиаменеджер, создатель Фокс был уволен в связи с массовыми жалобами на гендерное неподобающее поведение
Элементы контроля
- Письменная рецензия на один из фильмов по выбору студента
- Рефлексия к просмотру фильма "Секретное досье"
- Рефлексия к просмотру фильма "Скандал"
- Рефлексия к просмотру фильма "Опасное расследование"
- Рефлексия к просмотру фильма "Вся президентская рать"
- Рефлексия к просмотру фильма "В центре внимания"
- Групповое задание к фильму "Народ против Ларри Флинта"
- Групповое задание к фильму "Хвост виляет собакой"
- Групповое задание к фильму "Большая игра"
- Групповое задание к фильму "Пятая власть"
- Групповое задание к фильму "Доброе утро"
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.06 * Групповое задание к фильму "Большая игра" + 0.06 * Групповое задание к фильму "Доброе утро" + 0.06 * Групповое задание к фильму "Народ против Ларри Флинта" + 0.06 * Групповое задание к фильму "Пятая власть" + 0.06 * Групповое задание к фильму "Хвост виляет собакой" + 0.4 * Письменная рецензия на один из фильмов по выбору студента + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "В центре внимания" + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "Вся президентская рать" + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "Опасное расследование" + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "Секретное досье" + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "Скандал"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История печати. Т.1: ., , 2002
- История печати. Т.2: ., , 2001
- Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
- Продюсирование на телевидении : практ. подход, Келлисон, К., 2008
- Средства массовой информации постсоветской России : учеб. пособие для вузов, Засурский, Я. Н., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Медиапространство России: пробуждение Соляриса, Дзялошинский, И. М., 2012