• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

9 фильмов о медиа и журналистике

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Кирия Илья Вадимович
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Главная задача данной дисциплины - сформировать у студентов способность к профессиональной рефлексии деятельности работников масс-медиа. Как один из курсов, с которого начинается обучение в бакалавриате, он построен на профессиональном просмотре, обсуждении и рефлексии фильмов как элементов массовой культуры и выявлении в них проблем профессиональной деятельности работников масс-медиа. Каждый фильм будет обсуждаться в мини-группах, а также студенты должны будут написать по нему индивидуальную рефлексию. Таким образом, в привычной для современной молодежной культуры форме (просмотре аудиовизуального контента) студентам даются представления о различных профессиональных, этических дилеммах журналистики и других медиапрофессий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать владение профессиональной терминологией в области ключевых проблем медиа и журналистики
  • Познакомить студентов с самыми популярными аудиовизуальными произведениями современной массовой культуры, репрезентирующими их профессиональную деятельность
  • Сформировать критическое мышление в области профессиональных проблем журналистики и медиа
  • Сформировать знание базовых текстов научной академической литературы по ключевым проблемам медиа и журналистики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разделяет творческую часть работы журналиста и ее рутинную часть
  • Знает основные особенности психологии журналистского творчества
  • Анализирует деятельность журналистов с точки зрения творческой организации их труда
  • Знает основные ранние нормативные теории прессы и разбирается в их отличиях
  • Выявляет нормативную модель отношений редакционных структур медиа и их владельцев
  • Анализирует отношения владельцев медиа и журналистов и их проявления
  • Студент дает определение понятию "общественная полезность"
  • Владеет концепциями "потребностей" и функций медиа
  • Анализирует социальную значимость медиасообщений
  • Разбирается в ключевых аргументах либертарианской теории прессы
  • Знает и использует основные аргументы "Ареопагитики" как фундаментального текста
  • Использует аргументы "Ареопагитики" для обсуждения современных проблем медиарегулирования и свободы самовыражения
  • Знают теории цифровой демократии и способны осуществлять критические суждения по данному поводу
  • Применяют критические теории для анализа таких известных явлений, как киберактивизм, киберпрозрачность и т.п.
  • Распознают методы манипуляций с использованием источников информации
  • Анализируют манипулятивную природу современной цифровой среды
  • Определяют разные подходя к понятию национального интереса и разные предполагаемые роли прессы в них
  • Различают общественный интерес и национальный интерес
  • Способны рефлексировать актуальную повестку через призму темы национального интереса и медиа
  • Студенты называют и определяют ключевые провалы рынка в сфере коммерческих медиа
  • Безошибочно идентифицируют бизнес-модели медиа и называют из слабые стороны с точки зрения общественного интереса
  • Идентифицируют и определяют роли продюсера и его место в медиаоргиназции
  • Определяют задачи продюсера при анализе конкретных медиапроектов
  • Выявляет специфику медиапрофессий с точки зрения гендерных дисбалансов и отношений
  • Применяет гендерные теории для анализа современных явлений, таких как MeToo
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • В чем суть журналистской работы
    В данном разделе рассматривается принципиальная дилемма о природе журналистского труда: является ли журналистика творческой деятельностью или в первую очередь рутиной, то есть механическим производством. Для обсуждения темы предлагается использовать просмотр фильма "Вся президентская рать". Творчество как индивидуальная деятельность. Креативность и творчество.
  • Давление на медиа со стороны истеблишмента
    Проблема собственности масс-медиа и влияние коммерческой логики на контент издания. Проблема и понятие качества издания. Взаимоотношения между собственником медиа и редакционным коллективом масс-медиа. Основные проблемы давления на медиа со стороны власти, осуществляемое через владельцев. К этой теме предлагается просмотр фильма "Секретное досье" (реж. Ст. Спилберг)
  • Что является общественной полезностью медиа
    Каковы критерии полезности и пользы медиаконтента. Что такое "потребности в медиаинформации". Теория Э. Каца и коммуникативные потребности. Медиа как общественное благо. Социальная значимость медиа. Гражданская журналистика и ее понятие. Для обсуждения данных тем студенты приглашаются к просмотру фильма "В центре внимания" о знаменитом расследовании газеты "Бостон Глоуб" (реж. Т. Маккарти)
  • Что такое мнение и все ли мнения подлежат озвучиванию
    На этом занятии рассматриваются Либертарианские основы свободы печати и фундаментальный текст в этой области - Ареопагитика Джона Мильтона. Для размышлений о теме предлагается просмотр фильма "Народ против Ларри Флинта" (реж. Милош Форман)
  • Медиа и "разглашение информации" в новую цифровую эпоху
    Трансформация свободы самовыражения в сетевом мире. Либертарианская природа интернета как реальность и как миф. Технодетерминизм и идея "арабской твиттер-революции". Теории технодетерминизма и их критика. С данными темами студенты знакомятся через просмотр фильма "Пятая власть" (реж. Билл Кондон)
  • Фейк-ньюз
    Понятие дезинформации и современное понятие фейк-ньюз, их соотношение. Виды манипулирования информацией. Агенты, манипулирующие журналистами. Трансформация манипулятивных стратегий в цифровой среде. Для обсуждения этих тем студентам предложен фильм "Хвост виляет собакой" (Плутовство) (реж. Б. Левинсон).
  • Национальные интересы и пресса
    Что такое национальный интерес? Понятие национального интереса в различных моделях общественных систем. Роль медиа в национальном строительстве. Понятие ответственности медиа перед обществом и перед государством. Независимость медиа от государства. Данные темы предлагается обсуждать через просмотр фильма "Опасное расследование" (реж. Р. Райнер)
  • Медиа как бизнес и проблема качества
    Базовые бизнес-модели медиа и общественные дилеммы, которые они порождают. Провалы рынка в сфере медиаэкономики и способы их нивелирования. Общественные медиа и их модель. Сенсационность и качество как ключевые элементы онтологии медиабизнеса. Данные дилеммы предлагается обсуждать через просмотр фильма "Большая игра" (К. Макдональд)
  • Кто такой продюсер
    Понимание продюсирования как деятельности в организационной парадигме. Продюсирование как творчество. Продюсирование как администрирование. Связь продюсера с творческим коллективом. Типы продюсеров. Обсуждение со студентами через фильм "Доброе утро" (Р. Мичелл)
  • Гендерные отношения в ньюзрумах
    В рамках данной темы смотрим и обсуждаем фильм "Скандал" о том, как известный медиаменеджер, создатель Фокс был уволен в связи с массовыми жалобами на гендерное неподобающее поведение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная рецензия на один из фильмов по выбору студента
  • неблокирующий Письменная рецензия на один из фильмов по выбору студента
  • неблокирующий Рефлексия к просмотру фильма "Секретное досье"
  • неблокирующий Рефлексия к просмотру фильма "Скандал"
  • неблокирующий Рефлексия к просмотру фильма "Опасное расследование"
  • неблокирующий Рефлексия к просмотру фильма "Вся президентская рать"
  • неблокирующий Рефлексия к просмотру фильма "В центре внимания"
  • неблокирующий Групповое задание к фильму "Народ против Ларри Флинта"
  • неблокирующий Групповое задание к фильму "Хвост виляет собакой"
  • неблокирующий Групповое задание к фильму "Большая игра"
  • неблокирующий Групповое задание к фильму "Пятая власть"
  • неблокирующий Групповое задание к фильму "Доброе утро"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.06 * Групповое задание к фильму "Большая игра" + 0.06 * Групповое задание к фильму "Доброе утро" + 0.06 * Групповое задание к фильму "Народ против Ларри Флинта" + 0.06 * Групповое задание к фильму "Пятая власть" + 0.06 * Групповое задание к фильму "Хвост виляет собакой" + 0.4 * Письменная рецензия на один из фильмов по выбору студента + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "В центре внимания" + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "Вся президентская рать" + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "Опасное расследование" + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "Секретное досье" + 0.06 * Рефлексия к просмотру фильма "Скандал"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История печати. Т.1: ., Засурский, Я. Н., 2002
  • История печати. Т.2: ., , 2001
  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., Иваницкий, В. Л., 2009
  • Продюсирование на телевидении : практ. подход, Келлисон, К., Станкевича, Б. С., 2008
  • Психология журналистского творчества, Пронина, Е. Е., 2002
  • Средства массовой информации постсоветской России : учеб. пособие для вузов, Засурский, Я. Н., Вартанова, Е. Л., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Медиапространство России: пробуждение Соляриса, Дзялошинский, И. М., 2012