• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История социологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс адаптационный (Социология публичной и деловой сферы)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов магистратуры первого года обучения программы «Социология публичной и деловой сферы». Главная цель освоения дисциплины «История социологии» состоит в том, чтобы познакомить студентов магистратуры, не имеющих базового социологического образования, с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов-классиков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов магистратуры, не имеющих базового социологического образования, с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные классические и современные социологические теории и школы
  • знать основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях
  • уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии
  • уметь использовать полученные знания для осмысления и решения социальных проблем
  • владеть навыками работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках
  • владеть навыками устных выступлений, презентаций по определенной теме
  • владеть навыками написания рефератов, эссе, обзоров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История социологии как область знания.
    Что изучает социология? Критерии социологического знания. Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Отличие социологии от вненаучных форм знания об обществе. Школы, направления, ориентации социологической мысли. Парадигмы в истории социологии. Инновации и традиции в истории социологии. Социологическая классика. Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов; социальная технология.Внутринаучные и вненаучные факторы развития социологического знания.
  • Тема 2. Социология Эмиля Дюркгейма.
    Этапы жизни и творчества. Идейные истоки формирования социологии Дюркгейма. Основные труды. Программа построения социологии как науки. Предмет социологии. Основные принципы и правила социологического метода. Принцип социологизма: общество как особая реальность. Теория разделения общественного труда, механической и органической солидарности. «Коллективное сознание» и «коллективные представления». Социологический анализ самоубийства. Типы самоубийств и их причины. Понятие аномии. Значение профессиональных групп. Социология религии. Религия как система социальных символов. Понятие священного и светского. Социальные функции религии. Вклад Дюркгейма в развитие социологии.
  • Тема 3. Социология Макса Вебера.
    Жизнь и творчество. Идейные истоки социологии. Предмет социологии. Понятие «действия» и «социального действия». Субъективно подразумеваемый смысл. Типы действия. Методологические принципы социологии. «Идеальные типы». Два вида понимания. Понимание и причинное объяснение, их связь в социологии. «Понимающая социология». Труд Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Теория рациональности. Вебер о науке. «Наука как призвание и профессия». Наука и проблема ценностей. Влияние Вебера на современную социологию.
  • Тема 4. Символический интеракционизм.
    Ранние интеракционистские концепции в американской социологии и социальной психологии (Ч.Х.Кули, У. Томас). Дж. Г. Мид как основоположник символического интеракционизма. Понятие «акта». Фазы акта («импульс», «перцепция», «манипуляция», «консуммация»). Понятийный анализ взаимодействия: «жест», «разговор жестов», «объект», «значение», «символ», «интерпретация». Общество как процесс взаимодействия. Социальная природа мышления. «Я» (self), его связь с взаимодействием. «I» и «me». Социальная (ролевая) природа «Я». Генезис «Я». Установка генерализованного другого как установка сообщества. Концепция развития «Я» Мида. «Множественное Я». Социальность как «множественность перспектив». Принцип относительности в социально-психологической концепции Мида.
  • Тема 5. Чикагская социологическая традиция. Эверетт Хьюз.
    История чикагской социологической традиции. Место Э.Ч. Хьюза в этой традиции и значимость его очерка «Хорошие люди и грязная работа». Специфика чикагской социологии; «имплицитная теория»; общая социология и специализированные области исследования (социология занятий и профессий, социология работы, социология религии, социология «расовых отношений»), их совмещение в работе Хьюза; понятие «грязной работы» и его использование для социологической интерпретации разных социальных явлений; нужды (wants) и институты; социальные различия (мы-группы и они-группы); этноцентризм; определение ситуации и социальная реальность.
  • Тема 6. Структурный функционализм. Толкотт Парсонс.
    Структурный функционализм как доминирующая «парадигма» середины ХХ века. Теория как система понятий; «аналитические» понятия. Периодизация научной работы Парсонса: ранний, средний и поздний периоды. «Структура социального действия» (1937). Общая «теория действия». «Аналитический реализм». Схема «единичного акта». «Нормативная ориентация». Развитие схемы единичного акта под углом зрения проблемы мотивации: схема «единицы действия» (1951). От «единичного акта» к «системам действия». Схема «паттерновых переменных». Функционалистская модель для анализа систем действия: понятия «системы», «структуры», «процесса», «подсистем», «взаимообменов», «функции», «функциональных императивов» и т.д. Схема AGIL (1953). Применение схемы AGIL для анализа общей системы действия, социальной системы, системы условий человеческого существования. Взаимообмены. Теория «генерализованных символических посредников». Подсистемы системы действия. Подсистемы общества, их основные структурные элементы и «генерализованные посредники». Подсистемы системы условий человеческого существования. Место теоретической системы Парсонса в истории социологической мысли.
  • Тема 7. Структурный функционализм. Роберт Кинг Мертон.
    «Социальная теория и социальная структура», место этого труда в социологии ХХ века. Вклад Мертона в разные отрасли социологического познания. Стратегия построения социологической теории и развития социологического знания. Критика «большой теории». «Теории среднего уровня» (middle-range theories). Социальная теория и эмпирические исследования, их взаимосвязь. Парадигма для функционального анализа. Критика постулатов антропологического функционализма. Понятия «функции», «дисфункции», «функциональных альтернатив»; «явные» и «латентные» функции; «чистый баланс последствий». Структурные контексты, значимость их учета при изучении социальных явлений; место структурных объяснений в социологии Мертона. Концепция «аномии» и «девиантности». Пять типов приспособления: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт. Социально-критический аспект мертоновского анализа аномии в современном обществе. Место Мертона в социологии ХХ века.
  • Тема 8. Феноменологическая социология.
    Альфред Шюц как основоположник «социальной феноменологии». «Смысловое строение социального мира». Влияние феноменологии Э. Гуссерля и понимающей социологии М. Вебера на Шюца. Феноменология и социология. Постулат субъективной интерпретации. Постулаты релевантности, логической согласованности, адекватности, совместимости. Роль типизаций в обыденном и социально-научном познании. Феноменологическое переопределение социального мира. «Жизненный мир». Интерсубъективное конструирование «жизненного мира». «Общий тезис альтер-эго». «Биографически детерминированная ситуация» и «тезис взаимности перспектив». «Рецепты» как компоненты «наличного запаса знания». Открытость смысловых горизонтов, неопределенность языка и проблема включения. Феноменологическая трактовка действия. «Действие» и «акт». Интенциональность действия. «Проект». Мотивы «для-того-чтобы» и «потому-что», их интерсубъективное сочленение. «Наличный запас знания». Социальное распределение знания. Множественность реальностей; «конечные области значений»; «когнитивные стили». «Жизненный мир» как «верховная реальность». Дальнейшее развитие феноменологической социологии.
  • Тема 9. Этнометодология.
    Ключевые идеи этнометодологии. От феноменологии к этнометодологии. Статья Г. Гарфинкеля и Х. Сакса «О формальных структурах практических действий». Основные понятия и темы: естественный язык; понятие «члена»; понятие «феномена»; социальные феномены как «практические свершения членов»; анализ традиционной социологии («конструктивного анализа») с этнометодологической точки зрения; практики глоссирования; проблема индексичности, индексичные и объективные выражения. Делание и феномен. Производство рациональной описуемости. Этнометоды.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по следующим критериям: регулярность выступления на занятиях и участия в дискуссиях; формулировка релевантных вопросов; соответствие выступлений на занятиях обсуждаемым вопросам; точность высказываний; грамотное пользование понятиями; отсылки к первоисточникам, иной литературе и лекционному материалу.
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по следующим критериям: регулярность выступления на занятиях и участия в дискуссиях; формулировка релевантных вопросов; соответствие выступлений на занятиях обсуждаемым вопросам; точность высказываний; грамотное пользование понятиями; отсылки к первоисточникам, иной литературе и лекционному материалу.
  • неблокирующий Реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 1997
  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
  • История социологии XX века: избранные темы : учеб. пособие для вузов, Симонова, О. А., 2008
  • Классики теоретической социологии ХХ века : рабочая тетрадь по истории социологии, , 2001
  • О структуре социального действия : пер. с англ., Парсонс, Т., 2000
  • О структуре социального действия, Парсонс, Т., 2002
  • Система современных обществ, Парсонс, Т., 1998
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., 1995
  • Хрестоматия по истории социологии. Ч.2: ., , 2005
  • Хрестоматия по истории социологии. Ч.3: ., , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц, , 1996
  • Жизнь и творчество Макса Вебера, Вебер, М., 2007
  • Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2013
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм, Э., 1996
  • О социальных системах, Парсонс, Т., 2002
  • Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли, Гофман, А. Б., 2001