• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Творческий семинар: проза

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Апресян Валентина Юрьевна, Бойко Арина Игоревна, Кучерская Майя Александровна, Степнова Марина Львовна, Стоянова Татьяна Николаевна
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 112

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения данной дисциплины у студентов формируются навыки грамотного построения художественного текста, чувства индивидуального художественного стиля, развивается представления об архитектонике и композиции, о о месте автора в прозаическом художественном тексте. Курс нацелен на подготовку к профессиональной деятельности, в том числе – развитие у студентов навыка написания текста любого жанра и любой сложности – от рассказа, арт-эссе или книжной рецензии до сценария фильма, готового к производству. Текущий контроль включает в себя домашние задания. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучение студентов навыкам грамотного построения художественного текста, развитие представления об архитектонике и композиции;
  • развитие у студентов способности к созданию живых и полноценных героев, как главных, так и второстепенных;
  • Формирование у студентов чувства индивидуального художественного стиля;
  • Развитие у студентов представления о месте автора в прозаическом художественном тексте;
  • Формирование у студентов навыков анализа художественных текстов – как своих, так и чужих – с точки зрения автора, а не читателя;
  • Подготовка к профессиональной деятельности, в том числе – развитие у студентов навыка написания текста любого жанра и любой сложности – от рассказа, арт-эссе или книжной рецензии до сценария фильма, готового к производству.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных жанров и видов сюжетов, характерных для художественной прозы;
  • Владение навыком создания полноценных художественных текстов в заданном жанре;
  • Умение создавать полноценных героев прозы - как главных, так и вспомогательных
  • Владение стилистическим инструментарием во всем его разнообразии;
  • Владение созданием интриги, умение задавать конфликт и удерживать читательский интерес;
  • Знание основных законов создания прозаического художественного текста заданного жанра;
  • Знание культурного, исторического и профессионального контекста, необходимого для создания художественного текста.
  • Умение анализировать художественные тексты (как свои, так и чужие), видеть и понимать профессиональные ошибки и достижения и применять эти знания в практической работе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык, стиль, авторский голос и авторская точка зрения
    В ходе семинарско-лекционной работы рассматривается следующий круг проблем: 1) Как создать впечатляющий текст? Методы перевода происходящего в трехмерном мире в текст. Звук, цвет, форма на письме. Как использовать органы чувств и что это дает. 2) Язык: эпитеты, сравнения, метафоры, определения, эпитеты. Их функционирование в худо-жественной литературе. Грамотное использование стилистического инструментария. Эпи-ческие сравнения. Виды метафор. Развернутая метафора, метафора-символ. Метафора и сравнение: сходства и различия. Концепция Дэвидсона. 3) Стиль. Эмоции на письме. Как выражать чувства, не впадая в излишнюю чувствительность. Стилевые регистры. Чеховская ясность против набоковской сложности. 4) Штампы: почему мы так часто используем их в письменной и устной речи. Список самых распространенных штампов. Стратегии разрушения клише. 5) Точка зрения в тексте. Балкон, луна, тень, енот, автор – методы передачи точки зрения живо-го существа и неживого предмета.
  • Герой художественного произведения
    В ходе семинарско-лекционной работы рассматривается следующий круг проблем: 1) Герой художественного текста: характер, темперамент, история, судьба. Внешность персо-нажа. Недопустимые приемы и способы описания. Работа с деталью. Умолчание как способ подключения читательского воображения. 2) Речь персонажей. Как разговаривают люди. А не люди? Речевые характеристики персонажей. Прямая речь и косвенная. 3) Что внутри: описание внутреннего состояния, мыслей и эмоций героя. Роль жеста; мимика, походка. 4) Герой в кругу других персонажей. Сопротивление среды, роль конфликта в раскрытии героя. Путь героя: изменения от начала к финалу. Типы героев: злодеи, жертвы, благородные. 5) Второстепенные герои. Их место и положение в тексте. Значение доминирующей детали в создании второстепенного героя. 6) Диалог. Типы диалога. Как передать молчание. Правило «фасада». Прямой и опосредован-ный диалог. «Сказал-проговорил-промямлил», какими словами описывать действия. Оркест-ровка диалога. 7) Деталь и ее ключевые функции в тексте. Тварный мир или материализация быта. Как ожи-вить даже самые скучные и неодушевленные вещи?
  • Основы структуры и композиции художественного текста
    В ходе семинарско-лекционной работы рассматривается следующий круг проблем: 1) Композиция и сюжет художественного текста. Архитектоника как основа композиции. 2) Начало и финал истории. Сильные и слабые финалы. С чего начинать рассказ? Основные ти-пы начала. Пролог и эпилог: в каких случаях они необходимы 3) Структура текста. Как сделать так, чтобы не провисала середина. Конструирование конфлик-та. Стратегии подготовки развязки. 4) Сцена в художественном тексте. Внутренняя логика сцены. Окончание сцены. Искусство вы-черкивания. 5) Напряжение. Каким образом и какими средствами оно создается в тексте? Царство глаголов. Все о движении, действии и взаимодействии. Как замедлять и ускорять текст.
  • Искусство редактирования собственного текста
    В ходе семинарско-лекционной работы рассматривается следующий круг проблем: 1) Искусство саморедактирования. Как взглянуть на свой текст чужими глазами? Как сделать из профессионального редактора друга и союзника? Основные этапы редактирования 2) Подробный (и публичный) стилистический анализ текстов – как своих собственных, так и текстов однокурсников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Выполнение домашних заданий + 0.7 * Проект + 0.15 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Школа литературного мастерства: От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа / Вольф Ю. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 384 с.: ISBN 978-5-91671-320-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926854

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Литературное мастерство: Creative Writing : учебник / А.К. Михальская. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 347 с. — (Высшее образование: Специалитет). — DOI 10.12737/996001. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/996001