• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология здоровья

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психология здоровья» ставит своей задачей познакомить студента с многообразием взглядов на здоровье, что позволит поместить знания, полученные ранее в более широкий контекст, задаваемый многочисленными связями психологии с другими науками. Поскольку психология здоровья – это область знания, которая на сегодня является актуальной в современных междисциплинарных исследованиях, ее освоение будет ценно для выпускника, готовящегося начать работу в сфере исследований здоровья и качества жизни. Кроме того, обсуждение более узкой проблематики психологии здоровья позволит получить подготовку в области практики психологии здоровья, а также ближе изучить конкретные исследования и понятийный аппарат психологии здоровья как науки о поведении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование основных представлений о здоровье человека и психологии здоровья.
  • Ознакомление с историей развития подходов к здоровью в психологии, основными понятиями, теориями и направлениями исследований в этих областях.
  • Формирование навыков психологического анализа психологического здоровья личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Методологические подходы к здоровью. Общее представление о психологическом здоровье.
    1. Введение в психологию здоровья. Исторические корни современного понимания здоровья в психологии. 2. Подходы к здоровью. Определение психологического здоровья.
  • Современное понимание и подходы к изучению качества жизни.
    1. Проблема качества жизни в науках о человеке. 2. Субъективное качество жизни. Психологическое благополучие.
  • Психологическое и физиологическое здоровье.
    1. Междисциплинарный подход к здоровью. 2. Проблема иммунитета.. 3. Психосоматика.
  • Стресс и психологическая травма. Феномены посттравматического роста.
    1. Психологическое здоровье и психологическая травма. Понятие психологической резилентности. 2. Парадоксальный рост как реакция на травму.
  • Духовное здоровье и способы его изучения.
    1. История развития взглядов на духовное здоровье. Духовность и ее связь с психологическим и физическим здоровьем. 2. Духовное здоровье, духовные феномены и способы их изучения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Выступление на семинарах; доклады; работа в группах на семинаре и др.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в УСТНОЙ форме (собеседование) в Zoom. Предварительно студент "тянет" билет с помощью онлайн рандомайзера, а затем готовится в точение 20 минут. Каждый вариант экзаменационного билета состоит из трех заданий (тест, кейс, открытый вопрос).
  • неблокирующий Письменное (семестровое – 2 модуля) задание по курсу
    Индивидуальный проект (8 недель), направленный на самопомощь (релевантный темам, обсуждаемым в курсе Психологии здоровья). Подробности будут в отдельном документе. ИЛИ Групповой проект, куда входит планирование и реализация некоторых шагов по его внедрению. Предлагаемые групповые проекты: 1. Психология ковида. Основываясь на анализе литературных источников, придумать проект исследования, помогающей практики, интервенции. Примерные вопросы, которые обсуждаются и этапы: На что влияет пандемия/сам вирус (прямо/косвенно)? Какие топовые исследования существуют на эту тему? Что можно взять, а чего явно не хватает? Что мы могли бы унести в практику? О чем бы мог быть такой практический проект? Какая у него целевая аудитория? Каков бюджет / есть ли возможность грантовой поддержки / привлечения волонтеров и т.п.? Что можно сделать уже сейчас (практического плана)? Результаты внедрения запланированных процедур, рефлексия результатов. Отчетность: Презентация основных этапов и результатов проекта на заключительной паре, посвященной проектам (~ 22-24.03). Проект может включать до 10 участников. 2. Здоровая академия. ! Присоединение к проекту возможно только после индивидуального собеседования. Возможность подключиться к проекту, который находится в стадии подготовки к старту. Большой проект посвящен исследованию психологического здоровья студентов НИУ ВШЭ с целью получения общей картины происходящего и дальнейшего установления диалога с администрацией университета, Центром Психологического консультирования и другими структурами. Цель большого проекта: научное исследование и разработка рекомендаций для академии. Задачи текущего этапа: обсуждение и подготовка материалов, которые могли бы подогреть интерес у респондентов и руководства к проекту, формирование приверженности и лояльности к этому исследованию (мозгоштурминг и написание легких научно-популярных статей по волнующим студента темам психологического здоровья). Отчетность: выполнение поставленных конкретных задач и письменный отчет о проделанной работе. Проект может включать 5 очень замотивированных и компетентных участников. 3. Свободная номинация (утверждается после краткой презентации преподавателю). Проект может включать до 10 участников. ВСЕ ПРОЕКТЫ предполагают индивидуальные консультации по инициативе студента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Выступление на семинарах; доклады; работа в группах на семинаре и др. + 0.4 * Письменное (семестровое – 2 модуля) задание по курсу + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ryff, C., & Krueger, R. (Eds.) (2019). The Oxford Handbook of Integrative Health Science. Oxford University Press. Retrieved 19 Aug. 2019. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780190676384.001.0001.
  • Singer, B., & Ryff, C. D. (2001). New Horizons in Health : An Integrative Approach. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=87069

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gruenewald, T. L., Seeman, T. E., Ryff, C. D., Karlamangla, A. S., & Singer, B. H. (2007). Combinations of Biomarkers Predictive of Later Life Mortality. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt2365n5d3