• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Нарратология детской литературы"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар посвящен междисциплинарным исследованиям фантастики и фантастического (включая и детскую литературу) в разных ракурсах и областях - от имманентного анализа внутренней структуры фантастического текста (или текста с фантастическими элементами) нарратологическими и структуралистскими методами до обращения к широким социальным и культурным контекстам возникновения и функционирования этого текста. Исследоваться будут как произведения, целенаправленно созданные в русле научной фантастики и фэнтези, так и произведения, не считающиеся фантастическими сами по себе, но включающие в себя элементы фантастического. Другими словами, “фантастическое” мы понимаем не просто как определенную жанровую характеристику, а как более общую конвенцию между автором и читателем. Мы будем проблематизировать понятия “жанровой литературы”, “популярной литературы”, “массовой литературы”. Мы приветствуем трансмедиальный подход, работу с элементами фантастического не только в литературе, но и - на сопоставлении с литературой - в других медиумах (кино, живопись, комикс, мем и т.д.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными понятиями и методами нарратологического и культурно-антропологического анализа художественных текстов.
  • Обретение студентами навыков анализа фантастической литературы в рамках курсовой работы и ВКР.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть методами теоретического исследования в области семиотики, нарратологии и социологии литературы
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования
  • владеть навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области нарратологии и социологии литературы
  • знать методы филологического исследования в области теории и истории фантастической литературы
  • знать понятия и категории нарратологии, семиотики и социологии литературы
  • уметь выбирать методологию междисциплинарного исследования
  • уметь применять методологию нарратологии, семиотики и социологии литературы при анализе художественных текстов XIX-XXI веков, содержащих фантастические элементы
  • уметь осмыслять нарративные особенности и проблематику фантастических произведений разных медиумов (литература, кино, комикс)
  • уметь ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фантастическое как категория
    Ключевые вопросы этого раздела: Что такое фантастическое? Как это понятие трансформировалось в истории культуры? Что подразумевается под фантастическим в XX-XXI веках? Почему оно играет такую значительную роль в современной культуре (как популярной, так и "элитарной")?
  • Приемы построения фантастического эффекта и эффекта реальности в фантастическом произведении
    Ключевые вопросы этого раздела: Что такое немиметическое повествование в разных медиумах? Существуют ли какие-либо формальные элементы в структуре текста, которые являются маркерами отнесения данного произведения к фантастике (фэнтези)? Если да, то почему мы считаем их таковыми? Можно ли говорить о некой особой поэтике фантастических произведений, или "фантастика" - это чистая конвенция, продукт социальных договоренностей считать некие определенные способы изображения "фантастическими"?
  • Семиотика, культурология и социология фантастического
    Ключевые вопросы этого раздела: Как фантастика связана с идеологией, политикой, религией, философией, социальной психологией тех обществ, в которых она существует? На какие социальные запросы она откликается и какие общественные проблемы высвечивает? Каковы социальные функции фантастических произведений? Каковы читательские ожидания от фантастики - и что формирует эти ожидания? Фантастика и идеология: их взаимосвязь и способы трансляции идеологий через фантастические тексты
  • Фантастический дискурс в трансмедиальном разрезе - от литературного текста к кино и комиксу
    Ключевые вопросы этого раздела: Как мы отличаем фантастику от других видов метафоры или аллегории? Как мы отличаем фантастику от древнего мифа и его современных переложений? Каковы философские основания осмысления реальности через призму фантастического? Как фантастический дискурс реализуется в различных медиумах, художественных текстах различных видов - литературе, кино, комиксе и др.? Как он трансформируется при переходе из одного медиума в другой (например, при экранизации литературного произведения или киноадаптации комикса)?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аналитическое эссе
  • неблокирующий участие в дискуссии
  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * доклады + 0.2 * работа на семинаре + 0.2 * участие в дискуссии + 0.4 * аналитическое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., Костюкович, Е., 2001
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Томашевский Б.В. - Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 334с. - ISBN: 978-5-9765-3575-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119092