• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2020/2021

Проектно-исследовательский семинар "Проектирование цифровых гуманитарных ресурсов и систем"

Статус: Курс обязательный (Цифровые методы в гуманитарных науках)
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Цифровые методы в гуманитарных науках
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Проектно-исследовательский семинар (ПИС) «Проектирование цифровых гуманитарных ресурсов и систем» — ключевой практический компонент магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках». В ходе ПИС группа студентов реализует проект (разрабатывает продукт), представляющий научный или общественный интерес в области цифровых гуманитарных технологий. Команды студентов самостоятельно осуществляют менеджмент собственных проектов, но постоянно консультируются и отчитываются перед кураторами, которыми могут выступать преподаватели программы или внешние приглашенные эксперты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовить студентов к самостоятельной научно-исследовательской и проектно-организационной работе
  • приобретение студентами комплексных технических, менеджерских и организационных способностей в обстановке, приближенной к реальной проектной работе в коммерческой и академической среде
  • совершенствование навыков программирования, веб-разработки, анализа, манипуляции и визуализации данных
  • развить у студентов навыки управления собственным временем, планирования, декомпозиции сложных задач, выставления и контроля промежуточных сроков выполнения этапов проекта, сотрудничества и работы в команде
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет представление о выбранной теме проекта и организации работы над ним, понимает принципы организации проектной работы
  • пользуется инструментами совместной разработки, системами контроля версий
  • имеет представление о различных подходах к менеджменту проектов, понимает преимущества и недостатки каждого подхода
  • имеет представление о типах цифровых гуманитарных ресурсов и проектов
  • знаком с концепцией Linked Open Data
  • знаком со стандартами хранения данных: CSV, JSON, XML, TEI/XML, RDF
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы проектной работы
    Жизненный цикл проекта. Организация проектной работы. Совместная удаленная работа. Совместное использование систем контроля версий на основе git (GitHub/GitLab/BitBucket).
  • Классические и современные подходы к менеджменту проектов
    Каскадная модель проекта (водопадный жизненный цикл); гибкая методология разработки (agile); модель бережливого стартапа (lean startup).
  • Проекты в области Digital Humanities: типология и особенности (начало)
    Исследовательские проекты в Digital Humanities. Образовательные цифровые гуманитарные ресурсы. Электронные архивы и гуманитарные базы данных.
  • Проекты в области Digital Humanities: типология и особенности (продолжение)
    Цифровые издания. Стандарты хранения информации в машиночитаемой форме для задач гуманитарных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценка технического задания (ТЗ)
    ТЗ сдается в форме электронного документа.
  • неблокирующий отчет 1
  • неблокирующий отчет 2
  • неблокирующий экзамен (итоговый отчет)
    Экзамен проводится в устной форме сдачи отчета по проекту (в команде). Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/l/team/19%3a518f054c2f2e42dd8dc64df8f8ce0556%40thread.tacv2/conversations?groupId=4587aa95-4885-4aa8-9c72-ae3b13af8aef&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * отчет 1 + 0.2 * отчет 2 + 0.1 * оценка технического задания (ТЗ) + 0.5 * экзамен (итоговый отчет)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carter, B. (2013). Digital Humanities. Bingley, U.K.: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=605070