Магистратура
2020/2021
Измерения в социальной сфере
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Управление в социальной сфере)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Институт социальной политики
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Управление в социальной сфере
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс ориентирован на формирование системных представлений о проблемах измерений в социальной сфере, развития общей культуры работы с социально-экономическими данными и социальными индикаторами в целях изучения и измерения социальных процессов и явлений различного характера, прогнозирования их динамики, планирования мероприятий социальной политики и оценки их эффективности. Отдельный фокус курса направлен на оценку функций, возможностей и ограничений социальных индикаторов в контексте международных сравнений.
Цель освоения дисциплины
- Формирование системных представлений о проблемах измерений в социальной сфере, развития общей культуры работы с социально-экономическими данными и социальными индикаторами
- Оценка функций, возможностей и ограничений социальных индикаторов в контексте международных сравнений.
Планируемые результаты обучения
- знание о возможных источниках социально-экономических данных и особенностях работы с ними
- знание принципов концептуализации и специфики подходов к измерению и мониторингу социально-экономических явлений различного характера (в частности – бедности и неравенства, качества и уровня жизни);
- знание о логике построения, особенностях применения и возможных ограничениях различных социальных индикаторов, в т.ч. используемых в международных сравнительных исследованиях
- владение навыками самостоятельного поиска дополнительной информации для подготовки к обсуждению изучаемых вопросов; обработки и интерпретации результатов эмпирического анализа.
- Определение основных понятий, адекватных для описания, сравнения и анализа изучаемых явлений и процессов;
- Раскрытие абстрактных понятий на конкретных примерах из современной социальной, экономической и политической жизни
- Нахождение причинно-следственных связей между изучаемыми социальными явлениями и процессами, объяснение изучаемых социальных явлений и процессов, приведение примеров, аргументирование своей мысли теоретическими определениями и приведение соответствующих фактов
- Владение навыками обработки и интерпретации результатов эмпирического анализа
Содержание учебной дисциплины
- Общие вопросы измерений в социальной сфере. Основные источники социально-экономической информации и их особенностиИзмерение социальных явлений и процессов. Социальные индикаторы, их разложение на показатели. Абсолютные и относительные измерители. Субъективные измерители. Количественные и качественные измерители. Монетарные и не монетарные измерители Индивидуальные и групповые. Источники социально-экономической информации и их особенности.
- Концептуализация и измерение основных социально-экономических явлений и процессов.Доходы, их типы (индивидуальные, совокупные, среднедушевые и пр., ) и работа с ними (шкалы эквивалентности, международное сопоставление доходов и паритет покупательской способности). Доходная стратификация. Бедность и ее измерения (абсолютный, относительный, субъективный подходы, MPI). Черты бедности. Богатство. Неравенства: монетарные и не монетарные. Измерения неравенства (анализ рамочной статистики Всемирного банка, коэффициент Джини, коэффициент фондов, индекс доходной поляризации и др.). Социально-профессиональная структура: измерения на данных опросов, разбор международных классификаторов. Измерение среднего класса. Социально-демографические индикаторы: гендер, возраст (когорты, поколения), территориальная неоднородность и др. Макроэкономическая статистика: ограничения и возможности. Источники данных.
- Композитные индикаторыКомпозитные индикаторы. Социальная дифференциация и социальная стратификация: подходы и измерения на данных опросов и международной статистики (уровень жизни, качество жизни, SES, модели стратификационных систем, страновые инициативы по измерению благосостояния, сравнение подходов). Интегральные показатели социально-экономического развития и благосостояния, используемые для международных сравнений (индекс HDI, его конструкция и динамика; индекс лучшей жизни, индекс процветания; индекс развития человеческого потенциала и пр.).
- Визуальные инструменты как способ работы с социальными индикаторамиКартографические инструменты. Типологии и индикаторы как точка в системе координат (вектор).
Элементы контроля
- ЭссеЭссе представляет собой самостоятельную творческую работу, посвященную раз-работке способов измерения тех или иных социально-экономических явлений и процессов или смежных вопросов. Оно содержит развернутое и аргументированное изложение точки зрения автора по предложенному вопросу. В эссе позиция автора выстраивается на базе осваиваемой дисциплины, изученной академической литературы, известных нормативных оснований, регулирующих социальную сферу, примерах из реальной жизни. Структуру эссе определяет сам автор, но работа должна содержать: • описание контекста обозначенной проблемы, ее значимости и актуальности в со-временных реалиях (обычно, но не обязательно – введение), • подробное, аргументированное изложение авторской позиции по поставленному вопросу (обычно, но не обязательно – основная часть эссе), обозначение ограничений и возможностей авторского и альтернативных подходов (при наличии), • резюмирование основных идей, формулирование выводов.
- Домашние заданияДомашние задания представляют собой практические упражнения по конструированию социальных индикаторов.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Casas, F. (2018). Comments on: Fifty Years After the Social Indicators Movement. Social Indicators Research, 136(1), 969–973. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1551-2
- Glatzer, W. (2018). The Network of Social Indicators Research: Five Decades Ahead. Social Indicators Research, 135(3), 1039–1042. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1595-3
- Maggino, F. (2017). Complexity in Society: From Indicators Construction to Their Synthesis. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1565337
- Социальные индикаторы : учебник для вузов, Бородкин, Ф. М., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Pinar, M. (2018). Multidimensional Well-Being and Inequality Across the European Regions with Alternative Interactions Between the Well-Being Dimensions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C27EB759