• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Неформальная экономика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: • введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; • обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; • знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; • сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; • рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике;
  • Введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики;
  • Обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики;
  • Сравнительный анализ сегментов неформальной экономики
  • Рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь применять категориальный аппарат экономической социологии для анализа неформальной экономики в современном мире
  • Знать основные теоретические позиции и эмпирические результаты в области изучения неформальной экономики
  • Иметь навыки (приобрести опыт) рефлексии процессов, протекающих в неформальной сфере современной России, то есть уметь находить адекватную целям анализа исследовательскую перспективу и интерпретировать полученные результаты в сравнении с содержательными выводами, полученными при изучении неформальной экономики в мировой науке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Неформальная экономика: понятие, сегментация, традиции
    Понятие неформальной экономики, актуальность ее изучения с точки зрения социально-экономической ситуации в России. Причины устойчивости неформальной экономики. Старое и новое видение неформальной экономики. Секторальный и институциональный подходы к исследованию неформальной экономики. Неоднородность неформальной экономики, принцип ее сегментирования. Парадоксы неформальной экономики. Различие и сущность понятий: домашняя экономика, экономика реципрокности, теневая экономика, криминальная экономика. Этапы и социально-экономические вызовы проблематизации неформальной экономики.
  • Причины развития неформальной экономики
    Причины развития неформальной экономики в зеркале мирового опыта: систематизация причин в разрезе развитых и развивающихся стран. Общемировые причины развития неформальной экономики. Аргументы «за» и «против» различных версий о природе и движущих силах деформализации экономики.
  • Неформальный сектор
    Открытие неформального сектора в развивающихся странах. История проблематизации неформального сектора. Подходы к определению неформального сектора. Критика концепции неформального сектора. Неформальный сектор в России: статистический учет и содержательный анализ. Различие понятий «неформальная экономика» и «неформальный сектор». Различие понятий и способов измерения занятости в неформальном секторе и неформальной занятости. Неформальный сектор в России.
  • Формальные и неформальные институты: формы сосуществования
    Понятие формальных и неформальных институтов. Их взаимосвязь и взаимозависимость. Различие закона и обычного права. Основания выбора институциональной системы хозяйствующим субъектом. Понятие симбиоза, замещения, дополнения формальных и неформальных институтов. Использование формальных норм как способ реализации неформальных договоренностей. Анализ структурной основы отдельных сегментов неформальной экономики. Институты рыночной и нерыночной частей неформальной экономики. Сравнительный анализ сегментов неформальной экономики с точки зрения их структурно-институциональных характеристик.
  • Сетевое доверие: сущность, условия формирования, издержки обладания
    Многообразие видов доверия: персонифицированное, институциональное, сетевое. Традиции сетевого анализа. Природа сетевого доверия. Специфика механизма принуждения в сетевом доверии. Условия формирования: замкнутость контактов членов сети, система внутригруппового оповещения, ресурсная обеспеченность сетевого сообщества, ресурсный дефицит членов сети за ее пределами. Издержки обладания сетевым доверием: обязательства взаимопомощи, ограничения личной свободы, дозированная восприимчивость к внешней культуре. Проблема этнического предпринимательства.
  • «Вторая» экономика СССР, сравнение с теневой экономики современной России
    Структура советской «второй» экономики: легальная и нелегальная составляющие. Причины развития «второй» экономики СССР. Роль дефицита и неудовлетворенного платежеспособного спроса населения в формировании советской неформальной экономики. Место «второй» экономики в структуре планового хозяйства. Способы сдерживания «второй» экономики: экономические и политические. Экономические преступления в СССР: сущность и последствия. Движение во времени: от «второй» экономики СССР к неформальной экономике современной России. Изменение характера теневой экономической деятельности в постсоветский период. Сходство и различия современной и советской неформальной экономики: формы проявления теневых отношений, мотивы участников, общественная реакция, социальная база.
  • Силовое предпринимательство в России
    Понятие легитимного насилия как основы государства М.Вебера. Трактовка природы государства Т.Гоббса. Отличие государства от бандита. Специфика формирования и развития силового предпринимательства в постсоветской России. Социальная база силового предпринимательства неуголовного происхождения в начале 1990-х годов. Трансформация функций силового предпринимательства от охранного рэкета до силового партнерства. Конвертация активов силового предпринимательства в бизнес и политику. Возникновение легальных частных охранных предприятий, их роль в сокращении организованной преступности. Коммерциализация деятельности силовых структур в современной России.
  • Сетевая взаимопомощь домохозяйств: теория и практика реципрокности
    Реципрокные взаимодействия: сущность, функции, специфика. Экономика дара. Отличие реципрокности от товарного обмена. Отличие реципрокности от патрон-клиентских отношений. Подходы к изучению сетевой взаимопомощи: антропологическая традиция изучения дара, традиция сетевого анализа, крестьяноведение и историческая социология. Реципроктный обмен трудом, продуктами, информацией. Значимость реципроктных связей в экономике выживания. Эмпирический портрет реципрокных взаимодействий российских домохозяйств. Методы изучения сетевых взаимодействий. Характер реципрокных обменов городских и сельских домохозяйств в России.
  • Домашняя экономика
    Понятие домохозяйства, домашней экономики и домашнего труда. Историческая обусловленность разделения терминов «работа» и «труд». Функции домашней экономики. Сравнение домашней экономики узловых центров и внеузлового пространства: масштаб, целеполагание, коренной интерес, социальный контингент. Методы измерения домашнего труда: стоимостные и временные показатели. Причины актуализации исследований по домашней экономике. Специфика домохозяйств плановой, транзитной и рыночной экономик: цели, ресурсы. Экономические теории ролевой дифференциации в домашнем хозяйстве: теория ресурсов, теория предельной производительности, новая домашняя экономика. Социологическая трактовка ролевой дифференциации: сексуально-ролевые теории, теории «пресса легитимизации», теории домохозяйственных стратегий и др. Эмпирическая оценка неравномерности трудовой нагрузки супругов в домашней экономике. Специфика домашней экономики в крупных городах и намых населенных пунктах.
  • Институциональная коррупция
    Сравнение экономического и социологического подходов к изучению коррупции. Культурная укорененность коррупции. Позитивные и негативные экономические и социальные последствия коррупции. Коррупция власти и бизнес. Коррупция в повседневной жизни россиян. Динамика цифр и мотивов. Методы измерения коррупции. Связь коррупции с экономическими и политическими процессами в обществе. Изменение природы коррупции при смене модели экономического развития от олигархического к государственно-корпоративному капитализму.
  • Бизнес и власть: характер диалога. Теневые финансы в избирательных кампаниях
    Теневая экономика и политическая сфера. Зависимость бизнеса от теневой политики. Заинтересованность власти в теневом бизнесе. «Рыночная» и «инвестиционная» стратегии «захвата власти бизнесом». Формы «политических инвестиций» теневой экономики. Риски «политического инвестирования». Механизм вовлечения теневых финансов в избирательные кампании и спонсирование деятельности партий. Экспертные оценки бюджетов избирательных кампаний различного уровня и бюджетов партий. Новые тенденции: «захват бизнеса» властью. Феномен российской олигархии. Изменение характера диалога власти и бизнеса в 1990-е и 2000-е годы.
  • Специфика теневой экономики малого и крупного бизнеса. Процесс легализации
    Сравнительный анализ теневой экономики крупного и малого бизнеса с точки зрения целей теневизации, используемых форм сращивания с властью, природы теневого дохода. Возможности изучения теневых практик социологическими методами, их различие применительно к крупному и малому бизнесу.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя работа представляет собой короткий (2-3 стр.) текст, выполненный в рамках одной из предложенных тем. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в рамках подготовки письменных домашних заданий, которые сдаются в конце курса. Оценку за домашнюю работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае выявленного плагиата предоставление нового домашнего задания является обязательным. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Одом. работа.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде *в аудитории* (оффлайн), продолжается 120 минут и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитывается владение категориальным аппаратом, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя работа представляет собой короткий (2-3 стр.) текст, выполненный в рамках одной из предложенных тем. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в рамках подготовки письменных домашних заданий, которые сдаются в конце курса. Оценку за домашнюю работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае выявленного плагиата предоставление нового домашнего задания является обязательным. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Одом. работа.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде, продолжается 120 минут и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитывается владение категориальным аппаратом, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Домашняя работа + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого, Барсукова, С. Ю., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Барсукова, С., & Радаев, В. (2001). Принципы Распределения Труда Между Супругами В Современной Городской Семье. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692456
  • Панеях, Э. (2001). Формальные Правила И Неформальные Институты Их Применения В Российской Экономической Практике. Экономическая Социология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692484
  • Синявская, О. (2005). Неформальная Занятость В России: Измерение, Масштабы, Динамика. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692736
  • Штейнберг, И. (2009). Процесс Институционализации Сетей Социальной Поддержки В Межсемейных И Дружеских Обменах. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692987