• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Политическая демография

Статус: Курс по выбору (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Абылкаликов Салават Иргалиевич, Митрофанова Екатерина Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Политическая демография» является специализированной демографической дисциплиной для студентов образовательной программы «Политология». Политическая демография изучает влияние демографических изменений на политические процессы, как внутренние, так и международные, а также обратное влияние политических изменений на демографическую ситуацию, регулирование миграции и т.д. Демографические исследования активно используются в деятельности политических институтов, в том числе при организации и проведении выборов, при разработке программ политических партий, определении электоральных предпочтений различных социально-демографических групп населения. При изучении дисциплины используется онлайн курс «Демография» на Национальной платформе открытого образования https://openedu.ru/course/hse/DEMO/.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, об особенностях протекания демографических и миграционных процессах в России и других странах мира. В ходе освоения дисциплины студенты будут знать проблематику современных исследований демографии, имеющиеся теоретические подходы к их объяснению, а также о мерах реализуемой демографической политики в разных странах и оценке их эффективности. Студенты овладеют необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации, практического применения полученных знаний в академических исследованиях, разработке и реализации проектов в органах государственного и муниципального управления, политических и общественных организациях, коммерческих структурах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь применять базовые инструменты демографического анализа понимать и правильно интерпретировать значения демографических показателей.
  • Рассчитывать основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретировать.
  • Применять результаты демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретирует.
  • Анализировать и оценивать демографическую ситуацию в стране и регионе принимать решения о необходимости введения тех или иных мер социальной политики, направленных на решение демографических проблем и оценивать их потенциальную полезность.
  • Оценивать эффективность электоральных кампаний с точки зрения учета социально-демографических характеристик избирателей.
  • Владеть информацией о системе наук в области населения и месте в ней политической демографии
  • Имеет необходимые представления о концепции человеческого развития
  • Анализировать роль демографических сдвигов в динамике численности населения.
  • Имеет необходимые представления о ситуации с народонаселением развитых и развивающихся стран.
  • Владеть поиском демографической информации из различных источников, иметь навыки сопоставления основных демографических показателей
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей.
  • Знание разницы между терминами «поколение» и «когорта», а также подходов к определению границ поколений
  • Умение учитывать поколенческий фактор при формировании государственной политики
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей в области рождаемости.
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей в области брачности.
  • Уметь анализировать и оценивать влияние старения на демографическое, экономическое и политическое развитие в мире, стране и регионе
  • Называть основные элементы системы сбора информации о миграции населении
  • Уметь анализировать и оценивать миграционную ситуацию в мире, стране и регионе.
  • Уметь анализировать и оценивать миграционную ситуацию в России.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в науки о населении. Политическая демография.
    Что изучает современная демография. Политическая демография как часть науки о народонаселении. Демографические процессы, демографические структуры, демографическое поведение.
  • Концепции человеческого развития. Цели развития тысячелетия. Цели устойчивого развития.
    Программа развития ООН и деятельность международных организаций в области человеческого развития. Цели развития тысячелетия: принятие декларации, суть программы, итоги выполнения программы. Цели устойчивого развития. Новые перспективы.
  • Демографический переход.
    Воспроизводство населения и демографический рост. Показатели воспроизводства. Режим и тип воспроизводства. Демографический переход и демографическая революция. Стадии демографического перехода. Политические последствия демографического перехода.
  • Демографические прогнозы.
    Долговременные демографические прогнозы. Виды прогнозов. Обзор методов прогнозирования. Международный и отечественный опыт демографического прогнозирования.
  • Глобальные демографические проблемы.
    Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах мира. Демографический взрыв. Общемировые демографические тенденции и закономерности, их региональные особенности.
  • Источники демографических данных
    Система данных о населении. Переписи населения в России и зарубежных странах. Текущий учет демографических событий и миграции. Административные источники данных о населении. Понятие о регистрах населения. Выборочные социально-демографические обследования. Ведомственные источники демографической информации.
  • Инструменты анализа демографических данных
    Демографический баланс. Система демографических коэффициентов и показателей. Половозрастная структура. Сетка Лексиса и другие способы визуализации демографической информации. Понятие о продольном и поперечном демографическом анализе.
  • Поколения, возрасты, эпохи
    Теории поколений. Поколенческий код. Понятие «поколение». Поколения на разных этапах жизни. Поколения и общество. Поколения и бизнес. Поколения и политика.
  • Рождаемость
    Система показателей рождаемости. Репродуктивное поведение населения. Тенденции рождаемости в России и в мире. Концепция Второго демографического перехода. Контрацептивная революция. Политика в области рождаемости.
  • Брачность и матримониальное поведение населения
    Система показателей брачности. Матримониальное поведение населения. Тенденции брачности в России и в мире. Концепция Второго демографического перехода и брачность. Брачность, разводимость, овдовение. Повторные браки, регистрируемые и нерегистрируемые браки. Исторические типы брачности. Современные тенденции брачности. Политика в области брачности и разводимости.
  • Старение населения
    Факторы изменений возрастной структуры. Влияние возрастно-половой структуры на демографические и политические процессы. Демографические волны и их демографические и социально-экономические последствия. Старость и демографическое старение. Последствия демографического старения и адаптация общества к старению населения.
  • Смертность. Эпидемиологический переход.
    Система показателей смертности. Причины смерти и международная классификация болезней. Смертность и здоровье, самоохранительное поведение. Историческая эволюция смертности. Теория эпидемиологического перехода. Современные тенденции смертности. Политика по снижению смертности.
  • Международные миграции
    Типология миграционных процессов. Статистика и измерение миграции, проблемы международных сопоставлений. Основные источники статистической информации о миграции населения. Тенденции международной миграции. Миграция и рынок труда, нелегальная миграция.
  • Миграционные процессы в России
    Отличия внутренней миграции от международной. Масштабы и структурные характеристики международной и внутренней миграции в России. Миграция как фактор динамики населения регионов России. Основные центры притяжения внутренних мигрантов в России. Миграционная политика. Политика в области внутренней миграции.
  • Демографическая и миграционная политика.
    Цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики. Опыт проведения демографической политики в развитых и развивающихся странах. Демографическая политика в СССР и России. Основные документы, регулирующие демографическую и миграционную политику. Региональная демографическая и миграционная политика.
  • Электоральная демография.
    Особенности электорального поведения различных социально-демографических групп населения. Взаимовлияние демографических и политических процессов в различных странах. Использование социально-демографических знаний в электоральном процессе. Программы политических партий в области народонаселения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее письменное задание
    В письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными, научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Объем работы с рисунками и таблицами – около 12-15 страниц, 12 кеглем, интервал полуторный (около 1,5-2 тысяч слов). В зависимости от эпидемиологической обстановки сдача письменной работы может быть допустима только в электронном виде на платформе LMS (в заранее запланированных проектах к учебному курсу до установленного срока сдачи работы), либо на эл. почту преподавателя (после установленного срока сдачи работы с понижением балла за нарушение установленного срока сдачи работы).
  • неблокирующий Мини-контрольные работы
    Для текущего контроля усвоения материала на семинарах проводятся мини-контрольные работы (продолжительностью около 10 минут). Мини-контрольные на семинарах выполняются самостоятельно, студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы. Тематика предстоящей мини-контрольной работы в обязательном порядке оговаривается на предыдущем семинаре (задается домашнее задание по чтению и анализу демографического текста, лекционных и семинарских материалов, просмотру видеоматериалов). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов и иных материалов во время написания мини-тестов запрещается. В зависимости от эпидемиологической обстановки данный элемент контроля может быть проведен онлайн, на платформах Zoom, LMS и их аналогах
  • неблокирующий Экзамен
    Во время экзамена (письменной итоговой контрольной работы) студенту предоставляется задание (аналогичное демонстрационному варианту), которое необходимо выполнить в письменном виде. Во время экзамена (письменной итоговой контрольной работы) студентам запрещено использовать вспомогательные материалы, пользоваться электронными гаджетами, интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере/телефоне). Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий, аналогичных демонстрационному варианту. В зависимости от эпидемиологической обстановки контрольная работа может быть проведена на платформах Zoom и LMS, ссылка на подключение к видеоконференции будет выслана студентам на групповую почту или иным способом не позднее чем за сутки до проведения. К платформам проведения экзамена необходимо подключиться за 10 минут до назначенного времени для того, чтобы провести проверку и настройки подключения. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие стационарного компьютера или ноутбука с видеокамерой и микрофоном. Для участия в контрольной работе студент обязан: пройти идентификацию личности (предъявить паспорт или студенческий билет), подключить камеру и микрофон, показать рабочий стол (черновики, калькулятор) и комнату, далее - все время находиться в кадре по пояс. Во время экзамена студенту предоставляется доступ к заданию (аналогичное демонстрационному варианту), которое необходимо выполнить в письменном виде. Во время экзамена студент должен следовать указаниям экзаменаторов, контролирующих по видеосвязи самостоятельность решения заданий. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру и микрофон, покидать кадр, использовать вспомогательные материалы, пользоваться интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, пользоваться мобильным телефоном, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере). Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий, при технических ограничениях со стороны студента - допустимо использование резервной платформы видеоконференций по согласованию с преподавателем (MS Teams, Skype).
  • неблокирующий Онлайн-курс "Демография"
    Прохождение онлайн-курса "Демография" на национальной платформе "Открытое образование".
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Для текущего контроля усвоения материала на семинарах проводится аудиторная работа. К ней относятся групповые тематические дискуссии, решение демографических задач, проекты, дебаты и иные формы групповой и индивидуальной работы и т.п. Тематика аудиторной работы составляется с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. В зависимости от эпидемиологической обстановки данный элемент контроля может быть проведен онлайн, на платформах Zoom, LMS и их аналогах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    25% - домашняя работа, 25% - мини-контрольные работы, 34% - экзамен, 1% - онлайн-курс, 15% - аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Steve H. Murdock. (2019). Applied Demography : An Introduction To Basic Concepts, Methods, And Data. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240026
  • АНАТОЛИЙ ВИШНЕВСКИЙ, ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ, & СЕРГЕЙ ТИМОНИ. (2016). Смертность От Болезней Системы Кровообращения И Продолжительность Жизни В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.90E7C672
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kreager, P. (2002). Political Demography, Demographic Engineering. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.80CC2DDF
  • Алексей Евгеньевич Щур. (2019). Города-миллионники на карте смертности России. Демографическое Обозрение, (4), 66. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i4.8663
  • Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. Демографическое Обозрение, (1), 64. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007