• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психологический практикум: Экспериментальная и прикладная психофизиология

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Практикум знакомит студентов с основными практическими приложениями психофизиологии - биологической обратной связью и аппаратной детекцией лжи. Также студенты получают знания части психофизиологического инструментария: регистрация и анализ ЭЭГ и ВП
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Практикум: Экспериментальная и прикладная психофизиология» являются: дать студентам представления о возможностях и способах применения психофизиологических на практике; ознакомить студентов с методикой проведения психофизиологического эксперимента.В результате освоения дисциплины студентдолжен:обладать навыками регистрации активностиобладать навыками записи биопотенциалов и оценок параметров электроэнцефалограммызнать теории инструментальной детекции лжи и принципы обработки полиграмм,знать основные области применения процедур биологической обратной связи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты умеют пользоваться полиграфом и воспроизводят базовые методики детекции лжи
  • Студенты умеют регистрировать ЭЭГ, воспроизводят базовые особенности обработки ЭЭГ и ВП
  • Студенты умеют работать с прибором биологической обратной связи, воспроизводят базовые особенности проведения БОС-тренингов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Биологическая обратная связь
    История зарождения метода. БОС-терапия, психотерапия, медикаментозное лечение –сравнительный анализ. Нейрофизиологические механизмы БОС. БОС-альфа-тренинг, БОС-SMR-терапия. БОС-бета-тренинг. Процедуры управления тонусом мышц. Тренинг по кожно-гальванической реакции. Процедуры тренинга по показателям кровообращения. Метод игровогобиоуправления. Биоуправлениев терапии головных болей. Электроэнцефалографический тренинг при синдроме дефицита внимания. Нейрофидбэк при тиннитусе. Профилактика стресса методами биологической обратной связи. Профилактика усталости средcтвами БОС. Применение биологической обратной связи для коррекции страхов и фобий. Применение биологической обратной связи для коррекции нарушений сна. Применение биологической обратной связи для общего повышения эффективности деятельности. Знакомство с аппаратными комплексами проведения биологической обратной связи и тренинги по показателям вегетативной нервной
  • Инструментальная детекция лжи
    Принципы и специфика организации процедуры проверки с помощью полиграфа. Особенности методологии полиграфных испытаний. Типы вопросов. Правила формулировки вопросов. Понятие полиграммы, особенности ее интерпретации. Типология графиков: дыхания, КГР, сердечной активности. Навыки работы с полиграфом «Эпос». Основные функциональные характеристики прибора. Алгоритм оценки эмоциональной напряженности. Методики тестирования. Методика виновных знаний. Методика контрольных вопросов. Полиграмма тестирования.
  • Регистрация и обработка ЭЭГ и ВП
    сновные характеристики ЭЭГ. Артефакты записи ЭЭГ. Ритмы ЭЭГ, их значение. Вызванные потенциалы (ВП), классификация ВП. Методы обработки и анализа ЭЭГ и ВП. Спектральный анализ и картирование. Запись ЭЭГ в состоянии покоя с закрытыми, открытыми глазами и при различныхфункциональных пробах, запись ВП
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.18 * Аудиторная + 0.24 * Домашнее задание + 0.18 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Keil, A., Debener, S., Gratton, G., Junghöfer, M., Kappenman, E. S., Luck, S. J., … Yee, C. M. (2014). Committee report: Publication guidelines and recommendations for studies using electroencephalography and magnetoencephalography. Psychophysiology, 51(1), 1–21. https://doi.org/10.1111/psyp.12147
  • Picton, T. W., Bentin, S., Berg, P., Donchin, E., Hillyard, S. A., Johnson, R., Jr, … Taylor, M. J. (2000). Guidelines for using human event-related potentials to study cognition: recording standards and publication criteria. Psychophysiology, 37(2), 127–152. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=10731765
  • Pivik, R. T., Broughton, R. J., Coppola, R., Davidson, R. J., Fox, N., & Nuwer, M. R. (1993). Guidelines for the recording and quantitative analysis of electroencephalographic activity in research contexts. Psychophysiology, 30(6), 547–558. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=8248447
  • Putnam, L. E., Johnson, R., Jr, & Roth, W. T. (1992). Guidelines for reducing the risk of disease transmission in the psychophysiology laboratory. SPR Ad Hoc Committee on the Prevention of Disease Transmission. Psychophysiology, 29(2), 127–141. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=1635955
  • Striefel, S. (2008). The Case for Clinical Practice Guidelines for Neurofeedback and General Biofeedback. Biofeedback, 36(4), 121–125. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=36806210
  • Психофизиология : учебник для вузов, Гринченко, Ю. В., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Farwell, L. A., & Donchin, E. (1991). The truth will out: interrogative polygraphy (“lie detection”) with event-related brain potentials. Psychophysiology, 28(5), 531–547. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=1758929