• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теории и модели современной социальной психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Агадуллина Елена Рафиковна, Прусова Ирина Сергеевна, Сариева Ирена Ремаевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Теории и модели современной социальной психологии" направлен на то, чтобы сформировать у слушателей представления о развитии и логике построения теорий и моделей в социальной психологии, а также прогностических возможностях различных социально-психологических подходов. В рамках курса студенты познакомятся с тем, как разные теории объясняют социальное поведение и представления людей, как различные положения теорий взаимодействуют друг с другом в объяснении социальной реальности. В результате освоения данного курса у слушателя сформируется навык комплексного анализа сложных социальных явлений с точки зрения различных социально-психологических теорий и моделей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о развитии и логике построения теорий и моделей в социальной психологии;
  • формирование навыков комплексного анализа сложных социальных явлений с точки зрения различных социально-психологических теорий и моделей;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает особенности развития социальной психологии на современном этапе
  • Осознает преемственность социально-психологических идей
  • Осознает прогностические возможности различных социально-психологических теорий и моделей
  • Анализирует достоинства и недостатки различных социально-психологических теорий и моделей
  • Способен анализировать сложные социальные явления с использованием различных теорий и моделей
  • Определяет и различает типы и особенности социального взаимодействия с точки зрения социально-психологических теорий
  • Умеет ориентироваться и дифференцировать уровни объяснения социального взаимодействия с точки зрения социально-психологических теорий
  • Определяет и различает особенности формирование поведения человека с точки зрения социально-психологических теорий
  • Умеет ориентироваться и дифференцировать уровни объяснения поведения человека с точки зрения социально-психологических теорий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теории в социальной психологии.
    Источники формирования социальных теорий (философия, социология, экономика). Первые социально-психологические теории (поведение масс, социальные инстинкты). Методологические подходы и теории среднего ранга. Первый кризис социальной психологии: предпосылки и последствия. Второй кризис “воспроизводимости”: роль в формировании новых теорий.
  • Теория социальной идентичности как базовая концепция современной социальной психологии
    Содержание и особенности теории социальной идентичности. Критический взгляд на социальную идентичность. Развитие идеи “социальной идентичности”: множественная идентичность и множественная категоризация. Теории межгрупповых отношений в контексте идеи о социальной идентичности.
  • Поведенческие теории в социальной психологии.
    Теория социального научения. Теория фокуса регуляции. Модель поведенческой само-регуляции. Теория саморегуляции (самоконтроля). Теория самоверификации. Теория запланированного поведения. Теория идентификации действия.
  • Когнитивные теории в социальной психологии.
    Теория доступности как связующее звено между когнитивной и социальной психологией. Идея доступности информации в разных социально-психологических моделях. Теории двойных процессов и их роль в изменении представлений о поведении человека.
  • Теории социального взаимодействия
    Теория потребности принадлежности. Теория взаимозависимости. Социометрическая теория. Теория привязанности. Теория равенства в отношениях. Теория инвестиций в отношениях. Теория коммунальных и отношений обмена. Теория кооперации и конкуренции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дебаты
  • неблокирующий Кейс
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Дебаты + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Кейс + 0.25 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gergen, K. J. (1978). Experimentation in social psychology: A reappraisal. European Journal of Social Psychology, 8(4), 507–527. https://doi.org/10.1002/ejsp.2420080407
  • Lange, P. A. M. V., Kruglanski, A. W., & Higgins, E. T. (2013). Handbook of Theories of Social Psychology : Collection: Volumes 1 & 2 (Vol. [Enhanced Credo edition]). Los Angeles [California]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216048
  • Wojciech Świątkowski, & Benoît Dompnier. (2017). Replicability Crisis in Social Psychology: Looking at the Past to Find New Pathways for the Future. https://doi.org/10.5334/irsp.66

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Handbook of theories of social psychology. (2012). Sage Publications Inc. https://doi.org/10.4135/9781446249215