Магистратура
2020/2021
Основы проектирования пешеходной и велосипедной инфраструктуры
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Управление пространственным развитием городов)
Направление:
07.04.04. Градостроительство
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Авдеева Алёна Григорьевна,
Головенкина Мария Александровна,
Залесский Николай Владимирович,
Нифонтова Ксения Алексеевна,
Стонт Максим Анатольевич
Прогр. обучения:
Транспортное планирование
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В результате освоения дисциплины студент должен: ‒ понимать роль немоторизованных перемещений в обеспечении городской мобильности; ‒ знать основные критерии качества инфраструктуры для немоторизованных перемещений; ‒ уметь разрабатывать решения по размещению парковочных мест; ‒ уметь разрабатывать решения в области развития инфраструктуры для немоторизованных перемещений (микромобильности); ‒ понимать роль исследований в городских проектах по благоустройству пешеходных зон, понимать типы исследования и требованиях к ресурсам при проведении исследований.
Цель освоения дисциплины
- Целью дисциплины является формирование у студентов компетенций в области проектирования различных элементов городских пространств с целью обеспечения комфортных и безопасных условий для пешеходов, велосипедистов и прочих пользователей немоторизованного транспорта и участников дорожного движения.
Планируемые результаты обучения
- Знаком с ролью и важностью немоторизированных способов передвижения, понятием микромобильности. Оперирует терминологическим аппаратом.
- Понимает основные принципы проектирования пешеходных пространств. Оперирует терминологическим аппаратом.
- Понимает основные принципы проектирования пространств и инфраструктуры для маломобильных граждан. Оперирует терминологическим аппаратом.
- Знаком с концепциями взаимодействия пешеходов и транспорта, включая аспекты микромобильности. Оперирует терминологическим аппаратом.
- Знаком с типологиями и видами пространств, на которых организовано движение транспорта и пешеходов. Оперирует терминологическим аппаратом.
- Понимает принципы размещения парковочных лотов, учитывающие влияние на среду. Оперирует терминологическим аппаратом.
- Понимает принципы и цели формирования транспортно-пересадочных узлов, влияние сформированной среды на транспортное поведение. Оперирует терминологическим аппаратом.
- Владеет практическими приемами и понимает типологии общественных пространств. Оперирует терминологическим аппаратом.
- Понимает цели и принципы развития велосипедной инфраструктуры. Понимает типологию велосипедной инфраструктуры. Оперирует терминологическим аппаратом.
- Владеет практическими приемами проектирования велосипедных сетей, включая этапность. Оперирует терминологическим аппаратом.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Роль немоторизованных перемещений в транспортной системе города.История концепций места пешехода в городе. Современная классификация улиц. Взаимодействие пешеходов, автомобилистов, общественного транспорта в городе. Виды немоторизованных перемещений, виды персональных транспортных средств.
- Тема 2. Пешеходные перемещения.Принципы проектирования пешеходной инфраструктуры. Значение фасадного фронта и его восприятие. Виды уличной активности. Влияние качества пешеходной инфраструктуры на транспортное поведение.
- Тема 3. Принципы построения безбарьерной среды.МГН, категории МГН. Доступная/безбарьерная среда: концепция, нормативы, проблемы реализации. Проектирование и мониторинг.
- Тема 4. Концепции безопасности дорожного движения.История положения дел с безопасностью движения пешеходов и велосипедистов. Концепция Vision Zero. Исследования аварийности. Меры успокоения движения. Место и методы применения. Роль успокоения движения в снижении аварийности.
- Тема 5. Организация совместного движения пешеходов, транспорта, велосипедистов на городских улицах.Организация совмещенных пространств (shared space) и прочих типов совмещения движения транспорта общественного, автомобильного и немоторизованного. Концепция complete streets.
- Тема 6. Размещение парковочных мест.Проблема парковки. Парковочная политика и ее влияние на город. Парковочные нормативы. Методы размещения парковки в городской среде. Методы размещения парковки, их влияние на состояние и на восприятие среды.
- Тема 7. Роль дизайна в концепции застройки, ориентированной на общественный транспорт (TOD).Пешеходы и велосипедисты в рамках концепции TOD. Принципы проектирования транспортно-пересадочных узлов. Роль повышения качества среды в управлении спросом.
- Тема 8. Опыт трансформации улиц.Опыт Москвы и других городов. Структура взаимодействия между различными стейкхолдерами городских проектов по трансформации улиц. Влияние инфраструктуры для немоторизованных перемещений на транспортное поведение и на городскую экономику.
- Тема 9. Концепции развития велосипедного движения и велосипедной инфраструктуры.Задачи развития велосипедного движения. Роль велосипеда в городе. Другие персональные транспортные средства. Особенности средств новой мобильности. Стратегии развития велосипедной инфраструктуры в городах. Роль велосипеда в эмансипации женщин.
- Тема 10. Создание велосипедной инфраструктуры: практика.Типы и виды объектов линейной и точечной велосипедной инфраструктуры. Взаимодействие велосипедистов с другими участниками движения. Опыт построения велосетей. Опыт проведения политики развития велодвижения.
Элементы контроля
- работа на семинарах
- работа над Проектом 1
- Групповая презентация Проекта 1Вся группа студентов, выполняющая Проект 1, получает одну и ту же оценку за групповую презентацию
- Работа над Проектом 2
- Групповая презентация Проекта 2Вся группа студентов, выполняющая Проект 2, получает одну и ту же оценку за групповую презентацию.
- работа на семинарах
- работа над Проектом 1
- Групповая презентация Проекта 1Вся группа студентов, выполняющая Проект 1, получает одну и ту же оценку за групповую презентацию
- Работа над Проектом 2
- Групповая презентация Проекта 2Вся группа студентов, выполняющая Проект 2, получает одну и ту же оценку за групповую презентацию.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Групповая презентация Проекта 1 + 0.3 * Групповая презентация Проекта 2 + 0.1 * работа на семинарах + 0.2 * работа над Проектом 1 + 0.1 * Работа над Проектом 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gehl, J. (1998). Public Spaces, Public Life submitted by Royal Danish Academy of Fine Arts, Copenhagen [EDRA / Places Awards - Research]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt17q591xt
- National Association of City Transportation Officials. (2013). Urban Street Design Guide. Washington: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=660096
- National Association of City Transportation Officials. (2014). Urban Bikeway Design Guide, Second Edition (Vol. Second edition). New York: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806098
- National Association of City Transportation Officials. (2015). Global Street Design Guide. [Place of publication not identified]: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1398236
- Ohland, G., & Dittmar, H. (2004). The New Transit Town : Best Practices In Transit-Oriented Development. Washington, DC: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=164143
- Shoup, D. C. (2017). The High Cost of Free Parking : Updated Edition (Vol. Updated edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1620064
Рекомендуемая дополнительная литература
- Walker, J. (2012). Human Transit : How Clearer Thinking About Public Transit Can Enrich Our Communities and Our Lives. Washington, DC: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=411021