Бакалавриат
2020/2021
Политическая антропология
Статус:
Курс по выбору (Политология)
Направление:
41.03.04. Политология
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Щавелев Алексей Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
«Политическая антропология» Курс рассчитан на ознакомление студентов с современными политико-антропологическими концепциями, разработанными в рамках дисциплины классификациями (типологиями) политических и социальных систем и базового терминологического аппарата (метаязыка). Предполагается освещение проблематики места политической антропологии в системе гуманитарного знания (соотношение с историей, этнографией, культурологией, политологией, социологией). Ставится задача прочтения и освоения студентами избранных работ (монографий и статей) ключевых отечественных и зарубежных авторов, разрабатывавших и использовавших методы и концепты политической антропологии. Основное внимание будет уделено тому, как политическая антропология поменяла подходы и исследовательские практики у историков и политологов к пониманию проблем политогенеза, феномена власти как таковой, исторических форм социальной стратификации, природы политического лидерства и, шире, всей типологии общественных систем, зафиксированных в истории человечества. Особое внимание будет уделено новому пониманию «государства» как особого типа «политии», а не единственно возможной форме политической организации сложных стратифицированных обществ. Предполагается демонстрация того, как именно политико-антропологические методы применяются при описании и анализе конкретных обществ Евразии древности, средневековья и раннего нового времени.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины «Политическая антропология» – формирование необходимых основных компетенций в областях: • понимание проблематики политической антропологии и ее основных концепций; • освоение терминологического и понятийного аппарата (метаязыка) политической антропологии; • приобретение навыков идентификации политико-антропологических тем (объектов исследования) в исторических источниках, исследовательской литературе, различных медиа-текстах и в наблюдаемой социокультурной действительности; • умение использовать политико-антропологические методы, сведения и понятия в профессиональной деятельности гуманитарного профиля, прежде всего в политологическом анализе; • усвоение основных фактов о появлении и исторической эволюции политий (политических систем) разных типов в различных регионах мира, освоение основных современных типологий общественно-политических систем и классификаций видов социальной стратификации.
Планируемые результаты обучения
- Понимание проблематики политической антропологии и ее основных концепций
- Освоение терминологического и понятийного аппарата (метаязыка) политической антропологии
- Умение использовать политико-антропологические методы, сведения и понятия в профессиональной деятельности гуманитарного профиля, прежде всего в политологическом анализе
- Приобретение навыков идентификации политико-антропологических тем (объектов исследования) в исторических источниках, исследовательской литературе, различных медиа-текстах и в наблюдаемой социокультурной действительности
- Усвоение основных фактов о появлении и исторической эволюции политий (политических систем) разных типов в различных регионах мира, освоение основных современных типологий общественно-политических систем и классификаций видов социальной стратификации
Содержание учебной дисциплины
- Методы и понятийно-терминологический аппарат политической антропологии. Описание и анализ отдельных политий и их типов Древности и СредневековьяСовременная политическая антропология: генезис, предмет, основные понятия, проблемы, методы. Место политической антропологии в системе социогуманитарного знания (соотношение с историей, филологией, традиционной этнографией, политологией, культурологией, социологией, психологией, физической антропологией). «Антропологический поворот» в социальных и гуманитарных науках XX в. «Классики» политической и социальной антропологии. Эволюционизм и неоэволюционизм – теоретическая основа современной политической антропологии. Линейно-ветвящееся и нелинейное (бифуркативное) в эволюции политических систем и социокультурных общностей. Историко-антропологические подходы и теории власти и социальной стратификации. Принципы организации и изменений общностей и политий с точки зрения неоэволюционизма. Исследовательские программы Мортона Фрида, Элмана Р. Сервиса, Райнхарда Венскуса, Вальтера Поля, Д. М. Бондаренко, А. В. Коротаева, Н. Н. Крадина. Эволюционная антропология о социобиологических предпосылках феномена власти и социального неравенства. Агрессия, кооперация и коммуникация у приматов и человека. Альтернативность форм организации у высших приматов: «деспотические» и «демократические» сообщества. Древнейшие формы идентичности, социальной организации и власти у вида Homo sapiens sapiens. Сообщества фораджеров (охотники, собиратели, рыболовы). Акефальные социумы и степени эгалитаризма общества. Институты и формы власти доисторического (первобытного) общества. Политэкономия каменного века. «Неолитическая революция» («городская революция», «революция вторичных продуктов», «управленческая революция вождеств») и складывание обществ и социально-политических систем нового типа. Общности и типы идентичностей в архаическом обществе. Вождество и племя. Как вожди приходят к власти? Процесс и механизмы вырастания надлокальных политических и социальных институтов. Проблемы описания и анализа процессов раннего политогенеза. «Эпоха металлических технологий». Первичные цивилизации и их периферия. Исследовательская программа Брюса Триггера. Формы политической организации обществ древности. Проблема условий появление первичных государств. Формирование и эволюция ранних государств. Концепция «раннего государства». Складывание региональных политий. Проблема стадиальной и типологической универсальности государства (вопрос об альтернативах и аналогах государства). Ключевые признаки государства как политической модели (системы). Проблемы описания и анализа процессов стейтогенеза. «Прагматическая теория» государства Аврелия Августина (Афра, Блаженного) из Гиппона-Регия (354–430 гг.). Политические системы периодов классической Античности и первого миллениума Новой эры (resp. Поздняя Античность или Раннее Средневековье). Ключевые политии Евразии I – XI вв. Обзор политических моделей крупнейших цивилизаций I – начала II тысячелетия н. э. в Евразии. Крупнейшие этно-лингво-культурные общности (римляне, ромеи, арабы, франки, славяне, тюрки и др.) и самые масштабные политии, сложившиеся в разных макрорегионах Евразии. Пост-римская Европа и социополитичнеская «феодальная»» мутация цивилизации Средневекового Запада XI столетия. Феномен номадизма в мега-структуре Евразии и политические системы в кочевом мире Евразии. История и особенности древних и средневековых политий, сложившихся на территории будущей России, включая «политию Рюриковичей» (Русь). Империя Чингисхана и эпоха «монгольской глобализации». «Пороховые империи» и становление Московской Руси. Формирование государств современного типа и «мир-системы Модерна». Архаические политические и социокультурные модели в современном мире: «архаический синдром» в социуме, «failed-state», трайбализм, организованная преступность и силовое предпринимательство, коррупция и непотизм, номенклатура, харизматическое лидерство и авторитаризм, религиозно-мистическое (конспирологическое) восприятие политической действительности.
- Чтение переводов классических политических текстов древних и средневековых авторов (на примере римско-византийской традиции политической мысли)Проблема складывания и эволюции институтов государства на примере римско-ромейской общества (цивилизации) c I по X вв. (От Римской империи к Империи ромеев – Византии). История трансформаций политической, социальной и идеологической систем Римской империи. Кризисы Римского общества и их преодоление. Римская и ромейская типы идентичностей. Римская периферия и формирование вторичных политий (лимитрофов). Римская и византийская идеологии власти. Чтение классических и поздних римских, а также ромейских (византийских) политических текстов позволяет, с одной стороны, проанализировать идеи политической мысли, которые родились в перформативной для современной европейской теории власти интеллектуальной историко-философской традиции. С другой стороны, – позволяет проследить эволюцию взглядов на политику и власть в течение тысячелетия на примере трех авторов разного времени, но одинаково сочетавших опыт участия в практической политике и исключительную эрудицию в теории власти. И с третьей – на наглядных примерах увидеть универсальные принципы функционирования политических систем, характерные, как для «доиндустриальных» («архаичных»), так и для модерных (современных) обществ.
Элементы контроля
- ЭссеЭссе является основной формой проверки самостоятельной работы студента. Представление эссе, соответствующего указанным преподавателем требованиям, является обязательным условием допуска к экзамену. Студент допускается к экзамену с любой оценкой за эссе от 1 до 10 баллов. Даже, если студент получил низкую оценку за эссе, к экзамену он имеет возможность проанализировать замечания преподавателя, дополнительно проконсультироваться с преподавателем и на экзамене в ходе устного собеседования провести экспресс-работу над своими ошибками. Эссе представляет собой самостоятельно подготовленное оригинальное сочинение объемом не менее 8 тыс. и не более 10 тыс. знаков на тему, предложенную преподавателем в рамках проблематики изучаемой дисциплины. Эссе должно быть посвящено анализу текста древнего или средневекового автора из списка, предложенного преподавателем. Адекватность содержания и объема текста эссе поставленному вопросу оценивается преподавателем. Срок сдачи этой письменной работы – до последнего семинарского занятия курса включительно. Срок сдачи задолженностей – до последнего дня накануне экзамена включительно, с возможным снижением оценки при отсутствии уважительных причин задолженности. Особое значение эссе, выраженное в повышенном коэффициенте оценки и обязательности его сдачи перед экзаменом обусловлено тем, что аналитическая письменная работа выявляет качество самостоятельной работы студента с историко-политическим текстом. Задачей курса является обучение студента умению произвести самостоятельную «антропологическую» интерпретацию текста. Наконец, в условиях дистанционного обучения эссе является оптимальной формой проверки знаний и для студента, и для преподавателя. Формулирование возможных тем эссе – одна из форм работы студентов на семинаре. Освоение студентами навыка формулирования темы исследования будет производится на семинарах (при корректирующем участии преподавателя) и самостоятельно (при возможности дистанционного консультирования преподавателем). В итоге каждый студент сможет выбрать один из трех текстов-источников и сформировать «антропологическую» тему для своего эссе. Тема по желанию студента могут быть согласована с преподавателем. Эссе пишется в формате моделирования историко-антропологического исследования текста. Этот «имитационно-игровой» формат работы студента не требует знания и реферирования историографии исследований текста, а тем более написания компиляции с пересказом работ исследователей-предшественников и комментаторов текста. В задачу студента входит формулирование «своей» узкой конкретной, по мере возможности – оригинальной, политико-антропологической темы и выборки всех известий по этой теме. Интерпретация текста студентом оценивается по логике его аргументации и оригинальности его выводов. Насколько эти выводы правильны и соответствуют принятым учеными интерпретациям текста, является вторичным дополнительным критерием оценивания. Образцовые темы эссе: «Численность групп заговорщиков в “Жизни двенадцати цезарей” Гая Светония Транквилла», «Рабы и слуги в “Тайной истории” Прокопия Кесарийского», «Политическая символика одежды в “Об управлении империей” Константина VII Багрянородного». Один текст объемом не менее 8 000 и не более 10 000 знаков, в котором проанализирован тест-текст, представленный преподавателем. Срок сдачи работ – до последнего семинарского занятия курса включительно. Срок сдачи задолженностей по работе – до последнего дня накануне экзамена включительно, с возможным снижением оценки при отсутствии уважительных причин задолженности.
- Работа на семинарахСамостоятельное чтение текстов древних и средневековых авторов и чтение специальной политико-антропологической литературы по заданию преподавателя. Умение самостоятельно комментировать тест-тексты и интерпретировать их при помощи методов и терминологии, почерпнутых из специальной политико-антропологической литературы.
- ЭкзаменБеседа по выполненному эссе и прослушанным лекциям. По итогам беседы происходит выставление экзаменационной оценки, отражающей адекватность владения проблематикой политической антропологии, а также адекватность понимания темы эссе и текста, которому это эссе посвящено. Выставление итоговой оценки за курс.