• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Теория организации и организационное поведение

Статус: Курс адаптационный (Аналитик деловой разведки)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Горбенко Ольга Олеговна
Прогр. обучения: Аналитик деловой разведки
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

С учетом того, что студенты магистратуры могут быть с разными профилями высшего образования первой ступени, дисциплина поможет им понять роль и место организации в современном менеджменте, понять структуру среды предприятия, особенности организационного поведения компании в современном динамичном бизнесе. Студенты должны рассмотреть организацию как заказчика исследований, так и как объект исследований со стороны других участников рынка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение ключевых теоретических оснований дисциплины
  • Отработка практических навыков дисциплины
  • Ориентация в понятийном и онтологическом поле дисциплины
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формулировать понятие организации и перечислять уровни организационной структуры и типы организационной культуры
  • аргументировать собственные тезисы с приведением доказательств и использованием профессиональной терминологии в устной, письменной и наглядно-демонстративной форме
  • организовывать эффективные формы межличностной коммуникации в целях проведения анализа кейсов с применением моделей курса, участия в дискуссиях и решения предлагаемых задач на семинарах
  • описывать факторы внутренней и внешней среды для конкретной организации и объяснять их влияние на организационную структуру
  • интерпретировать и оценивать результаты личностного опросника MBTI
  • выявлять сходства и различия феноменов лидерства и власти в организации с опорой на пройденные теории и концепции
  • выявлять групповые роли, виды, средства и барьеры коммуникации, а также источники конфликта и способы их преодоления для заданной организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и сущность организации.
    Определение организации. Структура организации. Типы организаций: вертикальная организационная структура, департаментализация, способы горизонтальной координации. Управленческая проблема. Факторы, влияющие на организационную структуру. Управление изменениями и инновациями. Периоды нестабильности и современные условия бизнеса. Новые продукты и технологии. Изменения в культуре и людях. Модель плановых организационных изменений.
  • Тема 2. Теория организации в системе наук.
    Теория организации в системе наук. Основные функции менеджмента: планирование, организация, лидерство, контроль. Менеджмент и организация. Организации как открытые системы. Конфигурация, роль и место организаций. Эволюция теории организации. Современное конструирование организаций. Уровни анализа.
  • Тема 3. Внутренняя среда организации. Организационная структура.
    Элементы внутреннего строения организации. Технологии производства и бизнеса. Основная производственная технология организации. Технология сервисной организации и непрофильных подразделений. Технологическая взаимосвязь подразделений: типы, структурные приоритеты, структурные следствия. Информационные системы для принятия решений: организационные системы, модель контроля по обратной связи, системы административного управления, сбалансированный протокол. Информационные технологии и конструирование организаций.
  • Тема 4. Внутренняя среда организации. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры.
    Размеры организации: воздействие роста и дилемма большого размера. Жизненный цикл организации и динамика его стадий. Организационная бюрократия и контроль, вопросы размеров и структуры бюрократического аппарата. Организация временных систем для обеспечения гибкости и инноваций. Стратегии контроля: бюрократический, рыночный и клановый. Упадок и сокращение размеров организации. Определение причин упадка, модель стадий упадка. Сокращение размеров.
  • Тема 5. Внешняя среда организации.
    Поле деятельности организации: оперативная окружающая среда, общая окружающая среда, международные условия. Неопределенность окружающей среды и адаптация к ней организации. Должности и подразделения, буферные и пограничные зоны, дифференциация и интеграция, планирование, прогнозирование и ответственность. Взаимосвязи организаций. Межорганизационные связи. Зависимость от ресурсов. Стратегии выживания. Конкурентные стратегии Портера. Бизнес и государство.
  • Тема 6. Организационное развитие.
    Организационная культура и этические ценности. Адаптированная культура, культура миссии, клановая культура, бюрократическая культура. Культура и организационные субкультуры. Этические ценности в организациях. Источники этических ценностей: личная этика, организационная культура, организационные системы, внешние стейкхолдеры. Инновации и изменения. Изменения технологии, новые продукты и услуги. Изменения стратегии и структуры. Стратегии реализации изменений. Процессы принятия решений. Обучающаяся организация. Ситуационные рамки и условия принятия решений. Ошибки при принятии решений и обучение.
  • Тема 7. Введение в организационное поведение.
    Определение организационного поведения. Факторы, определяющие эффективность организации. Три уровня организационного поведения. Организационное поведение и управление. Вызовы внешней среды: проблемы и возможности современных организаций. История организационного поведения: Ф. Тейлор и научный менеджмент, Хоторнские эксперименты, теория X и теория Y.
  • Тема 8. Личность организации: индивидуальные различия.
    Личность индивида: врожденное и приобретенное. Большая пятерка личностных факторов. Личностные черты, влияющие на поведение индивидов в организации. Управление способностями сотрудников: от отбора при приеме на работу до тренингов.
  • Тема 9. Личность организации: ценности, установки, эмоции и восприятие.
    Организационные и личностные ценности. Эмоции на рабочем месте. Удовлетворенность работой: определение, детерминанты, теории и влияние на организацию. Приверженность организации и организационное поведение. Субъективность восприятия. Ошибки восприятия. Теория атрибуции.
  • Тема 10. Работа и безработица. Трудовая мотивация.
    Природа и функциональное значение работы и безработицы. Исследования безработицы. Причины безработицы. Реакция на безработицу. Безработица среди молодежи и женщин. Понятие трудовой мотивации, внешняя и внутренняя мотивация. Теории мотивации: пирамида А. Маслоу, теория равенства, теория ожиданий, теория постановки целей. Справедливость в организации. Значение оплаты труда для работника. Системы оплаты труда.
  • Тема 11. Организационная культура.
    Понятие организационной культуры. Теория организационной культуры Э. Шейна. Факторы, определяющие организационную культуру. Социализация в организации. Поддержание и развитие организационной культуры. Организационная культура современных компаний.
  • Тема 12. Группы в организации. Командная работа.
    Виды групп в организации. Характеристики группы и влияние групповой работы на индивида. Групповые роли, правила и нормы. Конформность и девиантное поведение в группе. Соответствие групповых и организационных целей. Групповая социализация. Группа и команда. Социальная леность как препятствие к командной работе. Три формы взаимозависимости на работе. Влияние групповой сплоченности на результаты групповой работы.
  • Тема 13. Лидерство и управление.
    Лидерство: определение и природа феномена. Лидерство и руководство. Ранние теории лидерства: теория черт, стили лидерства, ситуационный подход к лидерству. Современный взгляд на лидерство: трансформационное лидерство и расширение полномочий сотрудников. Лидерство на разных уровнях организации.
  • Тема 14. Коммуникация и конфликты в организации.
    Коммуникация в организации: виды и коммуникационные сети. Структура коммуникативного процесса. Барьеры эффективной коммуникации и способы их преодоления. Направления коммуникационных потоков. Средства коммуникации в организации. Источники конфликтов на рабочем месте. Способы решения конфликтов и их предотвращения. Стратегии и стили конфликтного взаимодействия. Способы управления организацией с помощью управляемых конфликтов.
  • Тема 15. Власть и влияние в организации. Процесс переговоров.
    Источники индивидуальной власти. Источники власти отделов и департаментов. Организационная политика и использование власти. Процесс переговоров: подготовка, техники убеждения, работа с возражениями. Техники коммуникации в процессе переговоров: невербальная коммуникация, активное слушание и обратная связь.
  • Тема 16. Психологические феномены в организации. Культурные аспекты управления персоналом.
    Психологический контракт. Стресс на рабочем месте: источники и стратегии совладания с ним. Текучесть кадров, отсутствие без уважительной причины и опоздания. Вовлеченность в работу и трудоголизм. Баланс между личной жизнью и работой. Исследования различий российских и западных сотрудников. Особенности управления российскими компаниями. Психологические барьеры для предпринимательства в России.
  • Тема 17. Институционально базовые основы отношений в организации. Влияние социальной макросреды на формирование организационного поведения.
    Стратегия, структура и эффективность организации. Единство стратегии, цели, миссии и оперативной деятельности компании. Организационная культура и этические ценности. Внутренняя среда и элементы конструирования открытой системы. Социальные основы экономических действий. Социальные связи участников рынка. Общественное сознание и культура. Социальная и глобальная стратификация. Традиционные социальные институты. Коллективное поведение и социальные движения. Общественные институты и социальные изменения. Глобализация. Влияние новых информационных технологий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Взаимооценка студентов
  • неблокирующий Домашних задания
    Количество домашних заданий определяется в зависимости от уровня знаний студентов и прогресса на занятиях. Общий вес оценок за ДЗ (минимум 2 шт) составляет 0,35 от общей оценки за курс, соответственно, вес оценки за каждое ДЗ определяется в зависимости от их количества.
  • неблокирующий Итоговый проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * Взаимооценка студентов + 0.35 * Домашнее задание + 0.5 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Чалдини, Р. Психология влияния : учебное пособие / Р. Чалдини. - 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01033-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055321 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055321

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кадровая безопасность компании : учеб. пособие / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. – 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/23580. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924774
  • Коргова М. А. - МЕНЕДЖМЕНТ. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 197с. - ISBN: 978-5-534-12330-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-upravlenie-organizaciey-447359
  • Фролов Ю. В. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 116с. - ISBN: 978-5-534-09522-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-i-organizacionnoe-povedenie-metodologiya-organizacii-437775