• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Сторителлинг в разных медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Баженова-Сорокина Александра Дмитриевна
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Сторителлинг в разных медиа» студенты изучают основные принципы комментирования художественного текста с точки зрения нарратологии, основные методики анализа прозаического текста с целью работы над собственными текстами, основной круг классических западных и российских работ по нарратологии и теории литературы. По итогу слушатели курса должны уметь выявлять в художественном тексте структуру и рассуждать об основных её особенностях, о Осмыслять художественные произведения с точки зрения нарратологии, устно обсуждать и письменно анализировать художественные тексты. Текущий контроль включает в себя участие в дискуссиях, написание эссе. Курс завершается итоговой работой-эссе по курсу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с базовыми понятиями теории литературы.
  • Сравнение западной и русской литературоведческой мысли по ключевым аспектам нарратологии.
  • Освоение литературоведческих приёмов для проработки художественных текстов и использования их в творчестве.
  • Освоение навыков историко-литературного комментирования художественного текста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ориентирование в ключевых терминах нарратологии, базовые знания по истории дициплины, понимание вариантов типологии текстов в нарратологии.
  • умение вычленять повествовательные инстанции в художественном тексте, понимание роли абстрактного автора и абстрактного читателя в художественном произведении. Анализ точек зрения и способов характеризации повествователя и персонажей в произведении.
  • осмысление вариантов организации времени и пространства в нарративе, знакомство с бахтинской теорией хронотопа и другими подходами к изучению времени и пространства.
  • знакомство с понятием нарратива в драматургии.
  • понимание процессов, параллельно идущих в литературе, комиксе и кино в последние десятилетия. Осмысление не связанных с сюжетом и с генерацией текста элементов повествования. Анализ ритма художественного произведения, в том числе прозаического.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятийный аппарат нарратологии
    1. Введение. Знакомство со студентами, обсуждение целей и программы курса. Основные понятия нарратологии: текст, виды текста, нарратив, нарратор, событие. 2. Реальность и художественная условность. Мимесис и фактуальность; фикциональность и фиктивность. Внешняя реальность и понятие жанра. Реальность в разных литературных жанрах и в разных направлениях. Эстетичность как свойство художественного текста. Тексты для разбора: Марсель Пруст. Письма. [1896-1921]. Перевод с французского Георгия Зингера. Г Л А С Н О С Т Ь. Москва. 2002. Марсель Пруст. Обретённое время. М, Амфора, 2006. Критическая литература: Жерар Женетт. Фикциональное и фактуальное повествование //Ж. Женетт. Фигуры (в 2-х томах): М., Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Monika Fludernik. Realism // M.Fludernik. An introduction to narratology. Routledge, 2009. 3. Типы художественных текстов. Типы текстов: повествование, описание, аргумент. Жанр, художественное направление и «художественный модус»: героика, трагика, готика и другие. Текст для разбора: Иэн Макьюэн «Стоп кадр» (Ian McEwan. The comfort of strangers). Критическая литература: Northrop Frye. Anatomy of criticism. Prinston, Prinston University Press, 1997. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  • От автора к читателю
    Автор, герой, читатель. Повествовательные инстанции. Писатель и автор, виды автора в художественном тексте, виды нарратора, автор и нарратор. Точка зрения и фокальность. Текст нарратора и текст героя. Урок 1 – М. Де Сервантес «Дон Кихот», Часть Первая (главы 1-4). Москва, Эксмо: Библиотека Всемирной Литературы, 2010. По Э.А. Чёрный кот // По Э.А. Полное собрание сочинений в одном томе. Москва, Альфа-книга, 2017. Урок 2 – Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Москва, Нигма, 2014. Урок 3. Набоков. «Другие берега» (отрывок), Б.Пастернак «Марбург». Критическая литература: Rasley, Alicia. The Power of Point of View: Make Your Story Come to Life. Writer’s Digest Book, 2008. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. М., 2000
  • Сюжет и образ в повествовании
    1. Время и пространство в нарративе: фабула и сюжет, хронотоп, мифопоэтика. Понятие времени и пространства в художественном произведении. Фабула и сюжет, замедлители и ускорители сюжета, клиффхэнгеры. Хронотоп в литературе нового времени. Миф и сказка, мифопоэтическое пространство. Урок 1. Амброуз Бирс. «Случай на мосту через совиный ручей» // Бирс А. Страж мертвеца. Москва, Эксмо, 2010 Урок 2 Миф и символ. – Рульфо Х. Педро Парамо // Рульфо Х. Педро Парамо. Равнина в огне. Москва, Corpus, 2009. Теннисон Альфред. Улисс // Теннисон Альфред. Волшебница Шалотт. Москва, Текст, 2007. Урок 3 - Литературная сказка. — Козлов С. Правда, мы будем всегда? Москва, Мещеряков ИД, 2015. Критическая литература: Бахтин М. Эпос и роман. Москва, Academia, 2000. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Москва, Прогресс : Культура, 1995. 2. Художественный образ, символ, лейтмотив. Понятие художественного образа. Образ и символ в художественном произведении. Система мотивов и лейтмотивов в модернистских текстах. Тексты для разбора: T.S.Eliot “Lovesong of J.Alfred Prufrock” // T.S.Eliot. Waste land and other poems. Modern Library Classics, 2003. А.П.Чехов «Чайка» // Чехов А.П. Чайка. Три сестры. Вишневый сад. Москва, Эксмо, 2017 (серия Библиотека всемирной литературы). «Гражданин Кейн» («Citizen Kane», реж. Орсон Уэллс, 1941).
  • Нарративный театр
    Понятия нарратива в драматургии, повествование и действие. Современный нарративный театр. Вербатим. Тексты для разбора: Олби М. “Кто боится Вирджинии Вулф”
  • Повествование за пределами сюжета
    1.Смех в повествовании Смех: юмор, ирония, абсурд, сатира и другое. Ирония как диалог автора и читателя. Способы создания смешной ситуации. Виды смеха. Тексты для разбора: Джованни Боккаччо. Декамерон (День Первый). Москва, Эксмо, 2015 (серия “Библиотека Всемирной Литературы”), Хармс Д. Случаи // Хармс Д. Случаи и Вещи. Москва, Азбука, 2016. Критическая литература. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и карнавально-смеховая культура. Москва, Эксмо, 2000. Booth, Wayne C. “A Rhetoric of Irony”. University of Chicago Press, 1975. Бергсон А. Смех. Москва, Искусство, 1992. 2. Текст в тексте. От пародии до метаромана. Понятия «текст в тексте», интертекст, гипертекст и метатекст. Тексты для разбора: В.Сорокин. «Настя» (отрывок), Moore Alan, Eddie Campbell. From Hell(отрывок). Top Shelf Productions, 2004. Критическая литература: Alter R., Partial magic. The novel as a self-conscious genre. California Press, 1979. Лотман Ю.М. Текст в тексте. Статьи по семиотике и топологии культуры. Талинн, Александра, 1997. Зусева-Озкан В.Б. Поэтика метаромана. Москва, РГГУ, 2012. Пискунова С.И. От Пушкина до Пушкинского дома. Москва, Языки славянской культуры, 2013. 3. Язык и ритм повествования. Стиль как политика автора. Ритм повествования и ритмическая проза. Способы создания ритма на уровне предложения и на уровне текста. Содержание и стиль в художественном тексте. Традиция, канон, состояние пост-модерна. Тексты для разбора: Андрей Белый, Петербург (отрывок). Москва, Наука, 1981. , Т.Толстая, Кысь (отрывок). Москва, АСТ, 2017. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (отрывок) Критическая литература: Гиршман М.М.. Ритм художественной прозы. Москва: Советский писатель, 1982.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий участие в дискуссии
    Активное участие, лучшие вопросы и ответы (продуманные и аргументированные) оцениваются +
  • неблокирующий Эссе
    Написание эссе в 3-4 тыс.знаков по выбранной теме + Peer review (коллегиальная оценка)
  • неблокирующий Итоговая работа-эссе
    Эссе в 4-5 тыс. знаков +peer review Проверка и оценка результатов – в течение десяти рабочих дней
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.45 * Итоговая работа-эссе + 0.2 * участие в дискуссии + 0.35 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Томашевский Б.В. - Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 334с. - ISBN: 978-5-9765-3575-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119092