• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Черты личности: теории и исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Черты являются одним из центральных конструктов современной психологии личности. Курс решает две задачи: (1) обсуждение общих вопросов психологии черт. В этой связи мы рассмотрим то, как развиваются исследования структуры черт - с отдельным акцентом на разнообразии структурных моделей. Кроме этого, мы рассмотрим то, как черты (пытаются) найти свои корни в биологическом субстрате личности, и то, как они реализуются в различных жизненных контекстах. Отдельное место займет обсуждение методов изучения и измерения черт. (2) Обсуждение практических вопросов психологии черт. В этой связи мы обсудим результаты исследований черт в различных прикладных контекстах - патологии личности и психопатологии в целом, поведения здорового (больного) человека, личности в организации и в учебе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов углубленных знаний о принципах исследования черт личности
  • Овладение студентами методами исследования черт личности
  • Формирование знаний о современных теориях черт личности
  • Формирование знаний и представлений о биологических и социально-средовых предпосылках черт личности
  • Формирование знаний о связях черт личности с различными поведенческими феноменами
  • Формирование знаний о номологических сетях черт личности, их связей с различными психологическими феноменами
  • Формирование знаний о методах психологической диагностики черт
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает принципы исследования черт личности
  • Знает содержание современных теорий черт личности
  • Владеет методами исследования и диагностики черт личности
  • Знает содержание пятифакторной модели черт и модели Большой Пятерки
  • Знает траекторию развития пятифакторной модели черт
  • Знает содержание современных теорий черт, отличных от пятифакторной модели и "Большой Пятерки"
  • Знает принципы лексического подхода к изучению черт личности
  • Знает вклад факторного анализа в развитие современных теорий черт
  • Понимает принципы и результаты исследований темперамента и личности ребенка
  • Знает основные результаты исследования черт личности животных
  • Знает принципы и основные результаты психогенетических исследований черт личности
  • Знает принципы и основные результаты нейронаучных исследований черт личности
  • Знает основные результаты исследований черт личности в организационной и индустриальной психологии
  • Знает основные результаты исследования черт личности в психологии здоровья
  • Знает принципы и основные результаты исследования нарушения черт личности
  • Знает принципы и основные результаты исследований стабильности/изменчивости черт личности
  • Знает основные результаты исследований половых различия и специфики черт личности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теории черт: Причины и следствия возникновения
    Диспозициональная психология: история вопроса и понятие черты. Личность в трактовке Г. Олпорта. Г. Мюррей: потребности в контексте черт. Определения черты (Alloprt, 1937; Wiggins, 1973). Свойства черт (Paunonen & Hong, 2015). Возникновение лексической гипотезы (Baumgartner, 1933; Allport & Odbert, 1936). Модель классификации Р. Кэттела. Э. Норман и "Большая Пятерка". (Голдберг). Иерархическая модель классификаций Г. Айзенка. (Не)согласованность моделей Кэттела и Айзенка. Пересмотр Кеттела: Коста и МакКре. Пятифакторная модель и пятифакторная теория.
  • Методы
    Измерение черт: объективные, отчетные (само- и экспертные), проективные методы. Проблема согласованности результатов. Согласованность самоотчетов и экспертных оценок черт (Rohrer et al., 2018). Черты как «предиктор поведения». Многофакторные подходы с использованием факторного/кластерного анализов. Ранний этап (Р. Кэттелл, Г. Айзенк). Пятифакторная модель (Goldberg, 1993; McCrae & Costa, 1985).
  • Современные структурные модели черт: Большая Пятерка и FFM
    Появление пятифакторной модели (Fiske, 1947; Tupes & Christal, 1961; Norman, 1963). “Большая Пятерка» (Goldberg, 1981). Пятифакторная модель (McCrae & Costa, 1985). Пятифакторная теория: постулаты и критика (McCrae & Costa, 1996, 2013). «Базовые тенденции» и «характерные адаптации». Модели высшего порядка. Критика интеркорреляций факторов Большой Пятерки. Двухфакторные модели (Digman; DeYoung). Общий фактор личности (Musek, 2007; Rushton et al., 2009). Тавтологичность черт (Hogan) и попытки функциональных определений черт (DeYoung, 2010). Аспекты (фасеты): почему менее разработаны, чем «основные черты»? Модель Косты и МакКре (1992). Модель ДеЯнга (2007, 2015). Модель Сото и Джона (2017). Кросс-культурный статус пятифакторной модели (De Raad, 2000; Schmitt, Allik, McCrae, & Benet-Martinez, 2007). Альтернативные разработки в рамках пятифакторного решения. «Новая Большая Пятерка» (McAdams & Pals, 2006). Whole Trait Theory (Fleeson & Jayawickreme, 2015). Кибернетическая теория Большой Пятерки (DeYoung, 2015) и интегральное исследование индивидуальности (Мерлин, 1986). «Альтернативная пятерка» (Zuckerman, 2011). Рефлексивные характерные адаптации (Щебетенко, 2015, 2017; Shchebetenko, 2016).
  • Современные структурные модели черт: Альтернативные решения.
    Черты: личность или темперамент? Трехфакторная модель Tellegen. Модель Р. Клонингера. HEXACO. Круговая модель (Leary, 1957; Wiggins, 1979). Теория чувствительности к подкреплению (Gray, 1970; Gray & McNaughton, 2000) и ее диагностика (BIS/BAS Scale; Вопросник чувствительности к наказанию и награде). «Темная триада». Альтернативные теории черт. Когнитивно-адаптивная теория (Matthews, 2018). Сетевая модель личности (Cramer et al., 2012). Таксономии ситуаций (DIAMONDS). Социогеномная модель черт (Roberts & Jackson, 2008; Roberts, 2018).
  • Лексический подход
    Глоссарий личности. Использование повседневного языка с научными целями. Обобщение больших списков личностных свойств. "Поведение или связи между словами?" История вопроса. Античность. Современная психология. Ранний немецкий период. Олпорт и Одберт. Кеттелл. От переменных к факторам (кластерам). "Стабильные черты" Нормана. Таксономия Голдберга. Пересмотр Кеттелла: Коста и МакКре. От NEO+2 к пятифакторной теории. Возвращение таксономий в Европу, немецкий и голландский проекты. Славянские исследования. Итальянский, испанский, французский, греческий, хинди. За пределами индо-европейских языков. Венгерский, турецкий, иврит, тагалог, корейский, китайский. Использование различных лингвистических единиц (прилагательные, существительные, глаголы). Расширительное изучение личности (внешний вид, установки, роли, отношения с другими, "социальные эффекты"). Лексический модели, альтернативные Большой Пятерке: 2, 3, 6 (HEXACO и модель Сосье), 7. Подход etic. Перевод FFPI, NEO-PI-R, BFI. Подход emic. Emic-etic (Cheung et al., 2011).
  • Роль факторного анализа в теории черт
    Эксплораторный факторный анализ. "Нетеоретический подход, основанный на данных". Ротация, ортогональная, облическая и целевая. Конфирматорный факторный анализ, его допущения и ограничения при изучении черт. Эксплораторное структурное линейное моделирование. Использование ФА на ранних этапах (Cattell, Guilford). "Слишком много факторов - не проблема" и 16-факторная модель. Приближение к пятифакторной модели (1960-е). "Расцвет" (1980-е). Эволюция Косты и МакКре. Наступление эры CFA (1990-е). Проблемы с CFA и попытки отказа. Преимущества CFA. ESEM как компромисс. Иерархическая структура черт и роль ФА. "Общий фактор личности" и его критика. Аспекты ("фасеты"). Конвергенция нормальной и патологической структур личности. Использование эксплораторного факторного анализа для конвергенции. Сохраняющиеся проблемы с конвергенцией (структура и биполярность черты). Контроль фактора Оценки. Структура ментальных нарушений и черт личности. Пятифакторная модель и факторы психопатологии. Сетевой анализ и факторный анализ.
  • Черты личности ребенка и темперамент
    Сравнение двух конструктов. "The Little Five". Построение моделей личности ребенка, нисходящий и восходящие подходы. Гавайские данные Дигмана, повторный анализ Голдберга. California Child Q-set (CCQ; Block & Block, 1980). Джон с соавт: активность и раздражительность. Van Lieshout & Haselager (1994): "зависимость". "Без ориентации на Большую Пятерку": построение моделей "с нуля" (Kohnstamm et al., 1998; Mervielde, 1994). Тесты детских таксономий (The Hier­archical Personality Inventory for Children [Mervielde et al., 2009]; The Inventory for Childhood Individual Differences [Deal et al., 2007; Halverson et al., 2003]). Soto & John (2014): The Little Six. Специфика черт Большой Пятерки в детстве. Остающиеся трудности в изучении личности ребенка: в каком каком возрасте "появляются" черты? Проблема оценки информатора. Способность ребенка делать отчет. Межметодная и кросс-культурная валидация. Модели темперамента (Thomas & Chess; Buss & Plomin; Rothbart)
  • Черты личности животных
    Исторические предпосылки. Критика, "закат" и "ренессанс" исследований. Время открытий. Вклад пятифакторной модели. Идентификация видовых структур черт. Черты и аспекты. Выход за пределы поведения. Вклад исследований животных в пятифакторную модель.
  • Психогенетика черт личности
    Психогенетика (behavioral genetics). Биометрическое моделирование. Близнецовые исследования. Модель ACE(D). Факторы наследуемости и среды. Допущения и ограничения близнецового метода. Психогенетика пятифакторной модели. Одномерные, многомерные и лонгитюдные близнецовые исследования. Типы многомерных моделей: декомпозиция Шолески, модель независимых путей, модель общих путей. Исследования с усыновлением и расширенные семейные исследования. Молекулярная генетика личности. Анализ генов-кандидатов. Анализ связей. Полногеномные ассоциации.
  • Нейронаука черт личности
    Методологические вопросы. Нейробиологические методы. Сеть пассивного режима работы мозга (the default mode network). Проблемы исследований в нейронауке личности: низкая статистическая мощность. План экстремальной группы как метод увеличения мощности. Большая вероятность ошибки II рода, большое число повторных статистических тестов, разнообразие методов как проблема. Экстраверсия. Роль дофамина. Аспекты wanting and liking в экстраверсии и дофамин. Feedback-related negativity в ЭЭГ. Мозговая система награды. sMRI и экстраверсия: вентромедиальный префронтальный кортекс. Функциональная коннективность и экстраверсия. Нейротизм и отвращение к неопределенности. Роль серотонина и норадреналина. Системы регуляции стресса. Нейротизм, миндалина и гиппокамп. Нейротизм и коннективность. Открытость и дофамин. Открытость и сеть пассивного режима. Интегрированность белого вещества во фронтальном кортексте. Добросовестность и префронтальный кортекс. Функциональная коннективность. Веретенообразная извилина и добросовестность. Доброжелательность и сеть пассивного режима. Отзеркаливание, доброжелательность и эмпатия. Эмпатия и sMRI. Вежливость как регуляция эмоций. Доброжелательность и серотонин. Тестостерон и окситоцин.
  • Черты личности в организационной психологии
    Отбор персонала. Этапы развития исследований: оптимизм-скептицизм-оптимизм-скептицизм. Современная критика связи черт личности с профессиональной успешностью. Способы увеличения размера эффекта (надежность, оценки наблюдателя, контекстуализация черты). Профессиональные установки сотрудников, мотивация и поведение. Удовлетворенность работой, приверженность организации, рабочая мотивация. Лидерство: Претендентство и эффективность, вклад черт. Двухфакторная модель лидерства: инициация структуры и забота. Команды. Командная композиция черт. Удовлетворенность командой и командная работа. Предпринимательство. Предприниматели и менеджеры. Предпринимательские намерения.
  • Здоровье и черты личности
    Физическое здоровье. Самооценочное здоровье. Продолжительность жизни. Ментальное здоровье и благополучие. Когнитивное функционирование. Социальные компетенции и продуктивное функционирование. Причины и механизмы связи личности и здоровья.
  • Нарушения личности и черты
    Применимость пятифакторной модели к нарушениям личности. Секция III DSM-5 и пятифакторная модель. Открытость опыту и психотизм (DSM-5). Биполярность дезадаптивной структуры личности. Дезадаптивная добросовестность. Дезадаптивная доброжелательность. Черты личности и клиническая психопатология. Депрессивные расстройства Модель подверженности. Модель общей причины. Модель шрама/осложнений. Модель спектра. Биполярные расстройства. Тревожные расстройства. Обсессивно-компульсивные расстройства. Травматические/стрессовые расстройства. Шизофрения и психотические расстройства. Пищевые и наркотические расстройства.
  • Развитие и стабильность личности в онтогенезе
    Гетеротипичная и монотипичная стабильность/изменчивость. Лонгитюдные проекты изменений личности. Критика лонгитюдов применительно к чертам (Roberts et al., 2017). Изменения средних значений черт. Принцип взросления. Дифференциальная стабильность/изменчивость. Механизмы развития личности. Изменения черт под воздействием: софт-терапия, фармакологические воздействия. Неклинические воздействия на черты. Объяснения причин изменчивости черт. Возможность краткосрочных изменений в чертах. TESSERA (Wrzus & Roberts, 2017). Социогеномная модель черт личности (Roberts & Jackson, 2008).
  • Половые различия в личности
    История изучения пола и черт личности. Тесты маскулинности/феминности. Активность и коммунальность. Теории гендера: биологические, эволюционная, теория поло-ролевой социализации, теория социальных ролей, теория статуса, конструктивистские теории. Половые различия в чертах, взаимодействие с возрастом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится онлайн.
  • неблокирующий Тест-экзамен
    Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ. Сырые значения числа правильных ответов переводятся в стены. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. Тест-экзамен проводится онлайн с использованием платформы kahoot.
  • неблокирующий Семинар-конференция
    Проводится онлайн.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Семинар-конференция + 0.3 * Тест-экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Handbook of personality : theory and research, John, O. P., 2008
  • Matthews, G., Deary, I. J., & Whiteman, M. C. (2009). Personality Traits: Vol. 3rd ed. Cambridge University Press.
  • Zuckerman, M. (2011). Personality Science : Three Approaches and Their Applications to the Causes and Treatment of Depression. American Psychological Association.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anthony D. Hermann, Amy B. Brunell, & Joshua D. Foster. (2018). Handbook of Trait Narcissism : Key Advances, Research Methods, and Controversies. Springer.
  • Comprehensive handbook of psychological assessment. Vol.2: Personality assessment, Hilsenroth, M. J., 2004
  • Corr, P. J. (2008). The Reinforcement Sensitivity Theory of Personality. Cambridge University Press.
  • Costa, P. T., & Widiger, T. A. (2013). Personality Disorders and the Five-factor Model of Personality: Vol. Third edition. American Psychological Association.
  • Handbook of personality development, Mroczek, D. K., 2006
  • Handbook of psychology. Vol.9: Health psychology, Weiner, I. B., 2013
  • Handbook of research methods in personality psychology, Robins, R. W., 2007
  • Health psychology, Anisman, H., 2016
  • Implicit measures for social and personality psychology, Rudman, L. A., 2011
  • Interpersonal networks in organizations : cognition, personality, dynamics, and culture, Kilduff, M., Krackhardt, D., 2008
  • Jennifer Vonk, Alexander Weiss, & Stan A. Kuczaj. (2017). Personality in Nonhuman Animals. Springer.
  • Lyons, M. (2019). The Dark Triad of Personality : Narcissism, Machiavellianism, and Psychopathy in Everyday Life. Academic Press.
  • Madden, G. J., & Bickel, W. K. (2010). Impulsivity: The Behavioral and Neurological Science of Discounting.
  • Musek, J. (2017). The General Factor of Personality. Academic Press.
  • Personality and work : reconsidering the role of personality in organizations, Barrick, M. R., 2003
  • Personality theories : an introduction, Engler, B., 2014
  • Personality, individual differences and intelligence, Maltby, J., Day, L., 2017
  • Perspectives on personality, Carver, C. S., Scheier, M. F., 2012
  • Scale construction and psychometrics for social and personality psychology, Furr, R. M., 2011
  • Specht, J. (2017). Personality Development Across the Lifespan. Academic Press.
  • Structural equation modeling for social and personality psychology, Hoyle, R. H., 2011
  • The Big Five Personality Factors. (2000). Hogrefe Publishing.
  • The entrepreneurial personality : a social construction, Chell, E., 2008
  • The psychology of individual differences. Vol.2: Personality, Boyle, G. J., 2004
  • The reinforcement sensitivity theory of personality, Corr, P. J., 2008
  • Theories of personality : understanding persons, Cloninger, S. C., 2009
  • Theories of personality, Feist, J., Feist, G. J., 2009
  • Theories of personality, Ryckman, R. M., 2013