• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История экономических учений

Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  Экономическая история  Микроэкономика  Макроэкономика  Философия Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:  владеть базовыми понятиями микро- и макроэкономики;  иметь представление об основных этапах развития экономики и типах экономических систем;  иметь представление об основах философии науки;  иметь навыки грамотного и логичного построения устной и письменной речи. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке курсовых работ и ВКР. В 4 модуле 2019/2020 уч.года занятия будут проходить в режиме онлайн через ZOOM.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширение профессионального и общего интеллектуального кругозора студентов, формирование культуры критического мышления, способности к обобщению и анализу профессиональной информации
  • формирование у студентов представлений о факторах и условиях развития экономических знаний, закономерностях эволюции и смены основных школ в экономической науке, общественной роли экономической теории
  • овладение знаниями о структуре и современном состоянии экономико-теоретического знания, философских, идеологических и этических предпосылках экономических теорий, возможностях междисциплинарного взаимодействия в области социальных и гуманитарных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает социальные условия и культурный контекст формирования экономики как науки, факторы и основные этапы развития экономических знаний, специфику экономической мысли в докапиталистических обществах
  • Знает основные понятия, сформированные в рамках классической и марксистской политической экономии, их влияние на последующее развитие экономической науки и практики, понимает их философские, идеологические и этические предпосылки, способен распознавать и критически оценивать особенности и области применения соответствующих теоретических идей и экономико-политических установок.
  • Знает основные типологические различия в структуре экономического знания, условия и причины научных революций в истории экономической мысли, прослеживает взаимосвязи между философскими предпосылками, теоретическими концепциями и практическими задачами экономической науки, понимает роль междисциплинарных связей в развитии экономической мысли; знает идейные истоки и предпосылки современной микроэкономики.
  • Знает основные стадии развития отечественной экономической мысли, ее международные взаимосвязи и вклад ее ведущих представителей в мировую экономическую науку; понимает специфику советского периода в истории отечественной экономической науки.
  • Знает основные направления и тенденции эволюции современной экономической мысли, понимает исторические истоки ее разнообразия и разделения на мейнстрим и альтернативные течения; способен распознавать и критически оценивать предпосылки различных экономических теорий, их сильные и слабые стороны, сферу применимости. Знает условия и факторы формирования ведущих современных направлений экономической теории: макроэкономики, эконометрики, поведенческой и институциональной экономики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предыстория экономической науки
    Экономическая мысль в контексте истории хозяйства, общества и науки. Структура курса. Предмет истории экономической мысли. Происхождение термина «экономия»: «Ойкономия» Ксенофонта; Аристотель о соотношении «экономии» и «хрематистики»; богатство: средство или цель? Трансформация понятия «политическая экономия» в XIX в. Эволюция предметной области экономической науки в конце XIX и XX вв. Античные представления о рациональном хозяйствовании; хозяйственное благо и основания его оценки; христианское вероучение о «справедливой цены», деньгах, и ссудном проценте. Меркантилистская экономическая мысль. Первые денежные теории: Н. Орем, Ж. Боден. Формирование национальных государств и спрос на новые экономические идеи: ранний и поздний меркантилизм, камералистика; доктрина торгового баланса (Т. Ман); богатство нации и внутренний спрос (Д. Дефо); роль государства. Судьба меркантилистских идей. Эпоха Просвещения и формирование экономической науки. Идея «невидимой руки» как политическая и экономическая доктрина. Развитие капитализма и споры о роли государства. Трудовая теория собственности Дж. Локка и парадоксы Б. Мандевиля.
  • Классическая политическая экономия и марксизм
    Альтернативные проекты научного экономического знания: У. Петти, Дж. Ло, Р. Кантильон. «Очерк о природе коммерции» Р. Кантильона – первое систематическое изложение проблем политической экономии (теория «трех рент», классовое деление общества). Ф. Кенэ и теоретическая система физиократов: земля как источник приращения богатства, теория капитала, понятия «чистого продукта», «Экономическая таблица» как начало теории воспроизводства. А. Смит: философ и экономист. Критика «меркантильной системы» и экономико-политические установки. Экономическая теория А. Смита. Факторы роста богатства; разделение труда и границы рынка; бережливость. Теория стоимости. Труд как источник и «действительная мера» богатства. Потребительная и меновая стоимость; «труд затраченный» и «труд располагаемый»; меновая стоимость и «естественная цена». Действительная и номинальная цена товаров; проблема стоимостного измерения вещественного богатства; производительный и непроизводительный труд. Виды доходов. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Относительные уровни заработной платы. Доход с капитала: соотношение прибыли и процента; разграничение валового и чистого дохода общества: возмещение капитала и стоимость продукта («догма Смита»). Теория капитала: запасы и виды капитала, деньги как запас, ссудный и действительный капитал. Интересы общественных классов и их связь с динамикой общественного богатства. Парадокс денежных теорий в классической школе. Д. Юм о роли денег. «Закон Сэя» и споры о природе кризисов перепроизводства (Т. Мальтус и С. де Сисмонди). Денежная теория Смита. Доктрина «реальных векселей» и ее критика Г. Торнтоном; узкая и широкая трактовка денег. Прямой и косвенный механизмы влияния денежной массы. Спор «денежной» и «банковской» школ о механизмах регулирования денежного обращения. Развитие классической политической экономии после Смита. Каноническая версия классической политэкономии: Д.Рикардо и Д.С.Милль; Рикардо о стоимости, ренте и тенденции развития капитализма; «эффект Рикардо». Исторические и интеллектуальные предпосылки марксизма. Политическая экономия Маркса как критическая теория, концепция отчуждения труда. Теория исторического материализма, понятия производительных сил и производственных отношений. Марксизм после Маркса: влияние в рабочем движении и обществоведении, марксизм в России. Современные споры о марксизме. Структура и логика “Капитала”. Теория стоимости и денег. Два фактора товара и принцип двойственности, стоимость и форма стоимости. Товар как общественное отношение в вещной оболочке; закон стоимости и «товарный фетишизм». Теория прибавочной стоимости и капитала. Всеобщая формула капитала и ее противоречия; товар рабочая сила, стоимость рабочей силы и заработная плата, прибавочный труд и прибавочная стоимость; постоянный и переменный капитал, норма прибавочной стоимости. Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости. Превращенные формы прибавочной стоимости; различия в строении капиталов и средняя норма прибыли, стоимость и цена производства. Теория воспроизводства и законы развития капитализма. «Проблема реализации» и схемы воспроизводства общественного продукта, критика «догмы Смита». Проблема рынков сбыта в споре о судьбах капитализма в России конца XIX в. Основы теории кризисов и циклов. Накопление капитала, технический прогресс и динамика органического строения капитала; закон тенденции средней нормы прибыли к понижению. Резервная армия труда, ее роль в процессе воспроизводства. Механизм возникновения кризисов, материальная основа цикличности. Воспроизводство производственных отношений и тенденции капиталистического накопления. Концентрация и централизация капиталов; разделение капитала-собственности от капитала-функции. Второй сценарий эволюции капитализма: вытеснение непосредственного труда из производства и превращение науки в непосредственную производительную силу.
  • Два канона в истории экономической науки, маржинализм и историческая школа
    Маржиналистская революция. Революции в экономической науке. Изменения в предмете и изменения в методе. Публикация книг Джевонса, Менгера и Вальраса как референтная точка маржиналистской революции. Предшественники маржинализма, Г.Г. Госсен и его законы. Различные гипотезы о причинах маржиналистской революции. Маржиналистская революция и формирование профессионального сообщества экономистов. Теория ценности: замена теории издержек на теорию предельной полезности. Подход маржиналистов в сравнении с классической школой. Основные направления маржинализма: австрийская, лозаннская и англо-американская школы. Австрийская школа и ее эволюция. Культурно - исторические условия формирования. Основные представители: К.Менгер, О.Бем-Баверк, Ф.Визер. Методологические особенности школы. Учение о благах, ценности и обмене Менгера. Теория альтернативных издержек и вменения Визера. Теория капитала и процента Бем-Баверка. Экономическая теория благосостояния. Общественное благо как философская, нравственная и экономическая проблема. Функции благосостояния и их смысл. Утилитаристский подход и теория благосостояния А. Пигу. Проблема межличностных соизмерений полезности. Последовательный индивидуализм и концепция оптимума Парето. Споры о принципах и формах вмешательства государства. Рыночный социализм как теоретическая проблема (А.Лернер, О.Ланге). Альтернатива Р. Коуза. Два канона в истории экономической науки. Фридрих Лист и «Национальная система политической экономии». «Старая» и «новая» исторические школы. «Спор о методах». Критика статического подхода классической школы и модели «экономического человека». Историко-этический подход «новой» исторической школы. Обоснование социал-реформизма. Распространение идей исторической школы и ее влияние на экономическую науку. Американский институционализм. Т. Веблен: критика маржинализма, понятие института, экономический эволюционизм, демонстративное потребление, противопоставление индустрии и бизнеса. Дж. Коммонс: правовая версия институционализма, понятие сделки (трансакции). Теории предпринимательства. Отсутствие места для предпринимательской прибыли в маржиналистской теории распределения доходов. Два подхода к проблеме предпринимательской прибыли: прибыль как факторный доход и как остаточный доход. Отождествление предпринимателя и капиталиста в английской классической политической экономии. Предпринимательская функция как несение бремени риска неопределенных доходов, как координация факторов производства; разграничение понятий риска и неопределенности у Ф. Найта и его теория прибыли. Теория предпринимательства и эволюции капитализма Шумпетера: кругооборот и новые комбинации; «созидательное разрушение» как нормальное функционирование капиталистической экономики.
  • Особенности развития русской экономической мысли
    Основные течения экономической мысли в России XIX в. Проблема выбора пути развития страны. Русская экономическая мысль рубежа XIX-XX вв., борьба различных политических течений и появление аналитических подходов: математическое направление, теория рынков и кризисов (Туган-Барановский), анализ экономического выбора в рамках крестьянского хозяйства (Чаянов). Радикальное течение в русской экономической мысли и возникновение экономических идей большевизма. Проблемы формирования большевистской экономической теории в первое десятилетие советского периода (1917–1927): идеологические догмы и вызовы экономической политики. Большевистское и небольшевистское направления в экономической мысли 1920-х гг. Экономические дискуссии 1920-х гг. в контексте развития экономической науки ХХ в. (проблемы конъюнктуры и экономического развития, планирования и управления, концепции Кондратьева, Базарова, Струмилина). Советская политическая экономия: попытки теоретического описания советской экономической модели и изменений в мировой экономике ХХ в. Развитие математической школы в советский период: (Л.В. Канторович, В.С. Немчинов и др.). Модели реформирования советской экономики 1980-х – нач. 90-х гг. Анализ переходной экономики.
  • Мейнстрим экономической науки ХХ в. и его эволюция
    Альфред Маршалл – завершитель маржиналистской системы и реформатор экономической науки. Преемственность и новаторство. Синтез рикардианской и маржиналистской теорий ценности. Установка на практичность экономической теории. Метод частичного равновесия. Эволюция и равновесие у Маршалла. Принцип непрерывности. Отношение к применению математики в экономической теории. Теория полезности и спроса. Теория издержек и предложения. Исследование рынков и отраслей: законы убывающей и возрастающей доходности. Эластичность и эффект отдачи от масштаба. Влияние фактора времени и типы равновесия. Понятие репрезентативной фирмы. Потребительский излишек и государственное вмешательство. Дж.М.Кейнс и его время. Макроэкономическое равновесие сквозь призму цен и количеств (от «Трактата о денежной реформе» к «Общей теории»). Временной аспект и проблема влияния денег на экономику (И.Фишер, К.Викселль). Деньги и неопределенность (понятия ex-ante и ex-post). Кейнс о взаимодействии рынков труда, денег, капитала. Практические выводы из теории Кейнса. Социальная философия, лежащая в основе теории Кейнса. Теория Кейнса глазами его сторонников и критиков (Дж.Хикс, Ф.Хайек, П.Самуэльсон, Э.Хансен). Неоклассический синтез: методологические, теоретические и идеологические основания и причины разрушения. Развитие и модификации теории Кейнса: неортодоксальное кейнсианство, посткейнсианство, теория финансовой хрупкости Х.Мински. Альтернативы кейнсианству: монетаризм и новая классика. Революция рациональных ожиданий и ее значение. Новый синтез. Роль и место моделей в современной экономической науке. Методологические вопросы в связи с процессом формализации экономической науки. Разнообразие современной экономической науки. Неизбежность различных исследовательских подходов. Мейнстрим и гетеродоксия. Изменения границ мейнстрима. Почему мейнстрим остается по преимуществу неоклассическим? Виды гетеродоксальных экономических теорий: классическая традиция в ХХ в.: неорикардианство и неомарксизм; эволюция австрийской школы в XX в.; неоавстрийская школа и неолиберализм; трансформация институционализма. Спор о методе между поведенческой экономикой и неоклассикой и вхождение поведенческой экономики в мейнстрим. Гомогенизация и гетерогенизация мейнстрима. Структура современной экономической науки по подходам и по отраслям. Связь между экономической наукой и экономической политикой.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценки за работу на семинарских занятиях
  • неблокирующий Оценки за мини-эссе
  • неблокирующий Оценка за реферат
    Темы рефератов объявляются не позднее, чем в последнюю неделю февраля. Готовые рефераты должны быть сданы преподавателю в распечатанном виде не позднее последнего апрельского занятия по данному курсу.
  • неблокирующий Оценка за экзамен
    Правила проведения экзамена по предмету «История экономических учений» 1.1 Экзамен проводится в устной форме на платформах ZOOM и TEAMS, в зависимости от группы. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до срока, указанного в графике проведения сессии, размещенном на сайте. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. 1.2 Экзаменационные сессии проходят с 25 по 27 июня 2020 года в соответствии с расписанием. Продолжительность одной сессии – не более 180 мин. 1.3 Студент обязан обеспечить необходимые условия для работы ZOOM или TEAMS, соответственно:(а) достаточный уровень освещенности;(б) низкий уровень шума; (в) отсутствие помех передаче видео и аудио сигнала (устойчивое интернет-соединение). 1.4 Студент обязан использовать для идентификации оригинал документа, удостоверяющего его личность – паспорт. 1.5 Во время экзамена студент не покидает зону видимости веб-камерой, не отключает микрофон и не снижает его уровень чувствительности к звуку. 1.6 Студент не имеет права: • привлекать помощь третьих лиц во время проведения экзамена. • предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам во время проведения экзамена. • вступать в разговоры с третьими лицами, использовать справочные материалы (книги, шпаргалки, записи в бумажном и электронном виде), любые гаджеты, дополнительные мониторы и компьютерную технику, кроме той, что непосредственно используется для экзамена, открывать вкладки браузера (Яндекс, Google и др.). 1.7 Студент соглашается с тем, что во время экзамена будет поводиться видеосъемка и аудиозапись экзамена; 1.8 Нарушение настоящих правил является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставлении оценки «неудовлетворительно» («0» по десятибалльной шкале), вне зависимости от того, использовались они на экзамене или нет. 1.9 Результаты аттестационных испытаний объявляются студентам после завершения всех экзаменационных сессий через корпоративную электронную почту, LMS, или иные средства передачи информации. 2. Порядок проведения экзамена 2.1 Студент заходит в конференцию Zoom или Teams, указанную в расписании, указывает свое имя и фамилию, как имя пользователя (предпочтительно кириллицей). 2.2 В указанное время экзаменатор объявляет о начале экзамена, знакомит студентов с правилами проведения экзамена и определяет порядок ответов студентов. Экзамен проходит в форме собеседования. 2.3 Экзаменатор приглашает первого студента. Студент подтверждает экзаменатору свою личность с помощью паспорта. По решению экзаменатора, остальные студенты ожидают приглашения в «комнате ожидания» (“Waiting room”, or “Lobby”). 2.4 Экзаменатор предлагает студенту выбрать один вопрос из скрытого списка и демонстрирует его формулировку. Студенту не разрешается покидать зону видимости видеокамеры с момента выбора вопроса вплоть до окончания собеседования! 2.5 Каждому студенту отводится 5 мин. на подготовку ответа. 2.6 По истечении времени на подготовку студент демонстрирует преподавателю через экран план ответа на полученный вопрос. В ходе беседы преподаватель может задавать дополнительные вопросы. Во время ответа студент должен смотреть в экран; во время экзамена (включая время подготовки к ответу) камера и микрофон студента должны быть. включены. 2.7 Экзамен заканчивается после ответа всех присутствующих студентов. 3. После экзамена Записи экзаменов сохраняются в НИУ ВШЭ на длительный срок и могут быть использованы при апелляции по правилам НИУ ВШЭ. 3.1 Резервный день В случае технического сбоя оборудования или отсутствия интернета во время проведения экзамена не по вине студента, допускается повторная сдача в резервный день. При возникновении сбоя студент должен незамедлительно, в день проведения экзамена, но не позднее 23:59 по московскому времени, проинформировать учебный офис о невозможности продолжать экзамен. При подтверждении случая технического сбоя не по вине студента, допускается сдача экзамена в резервный день.
  • неблокирующий Доклад на семинаре с презентацией
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Доклад на семинаре с презентацией + 0.25 * Оценка за реферат + 0.3 * Оценка за экзамен + 0.1 * Оценки за мини-эссе + 0.25 * Оценки за работу на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономическая теория в историческом развитии: взгляд из Франции и России : монография / под общ. ред. А.Г. Худокормова, А. Лапидюса. — Москва : ИНФРА-М, 2018. - 668 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://new.znanium.com]. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/19426. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/961958

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История экономического анализа. Т.1: ., Шумпетер Й., 2001
  • История экономического анализа. Т.2: ., Шумпетер Й., 2001
  • История экономического анализа. Т.3: ., Шумпетер Й., 2001