• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Китай)

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Юркевич Александр Геннадьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Китай)» относится к вариативной части профессионального цикла. В результате ее изучения у студентов должны сформироваться универсальные и профессиональные компетенции, позволяющие успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующие социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. В частности, в области научно-исследовательской деятельности – аргументированно доказывать научные версии истории религиозно-философских традиций Китая, описывать и объяснять роль религиозно-философских традиций в социально-политическом и культурном развитии Китая, определять значимость религиозно-философских традиций для социально-культурной и политической жизни современного Китая, интерпретировать факты из области истории религиозно-философских традиций Китая, оценивать предлагаемые специалистами решения проблем терминологии, доктринальной и институциональной эволюции религиозно-философских традиций Китая, использовать эти решения в процессе участия в индивидуальных и коллективных научных исследованиях, предполагающих анализ соответствующей проблематики; в области экспертно-аналитической деятельности – использовать предлагаемые специалистами по религиозно-философским традициям Китая решения и результаты собственного анализа для осуществления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, а также имеющих отношение к современной культурной и религиозной ситуации в Китае; в области практической и организационно-управленческой деятельности – использовать анализ материалов об истории и современном состоянии религий и философских традиций в Китае для подготовки учебных программ, научно-популярных лекций и изданий, организации и модерирования дискуссий. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Введение в специальность (востоковедение и африканистика); Всеобщая история; История восточных цивилизаций; История изучаемого региона; Культура и искусство изучаемого региона; Логика; Научно-исследовательский семинар; Философия; Цифровая грамотность. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Защита выпускной квалификационной работы; Литература изучаемого региона; Подготовка выпускной квалификационной работы; Социальные и политические институты изучаемого региона.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения учебной дисциплины «Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Китай)» является формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области научно-исследовательской деятельности – аргументированно доказывать научные версии истории религиозно-философских традиций Китая, описывать и объяснять роль религиозно-философских традиций в социально-политическом и культурном развитии Китая, определять значимость религиозно-философских традиций для социально-культурной и политической жизни современного Китая, интерпретировать факты из области истории религиозно-философских традиций Китая, оценивать предлагаемые специалистами решения проблем терминологии, доктринальной и институциональной эволюции религиозно-философских традиций Китая, использовать эти решения в процессе участия в индивидуальных и коллективных научных исследованиях, предполагающих анализ соответствующей проблематики; - в области экспертно-аналитической деятельности – использовать предлагаемые специалистами по религиозно-философским традициям Китая решения и результаты собственного анализа для осуществления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, а также имеющих отношение к современной культурной и религиозной ситуации в Китае; - в области практической и организационно-управленческой деятельности – использовать анализ материалов об истории и современном состоянии религий и философских традиций в Китае для подготовки учебных программ, научно-популярных лекций и изданий, организации и модерирования дискуссий.
  • В результате изучения дисциплины студент должен: - объяснять общие принципы и закономерности эволюции религиозно-философских традиций в Китае, отличать доктринальные и институциональные принципы и закономерности китайских религиозных и философских систем от принципов и закономерностей, присущих развитию религии и философии в других культурах и цивилизациях; - различать общее и особенное в историческом развитии религиозно-философских традиций в Китае; - использовать общие принципы и методы историко-философского анализа для изучения китайских текстов по соответствующей тематике.
  • В результате изучения дисциплины студент должен: - объяснять общие принципы и закономерности эволюции религиозно-философских традиций в Китае, отличать доктринальные и институциональные принципы и закономерности китайских религиозных и философских систем от принципов и закономерностей, присущих развитию религии и философии в других культурах и цивилизациях; - различать общее и особенное в историческом развитии религиозно-философских традиций в Китае; - использовать общие принципы и методы историко-философского анализа для изучения китайских текстов по соответствующей тематике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю. Описывает, объясняет и сравнивает определения феномена религии, наиболее известные классификации религий.
  • ПРО. Описывает, объясняет и сравнивает определения мифологии и философии, основные виды взаимодействий между мифологией, религией и философией.
  • Описывает известные науке археологические находки, свидетельствующие о религиозных представлениях и особенностях неолитических культур на территории Китая, культур ранней бронзы и первой культуры развитой бронзы; сопоставляет данные археологии и древнекитайских письменных памятников; описывает общественное устройство иньцев, определяет специфику их культуры, выделяет культурные представления, получившие дальнейшее развитие.
  • Описывает религиозные представления и культурные тенденции эпохи Чжоу и периода первых китайских империй, объясняет закономерности и особенности этих представлений и тенденций.
  • Описывает основные способы постановки и решения проблемы самосовершенствования человека в традиционном Китае, объясняет особенности этих способов, сравнивает эти особенности со спецификой систем самосовершенствования в христианской традиции.
  • Описывает имеющиеся в китайской традиции сведения о биографии Конфуция и раннем конфуцианстве, объясняет особенности социальных и культурных страт, к которым принадлежал Конфуций, мотивы его философствования и основные идеи, его роль и место в китайской мысли и культуре.
  • Описывает основные принципы и идеи Мэн-цзы и Сюнь-цзы, объясняет происхождение этих идей, характер их влияния на развитие конфуцианской мысли.
  • Описывает основные принципы и идеи древнекитайских философских школ мо цзя и мин цзя, объясняет мотивы их философствования, их роль в древнекитайской мысли и последующем развитии китайской культуры.
  • Описывает основные принципы и идеи раннего даосизма, древнекитайских философских школ цзунхэн цзя, цза цзя, бин цзя, иньян цзя, объясняет мотивы их философствования, их роль в древнекитайской мысли и последующем развитии китайской культуры.
  • Описывает влияние даосизма на становление философии китайского легизма, специфику легистской общественно-политической мысли, ее проблематику, показывает ее влияние на историю китайского общества, на принципы традиционной китайской государственности.
  • Описывает содержание и основные принципы реформы конфуцианства в эпоху Хань, их связь с изменениями в государственной системе, с приоритетами имперской политики; объясняет культурных процессов, зародившихся в эпоху Хань, с созданием системы канонических текстов.
  • Описывает процесс институциализации даосизма, его организационного и доктринального оформления в религиозную систему, объясняет связь этой системы с китайским обществом и культурой.
  • Описывает структуру и основное содержание «Чжоу и», взгляды исследователей на его происхождение, содержание и функции, тенденции его осмысления в ХХ в.; объясняет основную логику построений отечественных ученых, интерпретировавших «Чжоу и».
  • Описывает проявления роли и места «Чжоу и» в конфуцианской культуре, способы использования этого текста мыслителями-конфуциансцами, прежде всего неоконфуцианцами.
  • Описывает основные теоретические положения китайской традиционной медицины, показывает роль нумерологического инструментария в медицинских расчетах, связь медицинской теории с универсальной методологией философского и научного знания в Китае.
  • Показывает способы применения нумерологического инструментария в практике боевых искусств, цигун, геомантии фэншуй и мантике, объясняет роль и место этих феноменов в традиционной китайской культуре.
  • Описывает основные концепции «учения о сокровенном» как ведущего направления в китайской философии III-IV вв., объясняет мотивацию философствования в рамках этого направления, содержание основных концепций.
  • Описывает основные тенденции развития «книжной» китайской культуры и искусства в III-VI вв., образе жизни и миросознании китайской интеллигенции, объясняет духовные истоки и исторические закономерности этих тенденций.
  • Описывает основные тенденции развития даосизма в средние века, его контаминацию с буддизмом, распространение алхимических учений и практик; объясняет содержание этих тенденций, показывает их связь с общими направлениями эволюции китайской культуры.
  • Описывает основные направления влияния даосизма на народные оккультные практики, взаимосвязь этих практик с институциализированным даосизмом; показывает влияние народных и даосских практик на боевые искусства. Объясняет влияние даосской философии на умонастроения представителей западной интеллигенции в XIX-XX вв.
  • Описывает общее содержание основных положений буддийской доктрины, особенности аккультурации буддизма в Китае, процесс становления школ китайского буддизма; объясняет характер взаимодействия буддийских и китайских идей, изменения в доктринах и практике китайских буддийских буддийских школ, их вляние на китайскую мысль и культуру.
  • Описывает влияние китайского буддизма на культуру сопредельных стран, объясняет особенности развития китайских буддийских школ в этих странах, характер изменений в их доктринах и практике, степень и содержание воздействия на местные культуры.
  • Описывает ситуацию религиозного синкретизма в Китае, ее влияние на духовную и интеллектуальную жизнь; показывает влияние этой ситуации на становление неоконфуцианства, проявления этого влияния; описывает содержание этапов становления неоконфуцианской доктрины, ее влияние на культурное развитие Китая и сопредельных стран.
  • Описывает основные особенности доктрин и религиозных практик традиционных китайских сект, их культурного статуса, показывает их место в китайском обществе, роль в общественной жизни, объясняет их взаимодействие с официально признанными идейными и религиозными течениями, вляние на китайскую мысль и культуру.
  • Описывает общие направления идеологической и духовной модернизации Китая в XIX-XX вв., показывает этапы модернизации и содержание этих этапов; объясняет характер и направления влияния западных идей и институтов на китайскую культуру и мысль.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Определения феномена религии. Классификации религий.
    Версии этимологии понятия «религия». Популярные определения феномена религии. Ограниченность существующих трактовок и определений специфики феномена религии. Социологическая и психологическая парадигмы изучения религий; «компенсаторная» функция религии. «Религиозный опыт» как переживания, состояния сознания и психики, связанные с исповеданием религии. Типология религий по Е А. Торчинову, основанная на психологической специфике религиозного переживания. Три уровня бессознательного. Религия как форма мировоззрения (или духовной культуры) и общественной практики, развитые типы которой в большинстве случаев опираются на систему культа (культов) и передачу специфического (религиозного) опыта, основанного на актуализации глубинных переживаний пренатально-перинатального и трансперсонального уровней.
  • Тема 2. Религиозно-мифологическое сознание и философский дискурс.
    Специфика мифологии как «формы общественного сознания» и формы духовной культуры. Мифологическое сознание, «первичный» и «вторичный» мифы. Миф «первичный» как способ сохранения целостности миросознания, объяснение природной и социальной действительности на основе представлений об органическом единстве мира, не разделенного на природно-культурную жизнь родового коллектива, бытие индивида и трансцендентное «инобытие», внешние «сверхъестественные силы». Разложение родового коллектива, привносящее в мир драматические мотивы утраты исходной гармонии. Синкретичность первобытного мышления, слитность рационального и эмоционального в мифологическом сознании. Соотношение мифа и ритуала: миф – способ объяснения мира, которое неотделимо от чувственного переживания, ритуал – метод коммуникативной гармонизации отношений с миром. Соотношение мифологии и религии по А.Ф. Лосеву, Е.М. Мелетинскому, Э. Касиреру. Создание моделей, которые в рамках мифологического сознания представляются принципиально непротиворечивыми. Включение религией, ранние формы которой интегрированы в «первичный» миф, как тотальности ритуала (средства коммуникации, в том числе с теми пластами бытия, от которых зависят жизнь и смерть коллектива и индивида), так и гармонизирующей психику и коллективное сознание функции мифа. Обеспечение религиозным культом или системой культов устойчивости индивидуальных и социально-психологических механизмов. учений. Варианты определения философии. Философия как а) особая сфера интеллектуальной практики; б) форма мировоззрения; а) знание о мире и человеке и отношении человека к миру; б) комплекс принципов и метод познания. Связь философии с мифологией и религией. От гармонии мифологической целостности − к целостности религиозного сознания и идеалу дискурсивно-логической непротиворечивости философских построений. Мифология, религия и философия как система «сообщающихся сосудов». Формы философской интерпретации религиозного опыта.
  • Тема 3. Религиозные представления эпохи неолита и периода Шан−Инь.
    Концепции происхождения китайской цивилизации: моноцентрическая, полицентрическая, западных миграций. Взаимовлияние культур аустрических народов и протокитайцев-хуася. Царство Мо (Моцзяошань, 2-я пол. III тыс. до н.э.) на территории совр. Чжэцзяна. Более 30 очаговых культур и общностей; два генеральных ареала – Северный и Южный. Следы погребального культа, культа плодородия и культа животных. Разные типы неолитических погребений – свидетельство несовпадения религиозных представлений. Возникновение в эпоху неолита религ. форм, связанных с погребальным культом, культом предков и плодородия; оформление «аристократической» погребальной обрядности; выделение набора ниболее значимых зооморфных образов; выделение круга веществ и вещей, наделявшихся сакральными свойствами. Эпоха Шан-Инь – скапулимантия и пластромантия как государственный ритуал апелляции к предкам. Верховная власть как органический элемент мироздания. Обожествление предков царского рода, предков-правителей по мужской и женской линии. 60-дневный ритуальный цикл и организованный по десятичной системе «клан царей». Коннотация 10 ритуальных групп с архаичными представлениями о 10 солнцах. Ритуально-календарная система и космологические представления. Пространственная символика, божества дождя, грома, ветра, облаков, гор, рек и т.п. (возможно, предки). Введение в пантеон божеств союзников и покоренных народов. Идеи неразрывной связи живых и усопших, единства социокосмического универсума, антропоцентричность, зависимость миропорядка и природных процессов от человеческих поступков. Надписи на костях, панцирях черепах и бронзе.
  • Тема 4. Религиозные представления эпохи Чжоу и эпохи первых империй.
    Надписи на раннечжоуской бронзе. «Великие оды» «Ши цзина» − отправление после смерти ванов и глав наследственных домов на небо в качестве придворных Шан-ди (Тянь-ди). Террио-антропоморфные существа, воплотившие воспоминания о тотемных предках: Хоу-цзи – Князь-Просо, змеелюди, зооморфные первопредки. «Религиозная революция» эпохи Чжоу – культ Неба, слияние представлений о Небе и Шан-ди; концепция Сына Неба, «благой силы» дэ, «небесного мандата». Установление сезонных жертвоприношений, в т.ч. Небу, Хоу-цзи и предкам чжоуского вана; вспашка царского поля и т.п., от иньских ритуалов – приношения на алтаре Земли (шэ), сторонам света, поймам, горам и рекам. Соотношение пространственных зон с пятью священными пиками (у юэ). Сакрализация Юга, ассоциации Востока с зарождением жизни, Запада со смертью. Стихийный натурализм, ритуалистичность, антропоцентризм. «Многосоставность» человеческого существа; «Цзо чжуань» − рассуждения Цзы Чаня о душах хунь и по; «Ли цзи» и «Чу цы» о душах хунь. «Универсальный анимизм» (Де Гроот). При Цинь – сакрализация персонификаций сил природы и астральных объектов, принижение культа предков. При Хань – сакральный характер изменения летоисчисления, возведения новых столиц или переименования старых, придворно-ритуальные мероприятия (стрельба из лука и т.п.). Представления о загробной стране «желтого источника» (хуан цюань; в «Чу цы» – подземный «Темный град» Сюаньду, подземное божество Тубо; духи-тубо на шелке из Мавандуя).
  • Тема 5. Мировоззренческие основания и понятийный аппарат китайской мысли.
    «Ментальные константы» древнекитайской цивилизации: стихийный натурализм (мир как совокупность естественных процессов и явлений), ритуалистическое мировосприятие (ритуал как правильная коммуникация), антропоцентризм. Пятичленная динамическая космологическая модель − отражение «коррелятивного» мышления. Отсутствие различения трансцендентного Творца и тварного мира, трансцендентного и имманентного. Имманентность Дао миру. Отсутствие четких демаркаций материалистических и идеалистических представлений. Абсолютное господство натурализма (А.И. Кобзев), идея гомоморфизма макро- и микрокосма. Теоретическое осмысление любых аспектов макро- и микрокосма на основе одних и тех же классифицирующих коррелятивных моделях. Отсутствие эволюции древних религиозных понятий (например, о душах хунь и по и др.) к идеалистической психологии, их развитие в русле исходной натуралистической модели. Особенности понятийного аппарата китайской философии: 1. Широта смыслов, заключенных в словах базового философского лексикона (прежде всего односложных) вследствие иероглифического характера китайской письменности и совпадения этого филос. лексикона со словами обыденной речи. 2. Совпадение в китайской интеллектуальной традиции основного философского лексикона с общекультурным. 3. Отражение основополагающими философскими понятиями специфики философского мировоззрения (представлений о единстве и подобии макро- и микрокосма; о бинарной структуре мироздания и взаимодополнении противоположностей; о взаимопроникновении исходно-целостного, ноуменального («прежденебесного») и дифференцированного, феноменального пластов бытия; о космическом процессе как порождении одних сущностей другими и т.п.). Гармония (хэ) как гомеостатическое равновесие. Разные обозначения базового слоя бытия (выражение стадиальных, функциональных, субстанциальных аспектов). «Наличие» и «отсутствие» как функциональные аналоги контрарных бытия и небытия западной философии.
  • Тема 6. Проблема самосовершенствования в китайской религиозно-философской традиции.
    Терминологический аппарат проблематики самосовершенствования. Зарождение в рамках формирующихся религиозно-философских и философских систем моделей индивидуации микрокосма, представлений о его нормативных и совершенных состояниях, мотивах, путях и средствах их достижения. Последовательная интеграция и переработка духовной культурой шаманских и жреческих оккультных практик, имевших в своем арсенале методы достижения определенных состояний психики и тела, требуемых для совершения тех или иных религиозно-обрядовых действий. Рефлексия на эти состояния, мотивацию и способы их обретения в средние века как главный стимул философско-теоретического творчества в ведущих религиозных течениях Китая – даосизме и буддизме. Личностное совершенствование как «совершенствование тела/личности» (сю шэнь) – духовно-психофизической целостности. Понимание тела/личности как микрокосма, в котором, как и в макрокосме, взаимодействуют энергетические начала мироздания. Более высокий статус сознательно-духовной составляющей человеческого существа по сравнению с вегетативно-плотской; господство представлений о физическом здоровье и долголетии как о признаках гармоничного состояния человеческого существа. Отличия китайских традиционных представлений о структуре человеческой личности от концепций западной христианской культуры.
  • Тема 7. Место Конфуция в истории китайской мысли. Конфуцианство как этико-политический дискурс ритуальной традиции.
    Основные значения западного термина «конфуцианство». Соотнесенность конфуцианства с социальным слоем жу, хранителями традиционного знания, ритуалов и обычаев. Религиозные аспекты конфуцианства. Биография Конфуция. Идеал «совершенномудрого» (шэн) и высокий личностный норматив «благородного мужа» цзюнь цзы. Становление исторического сознания в Китае благодаря жу. Современные программы уточнения хронологии древнейшей истории. Роль «Лунь юя» в передаче его взглядов. Категория жэнь («гуманность»). «Золотое правило» морали. «Ритуал» как средство внутреннего преображения человека. Подкрепление воспитательного действия «ритуала» музыкой. Тема созидания идеального общественного порядка − выражения дао в Поднебесной. Самосовершенствование посредством приобщения к вэнь («письменности», «культуре») и реализации взаимосвязанных этических принципов. «Маленький человек» (сяо жэнь) как антагонист «благородного мужа». Перенесение норм внутрисемейных отношений на всю Поднебесную. Отражение претензий знати на сохранение прежнего социального авторитета и выражение самосознания представителей новой бюрократии, мысливших себя «благородными мужами», с помощью которых правитель упорядочивает Поднебесную. «Выправление имен» (чжэн мин) — приведение социального положения и этико-ритуального поведения индивида в соответствие с его номинальным статусом. Внимание к церемониям, связанным с погребением родственников и поклонением духам предков. Ритуальный характер хроникальных записей до эпохи Конфуция (редактирование «Чунь цю»). Идея необходимости опоры на исторические прецеденты должной организации жизни Поднебесной. «Мифологизирующий потенциал» (А.И. Кобзев) образа Конфуция.
  • Тема 8. Ранние последователи Конфуция. Учение о природе человека.
    IV—III вв. до н.э. − расхождение между направлениями конфуцианства, главными представителями которых были Мэн-цзы (Мэн Кэ, 372-289 до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 313-238 до н.э.). Одноименные памятники. Разные интерпретации высказывания Конфуция о том, что все люди «по природе близки, но далеки по привычкам», или «по воспитанию» («Лунь юй»). Мэн-цзы – учение об исконной доброте человеческой природы, Сюнь-цзы − идея исходно животной природы человека. Расхождение гносеологических, педагогических и социально-политических концепций. Мэн-цзы: познание Неба посредством познания себя; совершенствование личности путем выявления исходной доброты человеческой природы; возможность «гуманного управления», нацеленного на обеспечение зажиточности народа, его обучение и воспитание; признание за народом права на лишение власти негодного правителя. Сюнь-цзы: нацеленность на познание внешнего мира с целью усвоения таким образом закономерности общественных явлений — дао. Две ступени познавательного процесса: чувственное восприятие внешних вещей и рациональное размышление. Исправление природных наклонностей посредством норм «[этико-ритуальной] благопристойности» и «долга/справедливости». Применение норм «благопристойности» главным образом в отношениях между управляющими, применение для управления «маленькими людьми» безличного закона. Влияние воззрений Сюнь-цзы на доктрину имперского конфуцианства. Канонизация идей школы Цзы-Сы − Мэн-цзы о реализации потенциального совершенства человека. Концепции Мэн-цзы − «доброй природы», «благого знания», познания Неба посредством «исчерпания собственного сердца» как основание конфуцианской доктрины самосовершенствования.
  • Тема 9. Конкуренты раннего конфуцианства. Моизм (мо цзя) и номинализм (мин цзя).
    Моизм (мо цзя – «школа Мо») – древнейший соперник конфуцианства. Мо Ди (468-376 до н.э.) и его учение о «всеобщей любви» и «взаимной выгоде». Памятник «Мо-цзы». Организация ученых и фортификаторов во главе с цзюй цзы. Выступления против междоусобных войн. Концепция избрания Сына Неба. Учение о «совершеномудрых» как источнике нравственных норм. Небо как божественная сила и высший нравственный образец. Антиритуализм моистов, оценка конфуцианской этической доктрины как «частной любви». Взаимообусловленность «долга/справедливости» (и) и «выгоды» (ли). Разграничение «деяния» (вэй) и син как нравственного поступка. Теистические идеи в толковании Неба. «Духовидение» в моистской доктрине. Моистское учение о познании. Ранние моисты о задачах (поиск принципов управления) и предмете познания («дела совершенномудрых правителей», наблюдения современников, принципы управления, отношения между людьми и правила рассуждения), о «трех критериях знания» (сань бяо), содержании процесса познания (определение «причинности»-гу − «почему вещь такова», «сходств и различий», разделение вещей и явлений «по родам»). Поздние моисты о видах и критериях познания, методах его достижения, причинах ошибок и критериях истины. Знание как отражение действительности (ши) в форме «имен»-понятий (мин). Подразделение «имен» на «общие» (гун, напр. «все сущее»), «родовые» (лэй) и «частные» (дань). Взаимосвязь «тождеств и различий» как «наличия» (ю) и «отсутствия» (у); виды тождеств и различий. Три вида отношений между «именами» и «реалиями»; учение о методе (фа) получения знаний, причинах ошибок в познании; о «семи методах рассуждения» (бянь) ‒ поиска истины в ходе дискуссии. Дискуссии о содержании моистского учения о познании. Мин цзя («школа имен», «номиналисты», «софисты») – вопросы форм, способов, закономерностей мышления и познания; решение проблемы соотношения «имен и реалий». Школы «сходств и различий» (Хуэй Ши) и «отделения твердого от белого» (Гунсунь Лун).
  • Тема 10. Ранний даосизм и архаические оккультные практики. «Специализированные» направления древнекитайской философии.
    Понятие «даосизм» (кит. дао цзя − «школа дао», дао цзяо − «учение дао»). Точки зрения на соотношение «философского» и «религиозного» даосизма. Истоки и происхождение даосизма. Даосские идеи и оккультные традиции в древнем Китае. Древние практики дыхательно-«энергетизирующей» гимнастики. Социальная роль даосизма, даосизм и ритуал. Легендарные и исторические основоположники даосской Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы; одноименные памятники. Понятия дао и дэ в «Дао дэ цзине»; концепции двух модусов дао, («естественности», «таковости») и у вэй («недеяния»); концепция мудреца-младенца. «Отрицательная» аксиология раннего даосизма (иерархия конфуцианских ценностей как этапы деградации миропорядка); индивидуальный (обретение «естественности», соблюдение принципа «недеяния») и социальный (архаические аграрные коллективы) идеалы. Отношение к конфуцианству и другим идейным течениям, к знанию. Идеи «Чжуан-цзы»: концепция «уравнения вещей» и др. Предпосылки идеи индивидуального бессмертия в «Дао дэ цзине» и «Чжуан-цзы». «Школа Цзися» в царстве Ци (сер. IV – сер. III в. до н.э.) – преобладание мыслителей даосского толкаВзгляды школы Сун Цзяня – Инь Вэня. Даосские главы трактата «Гуань-цзы». Отождествление дао и «недеяния», учения об «осемененной пневме» (цзин ци) как источнике разума, о «сердце/разуме» как вместилище цзин ци, об «очищении» и «опустошении» «сердца/разума» как условии подлинного познания. Взгляды создателей трактата «Хуан-ди нэй цзин» на функционирование макро- и микрокосма. Влияние даосизма на формирование представление о личностной целостности в раннесредневековой китайской культуре. Цзунхэн цзя («школа [союзов] по вертикали и горизонтали», «школа дипломатов»). Су Цинь (организатор военно-политических союзов «по вертикали») и Чжан И (союзы «по горизонтали»). Бин цзя («школа военной философии»). Учение о военном искусстве как об одной из основ социальной регуляции. Военное искусство как выражение общекосмических законов. Сунь-цзы (Сунь У), У-цзы (У Ци). Сунь Бинь. «Семикнижие военного канона» («У цзин ци шу»). Цза цзя («школа эклектиков»). Традиция создания энциклопедических сборников цза («Гуань-цзы», «Люй-ши чунь цю», «Хуайнань-цзы»). Иньян цзя («школа натурфилософов»). Цзоу Янь.
  • Тема 11. Развитие идеологии легизма.
    Роль даосизма в становлении идеологии легизма. Фа цзя («школа закона», легизм). Шэнь Дао, Шэнь Бухай, Шан Ян. Идеологема фа-шу-ши («закон − искусство [управления] – авторитет [власти]»). Истоки школы − Гуань Чжун, Цзы Чань. Учения Шэнь Дао, Шэнь Бухая, Шан Яна. Формула фа-шу-ши («закон − искусство [управления] – авторитет [власти]»). Хань Фэй − создатель комплексной доктрины фа цзя. Трактат «Хань Фэй-цзы»: учение о дао и «принципах»-ли как закономерностей, обусловливающих качества отдельных вещей и явлений; концепция выверения правителем своих действий по дао и ли; безусловный авторитет писаного закона; концепция наград и наказаний как основного метода управления; учения о примате земледелия и войны над всеми другими занятиями; концепция ограничения образования. Цинь Ши-хуанди и идея бессмертия. Усиление царства-удела (го) Цинь в III в. до н.э. благодаря легистским реформам, присоединение им оставшихся шести царств-уделов. Присвоение циньским правителем себе титула «хуан-ди» («величественный государь-предок»), основание первой централизованной империи Цинь. Легизм в качестве государственной идеологии. Ликвидация системы уделов. Сожжение конфуцианских книг. Унификация законов, административной структуры. Реформа письменности в эпоху Цинь (221-206 до н.э.), ее предпосылки и цели (единая империя, преодоление культурного регионализма, культурная и идеологическая унификация, возможно – устранение тенденции к фонетизации). Последствия культурной реформы и падения империи для последующей китайской культуры.
  • Тема 12. Реформа конфуцианства и формирование системы канонов в эпоху Хань.
    Реформирование конфуцианства. Становление конфуцианства в качестве основы имперской официальной идеологии в эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Синтез конфуцианства и легизма, соединение конфуцианского этико-политического учения с даосской натурфилософией. Реформатор конфуцианства Дун Чжуншу и его учение. Концепция Неба, идея «взаимореагирования Неба и человека». Концепция «истинного вана». Формирование системы конфуцианских канонов из «доконфуцианской» классики. Каноны о ритуальной организации жизни общества и его функциях. «Чжоу ли», «Ли цзи». Летопись «Чунь цю» и ритуал. «Шу цзин» и исторический прецедент. «И цзин» как методологический компендиум. Мировоззренческие представления «Ши цзина». Появление первого сводного исторического труда – «Исторических записок» («Ши цзи») Сыма Цяня (II-I вв. до н.э.). «Дискуссия о соли и железе». «Письменность/культура»-вэнь как средство перенесения «небесного» природного порядка на общество. Словари иероглифов в помощь изучению и толкованию канонов. Герменевтика как опора для философствования. Конкуренция школ «текстов новых письмен» и «текстов старых письмен». Ян Сюн: попытка создания альтернативной «И цзину» классификационной модели; рационализм Хуань Таня и Ван Чуна. Словарь «Шо вэнь». Представление о соотношении собственно китайцев и «варваров».
  • Тема 13. Институциализация даосизма.
    Синтез конфуцианских и даосских идей в «Хуайнань-цзы». Соотношение «духа» (шэнь) и «осемененного духа» (цзин шэнь) в антропологической доктрине «Хуайнань-цзы». Эстетические концепции и аксиология «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.). Рубрика в «Хань шу и вэнь чжи» − «Шэнь сянь цзя» («Школа бессмертных»). «Тай пин цзин» («Канон Великого равновесия», I-II вв.) – фигура «небесного наставника» как божества; трактовка «Великого равновесия» как гармоничного общества; идеи бессмертия и продления жизни; доктрина вознесения при жизни при условии совершения добрых дел и приема эликсиров; идея воздаяния и наказания через сокращение срока жизни. Идея «сбережения Единого» (шоу и) в «Тай пин цзине». Мотивация психопрактики: от успехов управления до личного благосостояния и физического здоровья. Концепция «ограбления» вещами друг друга (взаимозависимости феноменов) в «Инь фу цзине» как обоснование природосообразности даосских практик. Отражение теории бессмертия в «Инь фу цзине». Комментарии на «Инь фу цзин» (Ли Цюань и др.). В 147-167 гг. появление харизматических «императоров» в духе доктрины «Тай пин цзина». Проповедь Чжан Цзюэ (конец «эры Синего Неба» и наступление «эры Желтого Неба Великого равновесия», хуан тянь тай пин), восстание «желтых повязок» в 184 г.; культ Хуан Лао-цзюня. В Зап. Китае – Тай-шан Лао-цзюнь, пение-декламация «пятитысячезначных письмен» («Дао дэ цзина»). Складывание «Школы Небесных наставников» (Тяньши дао). Откровение обожествленного Лао-цзы (Лао-цзюня) Чжан Даолину (142 или 145 г.): учение о «трех пневмах» − «сокровенной» (сюань), изначальной (юань) и «первоначальной» (ши), порождающих Небо, Землю и Воду; триада «небесных чиновников» (сань гуань) и связанные с ними общинные праздники «трех начал» (сань юань). 24 «пневмы» солнечного года, соотнесенных с частями и функциями тела; привязка временных стадий «трех начал» к голове, груди и животу. Три наставника из рода Чжан; их культ, призывание «трех наставников» перед ритуалами; созерцание при медитации «трех наставников», современного «наставника, его отца и деда, трех поколений собственного учителя. Распространение влияния секты в пров. Сычуань: 24 округа во главе с «виночерпиями» (12 мужчин и 12 женщин). Важная роль женщин ( в т.ч. среди священнослужителей). Коммуналистская литургика с использованием «Реестра 24 округов», сложная иерархия, «реестры» грехов и духовных достижений. Подробно разработанная религиозная космология. Создание независимого теократического государства в Сычуани, подчинение Цао Цао в 215 г. Распространение в Северном и Южном Китае. «Еретическая» по отношению к учению Тяньши дао «Лао-цзы бянь хуа цзин» («Канон Лао-цзы об изменениях и превращениях») – идея нового пришествия Лао-цзы. Даосы дао ши вместо магов фан ши. IV в. – школы Шанцин («Высшей чистоты») и Линбао («Духовной драгоценности».
  • Тема 14. «Канон перемен» и место изинистики в китайской интеллектуальной традиции.
    «Чжоу и»: традиционные китайские версии появления текста и его роли в созидании цивилизации Поднебесной. Структура текста. Место «Десяти крыльев» в корпусе текстов. Основные версии происхождения «Чжоу и» в западной и российской синологии. Общие представления о смысле названия и структуре «Чжоу и». Китайская традиция о Фуси как создателе триграмм. Традиция о Вэнь-ване как создателе гексаграмм. Идея авторства Конфуция на «Десять крыльев» – комментирующее приложение к канонической части «Чжо и». Версия Ю.К. Щуцкого о многослойности текста «И цзина». Неоднородность и иерархичность видов текста в корпусе «И цзина», сочетание «гибкого» и «жесткого» способов его организации. Версии происхождения «И цзина» по Т. де Лякупри, Ю.К. Щуцкому. «Мантический классификационизм» (А.И. Кобзев) как мотивационная основа создания «И цзина». Схемы «И цзина» и основной теоретико-познавательный инструментарий китайской нумерологии. «Магические» математические структуры Хэ ту и Ло шу. У син как выражение целостности универсума, циклические знаки и их взаимосоответствия с «пятью элементами», триграммами и гексаграммами. Линейная и круговая последовательности триграмм «по Фуси» как выражение натурального ряда чисел в двоичной арифметике. Лейбниц о математической закономерности последовательности триграмм по Фуси. Особенности последовательностей триграмм и гексаграмм по Вэнь-вану. Принципы соотнесения циклических знаков с триграммами и гексаграммами. Пространственно-временные отношения по моделям у син и восьми триграмм. Природооткровенный характер математизирующих структур Хэ ту и Ло шу. Версия о существовании трех ранних вариантов текста (или трех принципах гадания). Осмысление «Чжоу и» и его культурной роли в ХХ в. Язык и смысл афоризмов к гексаграммам и чертам. Концепция «конфуцианской логики» Ху Ши. Роль «И цзина» в китайской культуре по Р. Вильгельму. «Астрономическая» версия происхождения «Чжоу и». Концепция «Чжоу и» как компендиума основ китайской нумерологии – формальной методологии китайской философии и науки (А.И. Кобзев). Идея логического статуса «И цзина» (А.М. Карапетьянц, А.А. Крушинский). Ицзинистика как фактор координации конфуцианского и даосского пластов китайской культуры (А.Е. Лукьянов). Гуа цы и яо цы − (второй и третий слои текста по Щуцкому). Признаки архаичности второго слоя, его близость к языку «Ши цзина». Вывод Шуцкого о языках «Ши цзина» и «И цзина» как двух последовательных ступенях одного языка. Хронологическая координации частей «И цзина» по Щуцкому. Поиск смыслов афоризмов по Б.Б. Виногродскому. «Образы» и «интерпретации» «слов»-цы по В.Б. Курносовой. Концепция А.Е. Лукьянова относительно описания в «Си цы чжуани» космологического архетипа «культуры Дао».
  • Тема 15. Изинистика в неоконфуцианстве.
    Включение «Чжоу и» в состав конфуцианских канонов и ханьская ицзинистика. Ханьское «учение об образах и числах» – основание ицзинистской традиции в Китае. Нумерологическая интерпретация прерогатив императорской власти в «Ши цзи» и у Дун Чжуншу. Ицзинистика в неоконфуцианстве. Квалификации последовательностей триграмм и гексаграмм по Фуси у Шао Юна как «прежденебесного плана» (сянь тянь ту). Идея «прежденебесного» порядка как воплощения «Великого предела». Трактат Шао Юна «Числа превращений дикой сливы мэйхуа». Концепция перемен и реализация развертывания универсума в категориях китайской нумерологии. «Изъяснение Плана Великого предела» как развитие концепции «Си цы чжуани». Учение «И цзина» и трактат Чжоу Дуньи «Тун шу»: квалификация «искренности» через определения «перемен» в «Десяти крыльях»; экспликация «искренности» от онтологического до социального уровней посредством фундаментальных понятий ицзинистики. Неоконфуцианские интерпретации «Чжоу и цань тун ци» у Чжу Си. Математико-нумерологические интерпретации текстов «Десяти крыльев»; идея «рождения единым двоицы», интерпретация девятки как суммы «порождающих» чисел 1, 3, 5; констатация пятеричности Хэ ту и Ло шу, объяснение разницы между ними разным соотношением «порождающих» и «формирующих» чисел; кодировка «пяти элементов» посредством категорий инь и ян. Нумерологический смысл перекомпановки текста «Да сюэ», нового членения «Ши цзина» (31 раздел). Ицзинистские трактовки революционных преобразований на рубеже нового и новейшего времени. Гадания на исход военных действий: интепретация «превращений» гексаграмм. Ицзинистика и «стратагемность»: 36 стратагем-«планов» на стыке книжной и «народной» традиций. Роль «36 планов» в традиции тайных обществ и в китайской народной культуре. Стратагемы-цзи как динамические ситуативные модели достижения успеха в ситуации противоборства. Интерпретация стратагем посредством гексаграмм «И цзина».
  • Тема 16. Изинистская нумерология в китайской медицине.
    Девять дворцов» (цзю гун) как проекция земного пространства и сответствующих ему закономерностей на небесную сферу. Календарно-астрономические функции циклических знаков, триграмм, «пяти элементов». Описание природных циклов в категориях ицзинистики. Нумерологические интепретации связи фенологических и астрономических процессов. Соотношение ритмов космоса и живых организмов. Медицина и ицзинистика. Проекция нумерологических схем на традиционные представления об устройстве организма и его функционировании. Классификация синдромов по соотнесенности с началами инь и ян, «пятью элементами» в порядках взаимопорождения и взаимопреодоления. Использование «дворцов триграмм» для координации воздействия на организм с состоянием природных ритмов. Интерпретации связи «элементов» как энергетического источника («мать») и реципиента энергии («сын»). Принципы распространения энергетического импульса по цепи «меридианов». Способы выбора звена для оказания стимулирующего или седативного воздействия. Выбор акупунктурной точки по принципу «элемент в элементе». Принципы выбора точек-заменителей. Функциональная связь между органами, определяемыми по пульсу. Нумерологическая фиксация медицинских правил. Контрарное соотнесение меридианов инь и ян в суточном круговороте. Реализация правила «хозяин – гость» в методах цзы-у лю-чжу и лин-гуй ба-фа, его нумерологическая фиксация. Медицинские интерпретации схем Хэ ту и Ло шу. Их координация с «плотными» и «полыми» органами, «меридианами», потоками разных модусов «пневмы»-ци. Медицинская интерпретация последовательности триграмм по Вэнь-вану у Шао Юна. Закономерности соотношения триграмм, принципы их считывания в аспекте медицинской интепретации. Классификация лекарственных растений по принципу соотношения с началами инь ян, «пятью элементами» и восемью триграммами. Роль нумерических и образных соотношений в подборе ингредиентов и приготовлении лекарств.
  • Тема 17. Изинистская нумерология в боевых искусствах, психопрактике, геомантии и мантике.
    Ицзинистская комбинаторика в «боевых искусствах» и психопрактике цигун. Нумерологические модели в системе боевых искусств синъицюань. Организация комплексов-тао в стилевом направлении китайских боевых искусств багуачжан («Ладонь Восьми триграмм») по принципу «взаимопревращения» триграмм. Сакральный и мнемонический смыслы применения нумерологических моделей в психотехнической практике. Геомантия фэншуй. Нумерологические принципы геомантического описания энергетической гармонии и дисгармонии. Координация нумерологических схем на геомантическом компасе, его применение в практике фэншуй. Топографические символы нумерологических констант. Системы гадания по «Канону перемен». Мантические ритуалы в китайской традиции. Этапы гадания. Варианты гадания на стеблях тысячелистника (включая «упрощенный метод тысячелистника»). Примеры анализа знаков гуа в традиционной мантической практике.
  • Тема 18. «Учение о сокровенном» − мистика и рациональность.
    Влияние изменений в политической и культурной ситуации в Китае III-VI вв. на становление философии сюань сюэ. Период политической раздробленности. Троецарствие (III в.): царства Вэй, Ба, Шу. Политическая власть и землевладение. Южные и Северные династии (V-VI вв.): нашествия северных, северо-восточных и северо-западных народов, по-преимуществу кочевых. Полукитайские-полуварварские царства на Севере, перемещение главных очагов собственно китайской культуры на Юг. В V-VI вв. на севере – правители из народа тоба. Относительное ослабление влияния конфуцианства, укрепление позиций даосизма, начало проповеди буддизма. Традиция «чистых бесед», «учение о сокровенном» (сюань сюэ) – Го Сян, Ван Би, Пэй Вэй. Метафизика «сокровенного» и этические категории конфуцианства в построениях представителей философии сюань сюэ. Основная проблематика «учения о сокровенном», главные положения «философии отсутствия» и «философии наличия». Ван Би об идеях «Дао дэ цзина». Оппозиция ти − юн. Отождествление дао с «отсутствием как «единой» (и), «центральной» (чжун), «предельной» (цзи) и «главенствующей» (чжу, цзун) «первосущности» (бэнь ти). «Принципы»-ли как конституитивные компоненты вещей. Комментарий Го Сяна на «Чжуан-цзы». Утверждение о реальности исключительно «наличия»-ю. Конкретная вещь как независимая «самопорождающая» (цзы шэн) единичность и манифестация «собственной природы» (цзы син). Несвязанность «самосущих» (цзы дэ) и «самоизменяющихся» (цзы хуа) вещей. Идея следования спонтанности (цзы жань) и «безустановочности» (у синь) собственной «природы». Новые концепции свободы личности: версии компромисса между долгом и личной свободой. Одновременное пребывание в «мире пыли и грязи» и «свободном скитании».
  • Тема 19. Эстетика и мировосприятие «ветра и потока» (фэн лю). Философия в трактатах по теории искусства.
    Появление теоретических трудов в области литературоведения («Вэнь синь дяо лун» − «Дракон, изваянный в сердце письмен» Лю Се; «Ши пинь» − «категории стиха» Чжун Жуна), изобразительного искусства (трактаты Ван И, Гу Кайчжи, Се Хэ, Ван Вэя, Яо Цзуя); становление авторской живописи и каллиграфии. Понятие пинь («категория») и одноименный жанр теоретических сочинений. «Гу хуа пинь лунь» («Заметки о категориях старинной живописи») Се Хэ – шесть законов живописи. Принципы ци юнь шэн дун («циркуляция пневмы (или созвучие рифм/ритмов) рождает движение»), ин у се сян («создание образов в соответствии с вещами») и др. Понятия и («идея», «воля», «помысел») как указание на недискурсивную «осмысленность» реальности, выражение ее в психическом движении; шэнь-«дух» как всеединство мировой духовности, животворящее начало, соединяющее художника и реальность (идея се шэнь – «писания духа»); ци («пневма», «дух») как обозначение творческой индивидуальности и т.п. Стирание дистанции между интеллектуальной и художественной традицией; продолжение этой традиции в «живописи литераторов» (вэнь жэнь хуа – «живопись людей культуры-вэнь»). Стиль эксцентричности поведения и внешнего вида, идеал внутренней свободы. Перенос бинома фэн лю на сферу эстетики в целом («художественный», «вкус», «изящество»). Конфуцианские коннотации понятия фэн лю – «распущенность», «извращенность» и т.п.
  • Тема 20. Становление школ и направлений средневекового даосизма. Даосская алхимия.
    Истоки противопоставления «философского» и «религиозного» даосизма. Продолжение философии раннего даосизма в религиозных доктринах средневековых даосских школ. Трансформация идеи психофизического бессмертия в главный критерий личностного совершенства. Градации личностного совершенства в средневековом даосизме. Включение конфуцианских этических ценностей в даосскую доктрину. Концепция взаимопревращения «пневменных» энергий – теоретическое основание идеи алхимических трансмутаций. Трактат Вэй Бояна «Чжоу и цань тун ци» (II в.): ицзинистика в теории даосской алхимии. Трактат Гэ Хуна «Баопу-цзы» (III-IV вв.): апология и теория алхимического делания. Историки философии о мотивации алхимических практик. «Внешняя» и «внутренняя» алхимия. Процесс изготовления «пилюли бессмертия». Символические обозначения космических субстанций. Роль золота и киновари в алхимическом процессе. «Техническое» и «ритуальное» направления в алхимии. Тао Хунцзин. Процесс создания «снадобья» из субстанций организма и образования «бессмертного зародыша». «Внутренний ритуал» в алхимической практике. Теоретические основания создания «снадобья» из соков и энергий организма для «завязывания бессмертного зародыша» и его «вскармливания». Психологизация даосской «алхимической» традиции под влиянием буддизма. Спиритуализация теорий алхимического делания. Процесс пестования «бессмертного двойника». Чжан Бодуань (XI в.), концепция «двойного совершенствования природы и жизненности», «истинного просветления». Доктрины школ «южного» даосизма Маошань и Линбао. Мистико-оккультная традиция откровений и индивидуального самосовершенствования. Развитие медитативных практик. Следы буддийского влияния в тексте «Гуань Инь-цзы» (ок. VIII в.). Даосские трактовки идей виджнянавады и доктрины свабхавы. Буддийская окраска космогонической метафоры сновидения. Креационистские идеи в трактовке Дао, идеи логической первичности субъекта по отношению к объекту и их преломление в тезисе о самодостаточности Дао. Концепция порождающих потенций человеческого сознания, тождественного сознанию универсальному. Эволюция учения и организации «Школы Небесных наставников» (впоследствии Чжэнъи дао). Развитие литургических практик. Становление доктрин и организации школы Цюаньчжэнь цзяо. Исторические судьбы двух направлений даосизма. Формирование свода даосских текстов по образцу буддийской Трипитаки. Даосские схемы «Великого предела» и даосские модели космогенеза в неоконфуцианской интерпретации. Интеграция даосской «внутренней» алхимии китайским буддизмом (Сунь Сымяо и др.). Проникновение натуралистических представлений в теорию и практику буддизма («И цзинь цзин» и др.). Буддийские мандалы и схемы «Великого предела». Субстанциализация Абсолюта и теоретических обоснований самосовершенствования в китайском буддизме. «Внутренняя алхимия» как основа поздних даосских практик. Синтез школ «южного» и «северного» даосизма.
  • Тема 21. Влияние даосизма на народные оккультные практики, боевые искусства и цигун. Современный даосизм и даосские идеи в мировой культуре.
    Мировоззрение и практики «пестования жизни» (ян шэн), их происхождение. Концепция обмена энергиями инь и ян в сексуальных отношениях. Даосские эротологические трактаты («Канон Чистой девы», «Главные наставления для Нефритовых покоев» и др.). Место «искусства внутренних покоев» в ряду даосских практик. Эротология и целибат. Современные концепции практики цигун. «Даосская йога» и даосские корни ряда систем цигун. «Внутренние» школы китайских боевых искусств и даосизм («Канон тайцзицюань», трактаты Сунь Лутана и др.). Современная даосская апологетика об отличии императивов даосизма от мотивации «пестования жизненности». Религиозная практика современного даосизма. Даосская мысль в трактовках Г. Торо и Л.Н. Толстого. Даосская алхимия по К.Г. Юнгу и М. Элиаде.
  • Тема 22. Становление школ китайского буддизма.
    Основные доктрины и памятники буддизма. Сотериологическое учение буддизма: «четыре благородные истины», «благородный восьмеричный путь». Распространение буддизма в Азии. Сутры праджня-парамиты и расхождения «хинаяны» (тхеравады) и махаяны. Специфика буддизма махаяны: спасительная роль бодхисаттв (альтруистический идеал); любой будда, в том числе Шакьямуни – воплощение мирового принципа, присутствие природы будды в любом существе; тождество нирваны и сансары. Восприятие буддизма в Китае (в том числе как разновидности даосизма). Переводческая деятельность миссионеров. Принципы перевода буддийских понятий на первом этапе проникновения буддизма в Китай (использование китайских, главным образом даосских терминов). Аргументы контрбуддийской пропаганды. Фань Чжэнь, интерпретация учения о сансаре, концепция «смертности души». Контраргументы буддистов. Назначение буддийской философско-религиозной литературы – «настройка» сознания на переживание истины. Аккумуляция медитативного и аскетического опыта в теоретических построениях. Взаимоотношения между школами и направлениями буддизма. Проникновение буддизма в Китай. Проповедь буддизма и ее восприятиев Китае. Доктрина «просвещения варваров» (хуа ху) – сначала в буддийской пропаганде, впоследствии воспринята даосами. Северный и южный маршруты буддийских миссионеров. Первые монастыри, первые переводчики буддийских текстов. Восприятие буддизма как «варварского» даосизма. Принципы перевода буддийских понятий на первом этапе проникновения буддизма в Китай (использование китайских, главным образом даосских терминов). Восприятие буддизма в Китае (в том числе как разновидности даосизма). Аргументы контрбуддийской пропаганды. Фань Чжэнь, интерпретация учения о сансаре, концепция «смертности души». Контраргументы китайских сторонников буддизма из мирян. Назначение буддийской философско-религиозной литературы – «настройка» сознания на «правильное» видение мира. Аккумуляция медитативного и аскетического опыта в теоретических построениях. Социальная роль сангхи. «Доктринальные» школы китайского буддизма: 1. Индийского происхождения: Саньлунь и Вэйши. 2. Оригинальные китайские школы: Хуаянь, Тяньтай. «Практические» школы китайского буддизма: Чань, Цзинту, Чжэньянь. Взаимодействие исконно китайских и буддийских идей в китайской мысли. Роль даосского понятийного аппарата в интерпретации понятий китайского буддизма. «Учение о сокровенном» и категория ли-«принцип» в доктрине Хуаянь, ее влияние на классическую китайскую философию (разработка категории ли-«принцип»). Спиритуализация даосской «алхимической» традиции. Элитарный и простонародный буддизм. Сутры, шастры и проповедническая литература. Влияние буддизма на китайскую культуру и искусство: живопись, театр, книгопечатание, литература, боевые искусства.
  • Тема 23. Влияние китайского буддизма на культуру сопредельных стран Восточной Азии.
    Выражение чань-буддийских идей в китайской литературе и искусстве. «Квантование» временного потока, выражение вечности в мгновении. Творчество Ши Ванмина (IV в.), Фу Ю (VI в.), Ван Вэя (VIII в.), Хун Цзяофаня (XI в.). Монохромная и пейзажная живопись. Изображение архатов и бодхисаттв и т.п. Влияние южной ветви чань. Ван Вэй, Ши Вэй, Лян Кай, Чжи Вэн, Ли Яофу, Гоань Шиюань. Изменения в технике живописи. «Десять быков» − символика пути к «пробуждению». Ма Юань, Ся Гуй (XII в.). Контаминация чаньских и даосских императивов. Каллиграфия: стиль куанцао, «абстрактная» каллиграфия. Чань-буддизм и боевые искусства в Китае и других странах Восточной Азии. Шаолиньское гунфу. Сёриндзи кэмпо. Буддизм в Японии. Проникновение в VI-VII вв. Утверждение вэньяня в качестве языка буддизма (до XVIII в.). «Доктринальные» школы: Санрон-сю (кит. Саньлунь, мадхъямака) и др. Сайтё (кит. Цзуйдэн, 767-822), школа Тяньтай (Тэндай-сю); государство как объект спасения; возникновение эзотерического учения Тэндай. Реформа Тэндай Нитирэном (кит. Жилянь, 1222-1282). В X в. основание Кукаем школы Сингон-сю (кит. Чжэньянь). Концепция тождества трех видов действий (жизни, звуков и разума) Махавайрочаны и человека. Сутры-«хранительницы». Амидаизм – Дзёдо-сю (от кит. Цзинту). «Трудный» и «легкий» пути спасения. Проникновение чань-буддизма (Дзэн) в XIII-XIV вв. в «южных» формах. Школы Риндзай-сю (Линьцзи), Сото-сю (Цаодун). Секуляризация практики Дзэн: чайная церемония, боевые искусства, живопись, каллиграфия и т.п. Взаимодействие буддизма и синтоизма: идея о ками как аватарах будд; Санно итидзицу синто (Синто единой реальности Горного владыки) школы Тэндай; Рёбу синто (Двучастное синто) школы Сингон; Ватараи синто (Исэ синто). Интеграция «внутренней алхимии» в методики Дзэн. Буддизм в Корее. Проникновение буддизма из Китая во второй пол. IV в. Принятие буддизма ваном Попхыном в Объединенной Силла в 527 г. В VI-VIII вв. − корейские версии «Школы винаи» (Люй-цзун, кор. Кеюль, Юльчон), Хуаянь (Хваом), Вэйши (Юсик), Чжэньянь (Синин), Цзинту (Чонтхо) и др. Принятие в 829 г. девятью чань-буддийскими (Сон) школами («девять гор») имени Чоге (кит. Цаоси); объединение в XIV в. в орден Чоге всех чань(сон)-буддийских школ. В XV в. отмежевание Сон от прочих течений буддизма. В кон. XV – нач. XVI в. запрет ордена Чоге, ограничение буддийского монашества в правах до японской колонизации. 1916 г. − основание вон-буддизма (от кит. юань – «круг»). Вхождение Чоге и Вон наряду с католицизмом и протестантизмом в число четырех официальных религий, получающих поддержку государства.
  • Тема 24. Религиозный синкретизм и неоконфуцианство.
    «Три учения» и доктрина их единства. Складывание ситуации религиозного и культурного синкретизма в Китае. Первые попытки соединения даосизма и буддизма. Сунь Чо (IV в.): идейное тождество буддизма с китайскими учениями («Конфуций – это Будда, Будда – это Конфуций); интерпретация учения о праждне с позиций сюань сюэ. Хуэйлинь (V в.), «Бай Хэй лунь» («Рассуждения Белого и Черного») – идея одинаковой трактовки тремя учениями «совершенной мудрости». Учение даос. школы Цюаньчжэнь цзяо о «пребывании трех учений в единстве» (XII−XIII вв.), включение в корпус священных тектов буддийских и конфуцианских («Сяо цзин») писаний. XIV в. – даосская школа Сань цзяо; Вост. направление («Школа будд-бессмертных», Сяньфо пай) и Зап. направление («Школа Трех пиков», Саньфэн пай). Проповедь У Чунсюя. Частичное официальное признание идеологии «единства трех учений» в эпоху Тан, в начале эпохи Мин, при некоторых императорах Цин. Учение Ло Цина (XV − нач. XVI в.); школа Ло цзяо или Увэй цзяо; идея прорыва в первородное сознание («Чистую землю»); отождествление у цзи («Беспредельного») с дхармакая и шуньей, пяти буддийских заповедей – с «Тремя постоянствами» конфуцианства; спиритуализация идеала «бессмертного». Учение Линь Чжаоэня (XVI в.). Ссылки на троичную структуру мироздания; конфуцианская, даосская и буддийская «первоосновы»-цзун. Идея достижения «совершенной мудрости» независимо от социального положения и рода занятий. Возникновение неоконфуцианства в XI-XII вв. как интеллектуальная реакция на ситуацию религиозного и культурного синкретизма. Значения термина «неоконфуцианство», его китайские эквиваленты (ли сюэ, синь сюэ, сун сюэ, дао сюэ, ши сю, шэн сюэ). Использование проблематики и способов постановки проблем, восходящие к даосизму и буддизму; использование методологических схем и моделей, основанных на «Чжоу и»; преимущественная опора теоретических построений на четыре конфуцианские «книги» (шу) − «Лунь юй», «Мэн-цзы», «Да сюэ» и «Чжун юн». Доктрина Чжоу Дуньи (1017-1073) ‒ ассимиляция даосских косомогоническихсхем. Трактаты «Тай цзи ту шо» и «Тун шу». Доктрина Чжан Цзая (1020-1078): связь понятия мировой «пневмы»-ци с космологическими категориями у цзи («Беспредельное») и тай сюй («Великая пустота»). «Критика даосской трактовки «пустоты» (сюй) и буддийских представлений о сознании как источнике феноменального мира. Развитие в учениях братьев Чэн (Чэн И, 1033-1107, и Чэн Хао, 1032-1085) – тенденций, приведших к возникновению конкурировавших школ неоконфуцианства. Категория ли-«принцип» ‒ всеобщее структурообразующее начало. Чжу Си (1130-1200) ‒ систематизация «учения о принципе» (ли сюэ). Учение Лу Цзююаня (1139-1193), создание «учения о сердце» (ли сюэ): «сердце» как тождественное «принципу» вместилище всех «принципов» вселенной. Конкуренция социоцентричной линии Чжу Си и персоноцентричной линии Лу Цзююаня как продолжение конкуренции традиций Сюнь-цзы и Мэн-цзы соответственно. Неоконфуцианство в версии школы [братьев] Чэн − Чжу [Си] (ли сюэ) в качестве имперской идеологической ортодоксии (с XIII в.), ее признание в Японии, Корее и Вьетнаме. Продолжение линии Лу Цзююаня в учении Ван Янмина (1472-1529) (школа Лу [Цзююаня] − Ван [Янмина]). Жесткий акцент при маньчжурской династии Цин (1644-1912) на доктрине Чжу Си в качестве государственной идеологии. Проникновение янминизма в Японию и Корею, возникновение там самобытных школ.
  • Тема 25. Народная религия в Китае. Синкретические религиозные сообщества в новое и новейшее время.
    Специфика традиционного религиозного мировоззрения китайцев. Элитарный и общенародный уровни религиозности. Элитарный уровень: подчинение религиозного переживания задаче гармонизации социально-природных отношений и внутреннего строя личности. Представление об условности персонификации сверхбытийного; персонажи пантеона как символы универсума либо аспекты космического процесса. Внимание к психопрактикам, интегрированным на основе даосской алхимии. Общенародный уровень: отсутствие интереса к догматической проблематике, утилитарное отношение к религии, обращение к обрядам и культам разных религий в зависимости от ситуации. Возникновение в XII-XIII вв. традиции синкретического сектанства. Секуляризаторские тенденции внутри ортодоксального буддизма. Наследование из буддизма идеи организации светской общины верующих и ряда доктрин, в т.ч. космологии и пантеона, представлений о конце света и приходе мессии. Манихейство как один из источников кит. сектантства (Мин цзяо – «Учение о свете»; Чицай шимо – «Вкушение овощей и поклонение Мани [или Маре – владыке демонов]»). Обет полного вегетарианства, культ солнца и луны и т.п. Влияние даосизма и народных верований. Доктрина трех эр – Синего, Красного и Белого солнца, о периодических мировых катастрофах и установлении на земле царства будды грядущего – Майтрейи. Использование даосской символики (верховное божество – «Беспредельный Святой Предок», жизненный идеал – «недеяние». Сляияние двух линий сектантства в единую традицию. Культ верховного женского божества – Ушэн Лаому («Нерожденной Праматери»), жанр проповеднической литературы бао цзюань («драгоценные свитки»). Аморфность, неустойчивость, частая смена названий. Идея спасения членов данной общины благодаря Нерожденной Праматери, которая посылает будд и святых, чтобы вызволить из океана страданий своих заблудших «детей». Вожди как «живые будды», инкарнации Беспредельного и т.п. Активная роль маргинальных элементов – воинов, бездомных, бродячих торговцев, монахов, прорицателей и т.д. (секта Ло Цина – лодочники на Императорском канале и т.п.). В ряде случаев выступления против собственности, требования отказа от имущества или денежного взноса в казну общины, обычай хоронить своих единоверцев без одежды; проповедь «жизни одной семьей», отрицание различий между людьми. Синкретизм пантеонов. Значительная роль психопрактик и боевых искусств в системе коммуналистских ритуалов и деятельности низовых общин. Медиумные сеансы. Синкретические секты в ХХ в. Фалуньгун.
  • Тема 26. Идеи модернизации и реформаторства в Китае XIX – начала XX в. Буддийское влияние в новой китайской философской и общественно-политической мысли. «Современное новое конфуцианство».
    Идеология «усвоения заморских дел»: от Линь Цзэсюя до Чжан Чжидуна. Реформаторское движение. Кан Ювэй, Лян Цичао и др. «Сто дней реформ». Буддийские идеи в историософии Тань Сытуна и Чжан Бинлиня. Реформаторская концепция Тань Сытуна, буддийское влияние на проект перспективного развития китайского общества и человечества. Чжан Бинлинь (Чжан Тайянь) – влияние эволюционизма, перенос идеи борьбы за существование на общество. Переработка идей Канта, Юма, Лао-цзы и Чжуан-цзы, китайского буддизма, анархизма. Космологическая и историософская концепция, согласно которой в процессе эволюции человечества на первом этапе исчезнет любая власть, затем «совместные поселения» и семья, далее человечество избавится от концепции собственного «я» и сольется с истиной нирваны, потом уйдет все живое, из которого мог бы возродиться человек с его аффектами и страданиями; периоду «пяти исчезновений» предшествует период «национализма» – свободного развития народов на основе справедливых законов и морали. Идея морального воспитания на основе буддизма. Буддийские концепты в построения «новых конфуцианцев»: в философии истории Лян Шумина,«новой йогачаре» Сюн Шили, «новом учении о принципе» Фэн Юланя и т.д. Зарождение «нового конфуцианства» как реакция на вестернизаторство. «Первая волна». Философия истории Лян Шумина, концепция парадигматической роли индийской культуры для будущего человечества. «Новая йогачара» Сюн Шили: истолкование «изначального сердца/сознания» (бэнь синь) как истока вселенной и истинной природы человека» онтология «человечности»-жэнь; прозрение «небесного Дао» в конкретных проявлениях врожденного «знания блага» (его атрибут − «прозрачная ясность», дэн мин). Учения Ма Ифу, Чжан Цзюньмая, Фан Дунмэя. «Вторая волна». «Новое учение о принципе» Фэн Юланя: «негативный метод» постижения трансцендентного за счет лишения объекта храктеристик. «Новое учение о сердце/сознании» Хэ Линя; «наука о жизни» Цянь Му. «Моральная метафизика» Моу Цзунсаня: «интуиция мудрости» как развитие концепции «прозрачной ясности» Сюн Шили; онтологизация кантианской свободной воли, превращения ее в субстанцию – абсолютную, универсальную, всепроницающую сферу нравственного бытия; деление бытия на онтологию «привязанную» и «непривязанную» (соотвественно сферы феноменов и ноуменов); три постулата (первичность нравственного действия по отношению к знанию; неограниченные возможности ограниченного бытия человека; способность обрести интеллектуальную интуицию); концепция «изначального (совершенного) учения», восходящая к школе Тяньтай. Учения Хэ Линя, Тан Цзюньи («недвойственности сущности и применения», о построении культуры через самораскрытие нравственности), Сюй Фугуаня. «Третья волна». «Конфуцианский проект» Ду Вэймина: ключевая ценность Китая в мировой культуре («Китай как культурное понятие», вэньхуа Чжунго). «Аналитическая реконструкция китайской философии» Чэн Чжунъина: различение в новом конфуцианстве «учения» (сюэ), ориентированного на знание, и «школы» (цзя), ориентированной на «ценность». Построения Лю Шусяня (смещение центра тяжести от ответственности за передачу Пути к заботе о передаче политической концепции). Юй Инши – автор книги «Цянь Му и новое конфуцианство»: о «высокомерии» концепции «врожденного знания», о том, что линия Сюн Шили – Моу Цзунсаня скорее религия-цзяо, чем учение-сюэ, а Цянь и сам Юй к «новому конфуцианству» не принадлежат, и т.д. Споры о начале «постконфуцианской» эпохи (кончина Моу Цзунсаня в 1995 г.; выход в 1991 г. работы Юй Инши и т.п.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Два доклада на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Посещаемость занятий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Два доклада на семинарских занятиях + 0.5 * Письменный экзамен + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 371с. - ISBN: 978-5-9916-9363-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-srednie-veka-i-rannee-novoe-vremya-433764
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 306с. - ISBN: 978-5-9916-9362-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-drevnego-vostoka-433763
  • История религий Востока : учеб. пособие для вузов, Васильев, Л. С., 2004