• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История и теория психоанализа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическое бизнес - консультирование
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины “История и теория психоанализа» являются: 1. Ознакомление студентов с историей возникновения и развития психоанализа; 2. Развитие навыков оперирования основными психоаналитическими понятиями для дальнейшего их применения в практике бизнес-консультирования и психотерапии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - ознакомление студентов с историей возникновения и развития психоанализа; - развитие понимания и усвоение метапсихологии как базовых знаний; - развитие навыков оперирования основными психоаналитическими понятиями для дальнейшего их применения в практике бизнес-консультирования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • Основные понятия психоанализа. • Ключевые психоаналитические концепции. Уметь: • Уметь оперировать основными психоаналитическими понятиями. • Усвоить психоаналитические этические нормы. Владеть: • Знать теоретические и практические основы психологического консультирования. • Знать основы психологии личности и теории развития личности. • Уметь анализировать научную литературу. • Владеть базовыми навыками индивидуального психологического консультирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психоанализ
    • Исторические, культурные и философские предпосылки возникновения психоанализа. • Дарвинизм и марксизм. • Творчество П. Жане. Учение Ж.-М. Шарко о психогенной природе истерии. Метод катарсиса Й. Брейера. • Становление З. Фрейда как практикующего врача. Определение понятия «психоанализ». • Бессознательное: определение, идеи о существовании бессознательного в допсихоаналитический период. • Ошибочные действия, описки оговорки.
  • Тема 2. Топографическая модель психического аппарата
    • Отношения между системами бессознательного, предсознательного и сознательного. • Понятие цензуры. • Исследование бессознательного. Свойства бессознательного. Свойства предсознательного. • Свойства системы восприятие-сознание. Вытеснение. • Репрезентация и аффект. • Процессы мышления.
  • Тема 3. Теория влечений
    • Определение понятия влечений. Характеристики влечений: источник, цель, объект, сила. • Противопоставление влечений к самосохранению и сексуальных влечений. • Судьбы влечений. • Навязчивое повторение. • Дуализм влечений к жизни и влечений к смерти. • Принцип константности. Парциальные влечения.
  • Тема 4. Нарциссизм, аутоэротизм и отношения с объектом
    • Понятие нарциссизма. • Аутоэротизм. • Понятие либидо. Объектное либидо и Я-либидо. • Первичный и вторичный нарциссизм. • Нормальный и патологический нарциссизм. • Модификация влечений объектом.
  • Тема 5. Структурная модель психического аппарата
    • Оно (Ид). Я (Эго). Сверх-Я (Супер-Эго). • Взаимодействие между этими инстанциями. • Соотношение между топографической и структурной моделями психического аппарата.
  • Тема 6. Инфантильная сексуальность
    • Открытие инфантильной сексуальности. • Соблазнение. • Виды перверсий. • Инверсия. Первофантазмы. • Детская амнезия. • Невроз — негатив перверсии. • Различие между взрослой и инфантильной сексуальностью. • Клиническая виньетка: К. Абрахам «Мужчина, который любил корсеты»
  • Тема 7. Стадии психосексуального развития
    • Оральная стадия. • Анальная стадия. • Уретральная стадия. • Фаллическая стадия. • Эдипова стадия. • Позитивный и негативный эдипов комплекс. • Латентный период. • Подростковый период. • Женское и мужское. • Понятие фиксации. • Типы характеров.
  • Тема 8. Психологические защиты
    • Основные защитные механизмы: расщепление, вытеснение и регрессия. • Виды регрессии. • Расщепление Я и объекта. • Реактивное, компромиссное и замещающее образования. • Образование симптома. • Проекция и интроекция, интернализация. • Инкорпорация, имитация, идентификация. • Интеллектуализация и рационализация. • Аннулирование, отрицание и отказ. • Изоляция. • Идеализация и обесценивание. • Сублимация. • Защита от аффектов.
  • Тема 9. Процессы символизации
    • Представление о вещи. • Словесное представление. • Первичный и вторичный процессы мышления. • Символическое уравнивание. • Ментализация. • Галлюцинирование, сновидение и фантазирование. • Условия, необходимые для запуска процессов символизации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Эссе + 0.3 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бегство от свободы. Человек для самого себя, сост., науч. ред., автор предисл. проф. П. С. Гуревич, 399 с., Фромм, Э., 2004
  • Сумерки богов : сб.: переводы, , 1990

Рекомендуемая дополнительная литература

  • О психоанализе : лекции, Фрейд, З., 2005
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007