• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория и практика нарратива

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и практика нарратива» предлагает студентам-бакалаврам ФКМД рассмотреть основные понятия нарратологии как при анализе текста, так и при его воспроизводстве. Курс включает в себя изучение понятий «история», «событие», «сюжет» и его структура, «персонаж», «точка зрения» и другие. Для анализа студентам предлагаются примеры из русской и зарубежной прозы XX века (А. Платонов, В. Набоков, С. Беккет, Х. Кортасар, Дж. Сэлинджер, Р. Акутагава и др.), на материале которых возможно изучение разных типов повествований, моделей рассказчиков и воспринимающих субъектов. В качестве итогового задания студенты смогут поработать над трансформацией литературного текста в различные формы медиатекста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – сформировать у студентов представление о базовых категориях и понятиях теории повествования, отработать навык применения теоретических основ на историко-литературном материале, познакомить студентов с основными типами и свойствами нарратива, его элементами. В рамках курса студентам предлагается аналитический практикум по работе с художественным текстом, предполагающий нарративный анализ художественных произведений, при работе с которыми студентам дается возможность выработать и закрепить навык академического, критического и творческого письма. Результирующая часть курса предполагает выполнение творческого (проектного) задания по трансформации литературного текста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает определение текста, его свойства и типы.
  • Знает определение нарратива, его типы и структуру.
  • Способен сформулировать понятие события в повествовательном тексте, его свойства, функции в повествовательной структуре текста.
  • Распознает и воспроизводит разные типы повествования, линейное, нелинейное, владеет представлением о структуре сюжета и его функциях.
  • Умеет определять и воспроизводить различные модальности текста, использовать их при построении наррации.
  • Знает организацию субъектной структуры повествовательного текста, владеет навыками анализа субъектной организации текста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное (установочное) занятие. Цель и задачи курса, общий обзор программы, структура оценивания, домашние задания и итоговый проект. Понятие текста. Понятие художественного текста, его признаки, отличия от нехудожественных текстов. Понятие литературного текста, его признаки (вымысел, воображение, дистанция, фикциональность и др.). Отличия литературного текста от других типов художественных текстов (коротко). Основной аппарат курса.
  • Нарратив и нарративность. Понятие нарратива (повествования). Основные понятия нарратологии (необходимые для анализа повествовательного текста): событие, нарратор, его типы, ненадежный нарратор, наррататор, точка зрения. Устройство повествования: модели, типы. Линейное/нелинейное повествование, модальности повествования.
  • Нарратив и нарративность (продолжение). Время в повествовании. Временные и вневременные связи. Организация пространства в повествовании, основные техники, установление пространственно-временных связей, их разрушение. Создание временных и пространственных пересечений, сопоставлений и создание временного и пространственного вакуума. Жанр и нарратив: понятие нарративного ожидания, горизонт ожидания читателя.
  • Понятие нарративности как свойства повествования, характерного не только для литературных произведений (нарративность в изобразительном искусстве, в фотографии, в театре, в кино). Нарратив в литературе и в кино (сравнительный аспект). Принципы репрезентации, отличия, «тотальная видимость». Разность в повествовательной, изобразительной, субъектной организации. Способы организации времени, пространства и модуса повествования (в сравнении).
  • Модальности текста. Создание реального и всех типов ирреального в литературном и кинематографическом текстах (сравнение): потенциальное, желаемое, воображаемое, онирическое, мнемическое. Сопоставление эффектов, производимых на читателя и зрителя при экспериментальной работе с модальностями текста.
  • Субъект и точка зрения; типы субъектов в повествовании, их моделирование; субъект и вещь. «Чужое» слово, несобственно-прямая речь.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное задание по теме 1
  • неблокирующий Письменное задание по теме 2
  • неблокирующий Письменное задание по теме 3
  • неблокирующий Письменное задание по теме 4
  • неблокирующий Письменное задание по теме 5
  • неблокирующий Письменное задание по теме 6
  • неблокирующий Творческое (проектное) задание в группе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Письменное задание по теме 1 + 0.1 * Письменное задание по теме 2 + 0.1 * Письменное задание по теме 3 + 0.1 * Письменное задание по теме 4 + 0.1 * Письменное задание по теме 5 + 0.1 * Письменное задание по теме 6 + 0.4 * Творческое (проектное) задание в группе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Симмонс А. - Сторителлинг. Как использовать силу историй - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 272с. - ISBN: 978-5-91657-507-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62262

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Макки Р., - 4-е изд. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 456 с.: ISBN 978-5-91671-183-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913183
  • Кесенбери У., Брукс К. - Сторителлинг в проектировании интерфейсов. Как создавать истории, улучшающие дизайн - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-714-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62367