• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Космос в медиакультуре

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, Ним Евгения Генриевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Космос в медиакультуре» предназначен для студентов, интересующихся космической проблематикой и ее репрезентацией в самых различных медиа – литературе, фотографии, кинематографе, видеоиграх, музеях, СМИ и социальных медиа. Это множество форм медиатизированного космоса рассматривается сквозь призму базовых категорий «астрокультура» и «астромедиа». В рамках изучения курса преподаватели и студенты задаются вопросами: как астромедиа разных типов конструируют космические образы и нарративы? Как эти образы и нарративы воспринимаются различными аудиториями? Насколько совпадают медийная и отраслевая космические повестки дня? В какой мере астромедиа влияют на астрополитику космических держав и поддержку космических программ? Каковы особенности популяризации астрономии и космонавтики в России и за рубежом? Что можно сделать для улучшения коммуникации между медиа, научным сообществом, космической индустрией и широкой общественностью? Текущий контроль предполагает выполнение заданий как исследовательского, так и творческого характера. Итоговый контроль проводится в форме экзамена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов представления об астрокультуре и способах ее изучения;
  • развить навыки исследования медийных репрезентаций космоса и космонавтики;
  • развить творческие навыки в сфере космической журналистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает различные подходы к исследованию астрокультуры
  • Различает «качественную» и «неудачную» популяризацию связанных с космосом научных знаний и индустриальных проектов
  • Знает инструменты и способы создания астрофотографии
  • Анализирует импактный дискурс в астрономии и медиа, а также дискурс «инопланетного» в НФ
  • Анализирует репрезентации космоса в кинофантастике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в исследования астрокультуры
    Медиатизированный космос как объект исследования. Три подхода к изучению космической тематики гуманитариями: астросоциальные исследования, исследования астрокультуры, исследования астрополитики.
  • Космическая журналистика и астромедиа
    Научная коммуникация в космических науках. Понятие и типы «астромедиа». Специфика космического журнализма и приемы популяризации астрономического знания. Дискуссия о «хорошей» и «плохой» популяризации науки.
  • Визуальные образы космоса и астрофотография
    Проект “популярной науки” на пересечении науки, медиаиндустрии и искусства. (Транс)медийный проект Карла Сагана. Влияние цифровой культуры на репрезентации космоса. Литературные образы космоса, Space Art и астрофотография. Инструменты визуализации недосягаемых космических объектов. Космос между наукой, искусством и данными.
  • Репрезентация небесных тел и внеземных существ
    Медийный и научный образ малых небесных тел (комет и астероидов). Влияние научно-фантастического нарратива на развитие импактного дискурса в астрономии. Программа SETI и поиск внеземного разума. Образ инопланетян в кинофантастике.
  • Космические образы в научно-фантастическом кино
    Популяризация космоса и научно-фантастические фильмы, комиксы и игры. Превращение философии и науки в спецэффект. Различные подходы к определению научной фантастики в контексте космической тематики (например, “научная фантастика как оксюморон” (Р. Китчин), “научная фантастика как демонстрация невозможности вообразить будущее” (Ф. Джеймсон)). Взаимодействие ученых и медиа продюсеров при создании научно-фантастических фильмов о космосе ( «Интерстеллар», «Гравитация», “Марсианин”, “К звездам”, сериалы “Первые”, “Ради всего человечества” и др.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Космос Как Фронтир Социологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fkosmos-kak-frontir-sotsiologii
  • Торн К. - Интерстеллар : наука за кадром - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-00057-536-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91753

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ashkenazi, M. (2017). What We Know About Extraterrestrial Intelligence : Foundations of Xenology. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1292864
  • Bainbridge, W. S. (2014). The Meaning and Value of Spaceflight : Public Perceptions. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=830348
  • Lathers, M. (2010). Space Oddities : Women and Outer Space in Popular Film and Culture, 1960-2000. New York: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355648