• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Бушуев Валерий Дмитриевич, Исмаилов Наиль Ренатович, Кнатько Дмитрий Михайлович, Крупенич Елизавета Алексеевна, Симоненко Юлия Валентиновна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к одной из базовых обязательных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» образовательной программы «Управление бизнесом». Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе обучения по программам «Теория и история менеджмента», «Организационное поведение», «Маркетинг». Этот курс готовит студентов к стратегическому мышлению в эпоху цифровой экономики, когда основная ценность бизнеса и его конкурентные преимущества возникают чаще всего из способностей и умения бизнес использовать и создавать нематериальные активы, а также сетевых эффектов бизнеса, нежели только от физических активов или экономии на масштабе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение комплекса знаний о содержании стратегического управления, методах формирования стратегии, содержании стратегий и их реализации
  • Формирование навыков проведения анализа внешней и внутренней сред компании и определению стратегических альтернатив.
  • Освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений в условия развивающейся глобальной цифровой экономики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты смогут узнать о причинах появления стратегического управления, предметном поле стратегического управления, каким образом динамика внешней среды влияла на эволюцию систем управления компанией, основные подходы к определению понятия стратегия, основные этапы развития теории стратегического управления, элементы стратегического процесса, уровни стратегических решений.
  • Студенты узнают о: типах заинтересованных сторон и факторах, определяющих их влияние, целях формирования миссии, и понятии "стратегические намерения" и их роли в разработке стратегии, задачах управления по целям, областях выдвижения целей. Кроме того, студенты научатся строить карту заинтересованных сторон, формулировать цели и KPI организации.
  • Студенты смогут узнать о компонентах внешней среды и подходах к ее анализу, и о том каким образом используются ключевые факторы успеха при разработке стратегии, а также должны уметь строить матрицу - PESTEL-анализа, анализировать воздействие конкурентных сил с помощью модели 5 сил (а также 6 сил), а также строить карты стратегических групп конкурентов.
  • Студенты узнают о видах и ценности ресурсов и компетенций, и о том, как их развивать, о построении цепочки ценности, а также будут уметь проводить VRIS анализ ресурсов компании, а также использовать цепочку ценности для принятия решений.
  • Студенты узнают о базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес стратегий, а также умеют использовать матрицу Ансоффа для принятия управленческих решений.
  • Студенты узнают о характеристиках корпоративной стратегии фирмы, предпосылках и особенностях осуществления стратегий интеграции и диверсификации, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, подходами к анализу и управлению бизнес портфелем корпораций.
  • Студенты узнают об основных элементах реализации стратегии влияющих на достижение успеха, возможности изменения систем компании, корпоративные системы и культура оказывают влияние на внедрение стратегии и как изменяется стратегия и фирма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в стратегическое управление
    В данном разделе курса вводятся основные понятия стратегического управления (понятия "стратегическое управление", "стратегия", предмет стратегич. управления и т.д.), определяются предпосылки стратегического управления, развитие теории стратегического управления. в рамках эволюции систем управления предприятием, основные стратегические дилеммы, понятия стратегии как содержания и как процесс в современных организациях
  • Стратегическое целеполагание
    В рамках данного раздела обсуждается комплексная природа целеполагания в бизнесе, вопрос влияния заинтересованных сторон на цели и стратегию фирмы, вводится инструментарий для анализа заинтересованных сторон (карта власть интерес), обсуждается основные понятия, связанные с целеполаганием в бизнесе (миссия и видение, SMART-цели, требования к установлению целей, KPI, управление по целям, целевая система).
  • Стратегический анализ: внешняя среда современных организаций
    В данном разделе обсуждаются современные подходы к стратегическому анализу в части анализа внешней среды бизнеса, в т.ч. задачи анализа внешней среды, компоненты среды прямого и косвенного воздействия, вопросы структуры и основных показателей отрасли, вопросы динамики конкуренции и движущих сил отрасли, КФУ. Кроме того разбирается практический инструментарий современного страт. анализа, в т.ч. вопросы мониторинга и сканирования внешней среды с помощью цифровых инструментов анализа, сценарный анализ, PESTEL анализ, анализ отраслевой среды, анализ комплементарных товаров и услуг, построение карт стратегических групп конкурентов.
  • Стратегический анализ: внутренняя среда фирмы
    Данный раздел курса продолжает тему стратегического анализа, в котором раскрывает роль, значимость и основные понятия анализа внутренней среды фирмы, в т.ч. понятия ресурсов и способностей (компетенций) фирмы в рамках ресурсной концепции фирмы, а также понятия в рамках концепции динамических способностей фирмы, раскрывает вопрос конкурентной борьбы за ресурсы и компетенции, вводит инструментарий для анализа ресурсов и способностей фирмы, рассматривается цепочка ценности (на уровне фирмы и отрасли), в т.ч. в части анализа различий в преимуществах и затратах конкурентов. Также в разделе рассматривается SWOT-анализ как способ обобщения результатов анализа внешней и внутренней среды фирмы.
  • Стратегии корпоративного уровня
    В данном разделе курса обсуждаются характеристики корпоративной стратегии, в т.ч. вопросы вертикального, географического, рыночного/товарного охвата, стратегии горизонтальной и вертикальной интеграции, а также различные типы вертикальных отношений, стратегия диверсификации, вопросы cостава портфеля бизнесов и методы его анализа, вопрос управления корпорациями, координирования бизнес-единиц и обеспечение согласованности деятельности головным офисом.
  • Стратегии бизнес-уровня
    В данном разделе рассматриваются конкурентные бизнес- стратегии бизнеса, в т.ч. вопрос достижения конкурентных преимуществ, базовые стратегии по М. Портеру, гибридные стратегии, концепция стратегических "часов", стратегии предприятия на различных этапах жизненного цикла отрасли, эффект временного горизонта конкурентной борьбы на стратегии, а также, факторы, определяющие конкурентоспособность фирм различных размеров.
  • Преобразование организации для реализации стратегии
    Студенты узнают об основных ошибках, возникающих при реализации стратегии, факторах, влияющих на успешность реализации стратегии, основных элементах реализации стратегии, а также, процессах управления, изменения и развития организацией, сопутствующих реализации стратегии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные тесты
    Тесты проводятся как по теоретическому материалу, так и по изученным академическим публикациям. Время проведения тестирования – 1-2 модуль
  • блокирующий Итоговый проект
    Итоговый проект состоит из двух компонент, в т.ч. групповой компоненты (В каждой группе формируется несколько команд студентов (по 5-6 человек), в данных группах осуществляется анализ ситуации или практического примера из бизнеса, разработка стратегии и управленческого решения, презентация итогового решения, выполнение задания осуществляется в групповом режиме, в сессию группы представляют свой вариант решения в формате презентации), а также индивидуальной компоненты (выполнение индивидуального эссе каждым членом команды по заданию с использованием материалов по курсу и вводных проекта). Подробности условия группового задания публикуются в учебный период, условия индивидуальной компоненты публикуются в группе MsTeams по дисциплине не позже чем за 10 дней до сессии. По итогам групповой компоненты студенческая группа готовит консалтинговый отчет (в формате презентации) и отчетную презентацию и представляет проект комиссии в рамках сессии.
  • неблокирующий Выполнение групповых кейсов
    Домашнее задание "Групповые кейсы" – в течение 1-2 модуля каждая группа в командах из 5-6 человек выполняют групповое задание – ситуация или практический пример из бизнеса, где рассматривается конкретная проблемная ситуация, требующая анализа и принятия решения. Выполнение задания осуществляется в групповом режиме и оценивается по критериям полноты и аргументированности разработанных вариантов решения ситуации. Каждая группа формируется готовит в формате презентации свой вариант решения. На семинарах выбранные группы представляют презентацию по решению проекта для общего обсуждения решения. Максимальная оценка за 1 кейс – 0.03 балла, всего кейсов - 5. Общая максимальная оценка за данный вид элемента контроля: 0.15 баллов. Итоговая оценка округляется до сотой доли (например, оценка 0.126 до 0.13; оценка в 0.092 до 0.09 и т.д.).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Выполнение групповых кейсов + 0.65 * Итоговый проект + 0.2 * Контрольные тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • (HBR) Коллектив авторов - Стратегия - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961442625 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8833
  • ALSTYNE, M. W. V., PARKER, G. G., & CHOUDARY, S. P. (2016). Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy. Harvard Business Review, 94(4), 54–62. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=113934414
  • Brandenburger, A. (2019). Are Your Company’s Strengths Really Weaknesses? Harvard Business Review Digital Articles, 2–8.
  • Campbell, A. (2015). The Basic Principles of Strategy Haven’t Changed in 30 Years. Harvard Business Review Digital Articles, 2–3.
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bradley, C., Hirt, M., & Smit, S. (2018). Eight shifts that will take your strategy into high gear. McKinsey Quarterly, 2, 89–99.
  • Campbell, A., & Szulanski, G. (2015). Knowing when corporate headquarters adds rather than subtracts value. McKinsey Quarterly, 4, 102–110.
  • D’Aveni, R. A. (2007). Mapping YOUR Competitive Position. Harvard Business Review, 85(11), 110–120.
  • KAHNEMAN, D., ROSENFIELD, A. M., GANDHI, L., & BLASER, T. (2016). NOISE: How to Overcome the High, Hidden Cost of Inconsistent Decision Making. (cover story). Harvard Business Review, 94(10), 38–46.
  • MALNIGHT, T. W., BUCHE, I., & DHANARAJ, C. (2019). Put Purpose at the CORE of Your Strategy. Harvard Business Review, 97(5), 70–79.
  • Webb, A. (2019). How to Do Strategic Planning Like a Futurist. Harvard Business Review Digital Articles, 2–7.