• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Основы научного менеджмента

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на развитие у студентов навыков научного менеджмента, в частности, создания исследовательской репутации и продвижения своих проектов. Рассматривается академическая среда в России и зарубежных странах. Особое внимание уделяется навыкам поиска научной информации и формированию критериев ее отбора.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать навыки выстраивания академической репутации.
  • Дать инструментарий для продвижения исследовательских проектов.
  • Привить культуру поиска научной информации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками выстраивания академической репутации.
  • Располагает инструментарием для продвижения исследовательских проектов.
  • Обладает культурой поиска научной информации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Построение академической карьеры и исследовательская репутация: российские реалии vs зарубежный опыт. Начало.
    Современное состояние научного знания. Джокер-кейсы [определение наше. – Г.К.] (Джеймс Линдси, Хелен Плакроуз, Питер Богосян, а также др.) в контексте перспектив развития независимой исследовательской мысли и влияния на нее текущей конъюнктуры (Приямвада Гопал, Кристин Стеварт, Сьюзен Зонтаг, Робин ДиАнджело, Эрик Дайсон и др.).
  • Построение академической карьеры и исследовательская репутация: российские реалии vs зарубежный опыт. Окончание.
    Академическая среда в России и за рубежом. Институт постдока. Публикационная активность, коллаборация, грантирование, рейтинги.
  • Критерии отбора и проверки источников: начало. Хищники.
    Хищническая периодика и издательства, токсичные авторы. Нарушения академической этики: плагиат (по уровням – копипаст, плагиат идей, переводной плагиат и т.д.), научный подлог, множественные публикации, публикации с загадочным авторством.
  • Критерии отбора и проверки источников: начало. Хищники.
    Ложное (приписное) авторство + административный ресурс. Недостоверная отчетность по грантам/контрактам/гос. заданиям / договорам/соглашениям и др. = нецелевое расходование средств грантодателей.
  • Критерии отбора и проверки источников: продолжение. Хищники.
    Некорректное цитирование. Само- и перекрестное цитирование. Искажение фактологии/авторства, битые ссылки и т.п.
  • Критерии отбора и проверки источников: продолжение. Охотники.
    Jeffrey Beall’s list, VroniPlug, Диссернет и Диссеропедия (журналы, вузы). Квартили и процентиль. Белые и черные списки библиотек (примеры: НЭБ, а также РГБ – в перспективе) и университетов (МФТИ, НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова и др.).
  • Критерии отбора и проверки источников: продолжение. Судьи.
    Редакционные практики в России и за рубежом. Ретракция статей. Добровольная (пример Фрэнсис Арнольд), принудительная (кейс Ильи Медведева). Внедрение в работу Clarivate Analytics и Elsevier элементов пакетной ретракции (термин Григория Консона).
  • Критерии отбора и проверки источников: продолжение. Гибриды.
    РАН, ВАК Мин. высш. обр. и науки РФ, университеты.
  • Критерии отбора источников и их проверки: продолжение. Инструменты.
    Библиотечная система Стэнфорда. DOAJ и ERIH+, а также CrossRef, ISSN, Ulrih, EBSCO и др.
  • Критерии отбора источников и их проверки: продолжение. Инструменты.
    Сайты академической и quasi-академической периодики.
  • Критерии отбора источников и их проверки: продолжение. Инструменты.
    WoS vs Scopus (предметные рейтинги и рэнкинг), хедлайнеры академической периодики (периодичность публикаций и их вес).
  • Критерии отбора источников и их проверки: продолжение. Инструменты.
    Интеграция ссылок на фактологию и идеи, представленные на классических исследовательских ресурсах, порталах научно-просветительского профиля, а также неакадемических сайтах.
  • Критерии отбора источников и их проверки: окончание. Инструменты.
    Качество и глубина ссылок в контексте проблематизации основного объекта исследования. Выявление/формулирование исследовательских трендов.
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): начало.
    HathiTrust, Unpaywall, Open Access Button, Master Journal List, группы журналов университетов Расселовской группы (Oxford Journals Online, Cambridge Journals Online и др.) и Лиги Плюща (Harvard Journals / Harvard Library и т.п.). Ведущая международная академическая периодика: Nature, Science и др.
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): продолжение.
    PLOS One, SAGE, JSTOR, TEI.
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): продолжение.
    Библиотека Конгресса США, РГБ, eLibrary, КиберЛенинка, Истина (МГУ и др.), Questia.com, ResearcherID, ORCID.
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): продолжение.
    Academia.edu, Google Scholar, Google Books, Frontiers, arXiv.org, ERIC, Psyjournals, ВАК Мин. науки и высш. обр. РФ, диссертационные разделы сайтов университетов России и зарубежья.
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): продолжение.
    Сайты издательских групп – Wiley Online Library, Taylor & Francis, Springer Link и др.
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): продолжение.
    Издательства университетов – топ-20 QS, THE, ARWU.
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): продолжение.
    Сайты государственных и частных архивов, зарубежные агрегаторы: Factiva и др., отечественные: EastView, Public.ru и др.
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): продолжение.
    Поисковики со спорным правовым статусом (Sci-Hub). Профильные группы и блогеры/влогеры/ведущие тематических программ на телеканалах и в социальных сетях (Фейсбук, Telegram, YouTube и др.).
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): продолжение.
    Специализированные шоу- и документально-биографические проекты в медиа («Теория большого взрыва» Чака Лорри, Билла Прэди и Стивена Моларо, «Одиссея» Жак-Ива Кусто и др.).
  • Поиск информации для академических исследований. Сайты (или/и плагины): продолжение.
    Художественные произведения («Муки и радости» и др. романы Ирвинга Стоуна, «Математик и черт» Семёна Райтбурга и т.д., «Игры разума» Рона Ховарда, «Вселенная Стивена Хокинга» Джеймса Марша и др.).
  • Структура, стиль и репрезентативность академического текста.
    Российская и англоамериканская модели. Гибридные кейсы.
  • Перспективы проведения междисциплинарных исследований. Специализация и интеграция.
    Структура успешного проекта: Лайнус Полинг, Дан Шехтман, а также Алексей Хохлов и др.
  • Просветительство и академическая деятельность.
    Россия vs зарубежье: Матвей Бронштейн, Стивен Хокинг, Сергей Капица, Артем Оганов, Вадим Дуда, Николай Подосокорский, Григорий Консон и др. Выход в социально-политическую плоскость: Юваль Ной Харари (конформистский кейс), Авраам Ноам Хомский (пример нонконформизма) и др.
  • Оформление текста: справочно-ссылочные системы.
    Россия (по направлениям). Зарубежье (по направлениям).
  • Методы и методология в гуманитарных и социальных науках.
    Гибриды (пример: идиография vs клиодинамика, а также др.). Подходы в России и США.
  • Тайминг и мотивация.
    Подходы в России и США.
  • Публичное выступление – ораторское искусство.
    Речь и жестикуляция.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лекции
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Задание 1
    Все задания в форме презентаций с выборочной защитой студентом/ами или/и публичным анализом преподавателем. Задания могут выполняться авторами в количестве 1-2 человек.
  • неблокирующий Задание 2
    Все задания в форме презентаций с выборочной защитой студентом/ами или/и публичным анализом преподавателем. Задания могут выполняться авторами в количестве 1-2 человек.
  • неблокирующий Задание 3
    Все задания в форме презентаций с выборочной защитой студентом/ами или/и публичным анализом преподавателем. Задания могут выполняться авторами в количестве 1-2 человек.
  • неблокирующий Задание 4
    Все задания в форме презентаций с выборочной защитой студентом/ами или/и публичным анализом преподавателем. Задания могут выполняться авторами в количестве 1-2 человек.
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамен представляется итоговая развернутая презентация с обязательной ее защитой. Количество авторов - 1.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.1 * Задание 1 + 0.1 * Задание 2 + 0.1 * Задание 3 + 0.1 * Задание 4 + 0.1 * Лекции + 0.1 * Семинары + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carolina Machado, & J. Paulo Davim. (2019). Management Science : Foundations and Innovations. Springer.
  • Topcu, Y.I., Özaydın, Ö., Kabak, O., Önsel Ekici, Ş. (Eds.). (2021). Multiple Criteria Decision Making. Beyond the Information Age.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pierre-Olivier Pineau, Simon Sigué, & Sihem Taboubi. (2020). Games in Management Science : Essays in Honor of Georges Zaccour. Springer.
  • Ulbrich, Hannah, Wedel, Marco, Dienel, Hans-Liudger (Eds.). (2021). Internal Crowdsourcing in Companies. Theoretical Foundations and Practical Applications. Springer.